Мария Байкова
«В поисках пропавших нот». Конспект музыкального занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии.
Задачи:
Образовательные: обогащать музыкальные впечатления детей. Совершенствовать певческие умения и навыки: правильность звукообразования; красоту звуковедения, точность, внятность, ясность певческой дикции; правильность дыхания, точность интонирования мелодии и ритмического рисунка песни; слаженность ансамбля. Развивающие: развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческие способности детей. Развивать у детей ритмическое, темповое и звуковысотное восприятие, координацию, переключаемость движений. Развивать умение овладевать приёмами игры на детских музыкальных инструментах и умение исполнять произведения в ансамбле;
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг с другом.
Оборудование: Музыкальная аппаратура, ноутбук, фонограммы произведений, фортепиано, мультимедиа- проектор, детские и шумовые музыкальные инструменты: (трещотки-вертушки, трещотки пластинчатые, деревянные коробочки, треугольники, гофрированная бумага, металлофоны, ксилофоны, бубенцы, маракасы, колокольчики, треугольники, бубны). Искусственная ёлка, сундучок, карта, конверт, шапочки с названиями нот, семь нот из картона, мольберт, маленькие ноты по количеству детей.
Предварительная работа:
-знакомство с выразительными возможностями музыкальных инструментов, их тембров, особенности звучания.
-разучивание музыкального приветствия,
- разучивание текста валеологической распевки «Доброе утро»
-обучение детей игре на детских музыкальных инструментах.
-разучивание текста к игре «Найди свое место в домике»
-разучивание песни А. Островского «До, ре, ми, фа, соль…»
Ход занятия:
Дети входят в зал под «Марш солдатиков и кукол», становятся к стульчикам.
Музыкальный руководитель: (поёт) Здравствуйте, ребята! (1,2,3,4,5)
Дети: (поют) Здравствуйте! (5-3-1)
Муз. рук. Ребята, я очень рада вас видеть, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем их.
Дети. Здравствуйте, гости. (5-3-3-5-3)
Гости. Здравствуйте. (5-3-1)
Муз. рук. Ребята, сегодня наше занятие мы начнем с веселой песенки – распевки.
Валеологическая песенка – распевка с оздоровительным массажем.
«Доброе утро»
Доброе утро! /Поворачиваются друг к другу
Улыбнись скорее! /Разводят руки в стороны
И сегодня весь день будет веселее. /Хлопают в ладоши
Мы погладим лобик, носик и щечки /Движения по тексту
Будем мы красивыми /Постепенно поднимают руки вверх,
Как в саду цветочки / выполняя «фонарики»
Разотрем ладошки сильнее, сильнее /Движения по тексту
Ножками потопаем смелее, смелее.
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем/вращают мочки ушей вперед, назад.
Улыбнемся снова, будем все здоровы!
Муз. рук. Ребята, сегодня я получила интересное сообщение от принцессы музыкальной страны - Домисольки, а так же какую-то карту в придачу. Что же Домисолька хочет нам сообщить? Давайте посмотрим, и вы всё узнаете сами.
Звучит запись голоса Домисольки.
Домисолька. «Здравствуйте, ребята! В моей волшебной музыкальной стране случилась беда. Злая волшебница Пауза заколдовала все ноты и теперь в нашем королевстве перестала звучать музыка, наступила тишина. Я слышала, что вы очень умные и сообразительные дети. Помогите нам найти все нотки! Ведь мы так любим музыку! В помощь я послала вам карту с подсказками, в надежде, что она вам поможет! До встречи, ребята!
Муз. рук. Ребята, какие ноты исчезли из страны музыки? Давайте вспомним, как они называются?
«Семь лишь нот всего на свете, хоть любого ты спроси!
Их, конечно, знают дети?»
Дети хором отвечают: «До, ре, ми, фа, соль, ля, си!»
Муз. рук. Ребята, как нам помочь, принцессе Домисольке найти нотки? (Ответы детей)
Муз. рук. Рассмотрим с вами карту Домисольки.
Вот первая подсказка. Ноты «До» и «Ре» спрятаны в сундучке. Где же находится сундучок? Внимательно посмотрите. (Смотрят вправо, влево, находят сундучок, достают из него ноты).
Муз. рук. А вот и нотки…
Дети: «До» и «Ре».
Муз рук: Ребята, чтобы ноты зазвучали, нужно выполнить музыкальное задание. Сейчас я его вам прочитаю.
Задание № 1. Угадайте музыкальный инструмент по звучанию.
Муз. рук. Перед вами находятся карточки с изображением музыкальных инструментов. Возьмите любую карточку и приготовьтесь слушать внимательно музыку. Голос, какого инструмента прозвучит – карточку с изображением именно этого инструмента вы поднимете вверх. ПОСМОТРЕТЬ И ПЕРЕЧИСЛИТЬ ИНСТРУМЕНТЫ. ДЕТЯМ, проверять ответы детей
№1 – звук скрипки
№2 – звук фортепиано
№3 – звук флейты
№4 – звук барабана
№5 – Звучит весь оркестр – все дети поднимают карточки
Вам понравилось звучание этих инструментов? (Ответ детей) Ребята, как вы думаете, как называется этот оркестр? Ответ (Симфонический)
Муз. рук. Молодцы, вы справились с заданием. (Дети относят карточки). Посмотрим в нашу карту, куда же злая волшебница Пауза спрятала остальные нотки? (Дети смотрят в карту). Видите, еще 2 нотки спрятаны под елочкой далеко в лесу. КАКИЕ СЛЕДУЮЩИЕ НОТКИ ПОСЛЕ ДО И РЕ? … Поедем в лес искать нотки? Тогда давайте сейчас с вами послушаем музыку, в котором будет подсказка, на чем можно отправиться в снежный лес. Присаживайтесь на стульчики и внимательно слушайте.
