Ольга Данилова
Конспект музыкальной гостиной на тему «Русская пляска» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение детей к русскому народному танцевальному искусству.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить с национальными танцами и плясками.
• Закрепить знания о жанрах музыки.
• Закреплять умения анализировать музыкальные произведения.
• Приобщать детей к классической музыке.
• Обогащать музыкальные впечатления детей.
Развивающие:
Публикация «Конспект музыкальной гостиной на тему „Русская пляска“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2023
• Развивать художественное восприятие у детей, понимание выразительных средств произведения искусства.
• Совершенствовать умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.
• Развивать представления о средствах музыкальной выразительности.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к танцевальному творчеству.
• Формировать духовную культуру детей средствами музыкального искусства.
Образовательная область: интеграция образовательных областей (познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие)
Оборудование:
-стилизованное под музыкальную гостиную пространство;
- мультимедийная презентация;
-музыкальное сопровождение;
-сундучок с материалами;
- рамки для картин
Ход мероприятия:
Дети входят в зал, исполняя хоровод «К нам гости пришли». После хоровода садятся на свои места.
Муз. рук. : Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас в нашей музыкальной гостиной. Наша сегодняшняя встреча будет посвящена одному из жанров музыки, а вот какому вы мне скажите сами, когда отгадаете несколько загадок:
За руки беремся дружно,
Кругом встанем — это нужно.
Танцевать пошли, и вот —
Закружился (хоровод)
Имеет разные названия,
Но все же виден общий стиль.
С частушкой схожа без страдания
Простая русская … (кадриль.)
Под музыку танцы,
Под музыку встряска
Зовется понятно всем, просто.
То… (пляска)
Муз. рук. : Каким одним словом мы с вами можем назвать все эти три ответа на загадки? (Танец) Совершенно верно- это танцы. И сегодня мы поговорим с вами о танце. Что же такое танец? (движение под музыку)
Да, танец- это особый вид искусства. Танец – это ритмичные, выразительные движения тела, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые, как правило, с музыкальным сопровождением. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца, но мы с вами поговорим сегодня о русском народном танце.
Русский народный танец- что же это такое?
Русский народный танец — это танец, созданный народом и распространенный в быту, обладающий национальными особенностями, проявляющимися в характере, координации движений, манере его исполнения. Для мужского русского танца характерны удаль, широта души, юмор; женский танец отличается плавностью, величавостью, лёгким кокетством. Русские танцы являются неотъемлемой частью русской национальной культуры.
Русский народный танец делится на два основных жанра. Посмотрите на изображение, как вы думаете, что здесь изображено? (на слайде изображение хоровода) Хоровод, совершенно верно.
Хоровод- это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода - это круг, его круговая композиция и движения по ходу солнца берут свое начало из старинных языческих обрядов славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Ярило.
Посмотрим на следующий слайд, и здесь перед нами пляска. (на слайде пляска)
Рассказ об этом жанре русского народного танца мне хочется начать с небольшого четверостишия:
Живет в народе слово,
Оно во мне сейчас,
Душа рвануть готова
В безумный русский пляс.
Пляска является вторым основным жанром русского народного танца.
Пляска – это бурное веселье, лирическое настроение, восторг, любовь. Она дает возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера, показать свою манеру исполнения. Каждый исполнитель может проявить в пляске свою изобретательность, мастерство, «щегольнуть» сложными движениями.
Плясок очень много. Какие пляски вы знаете? (дети называют)
Каждая пляска имеет свои отличительные черты.
(далее идет показ слайдов и краткое описание плясок)
Барыня
Общий настрой танца задорно-иронический (шутливый). При парном исполнении танцор и танцовщица танцуют попеременно (перепляс, как бы соревнуясь между собой. В основе танца лежал конфликт между "барыней" (помещицей) и "мужиком" (крестьянином). Танцовщица выражала величавость, а танцор — ловкость и удаль.
Голубец
Голубе ц (голубиный танец) — старинная русская народная пляска, в которой изображается размолвка и примирение двух влюблённых. Эта парная пляска. Она начинается в очень медленном темпе. Каждый танцор пляшет в своём характере. Девушка стоит на одном месте, стараясь отвернуть лицо от парня, который ходит вокруг неё, подражая голубю.
Посмотрите на следующий слайд и попробуйте изобразить движение танцоров. (на слайде изображен танец Бычок. Дети воспроизводят движения)
На что похожи движения ног, головы? (топот, бодание) Этот танец основан на топочущих движениях и движениях, напоминающих бодание бычков. Именно благодаря этим движениям танец получил название «Бычок»
Камаринская
Веселая, задорная русская плясовая. В основе этого танца лежат шаговые движения. Нога ставится то на пятку, то на носок. Это движение называют выкаблучивание или притоптывание (сбивание грязи с сапога). Руки ставятся на пояс («руки в бо ки», затем разводятся в стороны. Также присутствует элемент присядки, подскока, верчения и хождения по кругу.
Мы рассмотрели с вами лишь несколько примеров плясок, но я думаю, что вы увидели, что каждая пляска имеет свои отличительные черты.
А сейчас я хочу предложить вам устроить веселый перепляс, танцевальное соревнование между командой девочек и командой мальчиков.
Перепляс
(выстраиваются шеренги друг напротив друга, правила очень простые: соревнующиеся попеременно показывали свои движения, а соперник должен их с точностью повторить, при этом показанные уже движения повторять нельзя. Проиграет тот, у кого закончится набор движений)
Муз. рук. : Ребята, как вы думаете, без чего сложно представить себе пляску? (без музыки) Как правило русские народные танцы исполняют под русскую народную музыку, но в творчестве некоторых русских композиторов мы с вами можем встретить русские пляски. И сейчас мы с вами послушаем «Русскую пляску», сочиненную композитором (показ портрета, дети называют композитора) Кто узнал композитора? Совершенно верно, Петром Ильичом Чайковским.
Слушание «Русская пляска»
Вопросы после прослушивания:
-Какая по характеру эта пляска?
-Какой темп в этой пляске?
-Какие движения могут быть в этой пляске?
А сейчас мы с вами познакомимся еще с одной пляской, но вы ее не просто услышите, но и увидите.
(Выходит девочка, танцующая танец и рассказывает четверостишие)
Девочка: До чего сегодня весело у нас-
Под Камаринскую все пустились в пляс.
Танец «Камаринская»
(танцуют девочки)
Муз. рук. : Как назывался танец, который исполнили девочки?
-Какая по характеру эта пляска?
-Какой темп в этой пляске?
-Каким инструментам подражает звучащая на фортепиано музыка? (балалайка, гармоника)
Мы познакомились с вами с двумя разнохарактерными плясками.
А сейчас я вам предлагаю сыграть в игру «Угадай танец»
Под пазлами скрыто изображение танца, мы разделимся на две команды, и вы по очереди будете называть мне цифру пазла, которую надо открыть, если вы не отгадываете изображение по фрагменту, то ход переходит другой команде.
Игра «Угадай танец»
(открывают последний слайд, там изображение цыганского танца)
Ребята, как вы думаете это русский танец? (нет)
А почему вы так решили? (другая одежда)
Совершенно верно, здесь другой костюм. У каждого народа есть свой национальный костюм, который тесно связан с танцем. И сейчас я вам предлагаю рассмотреть два эскиза Ивана Яковлевича Билибина, которые были созданы им для изготовления двух костюмов для балетной сюиты "Русские пляски", в которой блистали известные танцовщики Анна Павлова и Михаил Мордкин.
Рассматривание эскизов
Молодец. Эскиз костюма для балетной сюиты "Русские пляски". 1910
ФГУК "Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева"
-Кто изображен на эскизе? (молодой человек со светлыми волосами и голубыми глазами)
-Во что он одет? (его наряд состоит из традиционных для праздничного русского костюма составляющих: шелковый персикового цвета зипун и зеленый суконный кафтан расшиты золотистой тесьмой и жемчугом)
- Что является главным украшение мужского костюма? (яркий кушак с кистями и круглая шапка, отделанная мехом и драгоценными каменьями)
- Как вы думаете, столь пышный наряд мог принадлежать бедному или знатному молодцу? (знатному)
Муз. рук. : Посмотрите на следующий эскиз.
Девица. Эскиз костюма для балетной сюиты "Русские пляски". 1910
ФГУК "Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева
-Кто изображен на эскизе? (молодая девушка с голубыми глазами и светлыми волосами)
-Во что она одета? (одета в белую вышитую сорочку с широкими рукавами, которые сужаются к запястьям, на плечи девицы наброшена бордовая косынка, поверх сорочки надет традиционный русский сарафан красного цвета, украшенный золотистой тесьмой и длинным рядом пуговиц)
-Что является самым главным украшением костюма? (пышный головной убор - кокошник, которому автор посвятил большую часть комментариев, помещенных на полях листа. Кокошник расшит жемчужными кольцами, стразами, тесьмой и шелком и украшено жемчужными подвесками)
Создавая эскизы к костюмам Билибин был всегда внимателен к деталям. Обычно рисунок сопровождался многочисленными графическими и словесными комментариями, где Билибин давал подробные указания портному. В специальных схемах он показывал, как меняется костюм при движении. На рассмотренных нами эскизах движений очень мало, персонажи выглядят статичными с медленными жестами и едва заметными поворотами голов, что подчеркивает обстоятельность и неторопливость русского национального характера. Билибин в своей статье о русском костюме с восхищением писал: "Был ли красив этот костюм? Он был великолепен. Бывает красота движения и красота покоя. Взять хотя бы наш русский танец. Мужчина пляшет, как бес, охватывая головокружительные по быстроте коленца, лишь бы сломить величавое спокойствие центра танца - женщины, а она почти стоит на месте, в своем красивом наряде покоя, лишь слегка поводя плечами".
Ребята, а скажите мне, когда мы смотрим на эти два эскиза. Мы можем с уверенностью сказать, что здесь изображен танец. (нет) А почему? (здесь нет движения) Посмотрите на следующий слайд. А здесь мы можем сказать, что люди танцуют? (да) В чем проявляется движение? (Движение рук, ног, одежды, волос и. т. д)
Ребята, а мы свами можем запечатлеть танец? (да) Что нам с вами для этого необходимо? (бумага, краски. карандаши) Но у нас с вами ничего этого нет. но у меня есть волшебный сундучок. (показывает сундучок в котором лежат разные тряпочки, бусы, тесьма, пуговки, камешки.) Я вам предлагаю стать художниками и запечатлеть в картине танец, который танцевали наши девочки. Давайте вспомним как он назывался. (Камаринская)
Дети создают картину
(рассматривание работ и подведение итога)
Муз. рук. : Наша встреча в музыкальной гостиной подходит к концу. Сегодня вы узнали, что такое русский народный танец (Что это за танец? –танец, созданный народом, распространенный в быту и обладающий национальными особенностями, познакомились с двумя основными жанрами русского танца (Какими? - хоровод и пляска, послушали два произведения П. И Чайковского (кто может напомнить как они назывались? - «Русская пляска» и «Камаринская», рассмотрели два эскиза И. Билибина и сами стали художниками и создали замечательные картины.
(Дети прощаются и уходят)