Слушание «Лошадки» Банников
Муз. рук. ребята, прослушав музыку вы догадались на чём мы отправимся в лес? Как вы догадались? (проговорить название произведения и композитора)
Муз. рук. Правильно, на лошадке! Предлагаю вам сейчас озвучить сказку "Едем, едем на лошадке". Мы будем петь слова сказки-шумелки и озвучивать ее на музыкальных инструментах. (Дети берут музыкальные инструменты, садятся. На экране показывают муз инструменты)
Озвучивание Сказки - шумелки "Едем, едем на лошадке"
Дети медленно идут по кругу и поют слова сказки.
Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой.
Скок-скок-скок (2раза)
(Муз. рук. и один ребенок играют на ксилофонах (коробочке) скачками, изображая топот копыт.
Санки скрипят / (на трещотке-вертушке изобразить скрип саней)
Бубенчики звенят / (Другой ребенок играет на бубенцах)
Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой.
Скок-скок-скок (2раза)
Ветер шумит /(предлагается ребенку сыграть на маракасе)
Дятел стучит/ (равномерные удары по деревянной коробочке или на ложках)
Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,
Скок-скок-скок (2раза)
Холод, стужа / (ребенок играет на треугольнике – таинственно 5 раз)
Снег пушистый кружит, кружит/ (ребенок изображает снег на бубне круговыми движениями)
Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,
Скок-скок-скок (2раза)
Ехали мы, ехали, наконец, доехали,
С горки у-ух! /(ребенок исполняет глиссандо на металлофоне)
В ямку -бух! /(ребенок ударяет один раз по пластиковой коробочке)
Приехали!
Муз. рук. Ребята, посмотрите, мы с вами оказались в лесу возле елки, вам не кажется, что она очень похожа на елку из нашей карты. Может, именно под ней спрятаны волшебные нотки? (Находят) Вот и нотки «Ми» и «Фа». Прочитаем, задание, которое нужно выполнить, чтобы их расколдовать. (Читает задание на карте)
Задание № 2. Исполнить музыкальное произведение в оркестре самодельными инструментами.
Муз. рук. Довольно сложное задание. Попробуете его выполнить?
Но сначала я хочу загадать вам одну загадку:
Кто невежливый такой: повернулся к нам спиной.
Стал размахивать руками прямо в зале, перед нами.
Не приучен он к порядку, или делает зарядку?
С кем звучит оркестр иль хор? Знаем, это (дирижер)
- Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который управляет музыкантами. Вот и мы сейчас с вами поиграем в игру «Дирижер и оркестр»
(Встают полукругом по подгруппам)
Чтоб оркестром нам сыграть, инструменты нужно взять
Инструменты выбирайте, дружно по местам вставайте!
Ход игры: Выбирается «дирижер». Остальные дети распределяются на 3 подгруппы, размещаясь соответственно группам инструментов. Две подгруппы сидят на стульях, другие 2 стоят позади них. Звучит музыка, дирижер – ребенок руководит своим оркестром – дирижирует, показывает, какой группе инструментов играть, когда играть всем вместе, когда — выбранным солистам. Затем, выбирается другой дирижер.
(Дирижер надевает шляпу и берет дирижерскую палочку)
Муз. рук. Отлично справились с заданием. Посмотрим в нашу карту.
Скажите, какие ноты ноты спрятаны где-то в сугробе. Давайте вместе поищем его. (Ищут, находят нотки. Читают задание на карте.)
Задание №3. Помогите ноткам найти свое место в домике.
Муз. рук. Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Найди свое место в домике». Для этого вам нужно самим превратиться в нотки, относите инструменты, надевайте шапочки и запоминайте название своей ноты.
(Поставить 7 стульчиков в ряд по количеству нот, листочки с названием нот).
Муз. рук. играет на пианино, дети ходят по кругу перед стульями и поют:
Мы по кругу идем, звонко песенку поем.
«До-ре-ми-фа-соль-ля-си - Си-ля-соль-фа-ми-ре-до»
А как песенку допели, нотки быстро в домик сели.
После слова «сели», дети-«нотки» бегут к стульчикам, садятся в последовательности расположения нот по порядку. (На стульчике тоже картинки с нотами) Муз. рук. проверяет, правильно ли дети нашли свое место и говорит:
Вот пора уже опять ноткам выйти погулять.
Играет на пианино веселую музыку, дети делают поскоки врассыпную, парами, затем говорит:
Погуляли вы у дома, перепутались все снова.
Игра проводится еще раз с другими детьми.
Муз. рук. Молодцы, ребята. (Дети относят шапочки)
Посмотрим последнее задание на карте.
Видите, нота «Си» спрятана в конверте, а конверт находится у нас в детском саду. Возвращаемся назад? (Ответ детей) Тогда сядьте и закройте глаза, и пусть волшебная музыка перенесет нас обратно. (ПОЛОЖИТЬ КОНВЕРТ НА ВИДНОЕ МЕСТО)
Муз. рук. Вот мы и на месте. Вставайте, ребята. Где же спрятан конверт с ноткой? (Дети ищут, находят). Прочитаем последнее задание.
Задание № 4. Угадайте мелодию (хорошо у нас в саду) угадывают исполняют песню
Муз. рук. С этим заданием вы легко справитесь.
Муз. рук. Ребята, вы справились со всеми заданиями, и, наконец, мы собрали все нотки. Давайте вернем их в домик. (Дети прикрепляют ноты на мольберт) Посмотрите, что получилось?
Просмотр видеоролика на кране.
Домисолька (запись): Дорогие ребята, вот вы и нашли все наши потерянные нотки. Вы такие умные, дружные, весёлые, со всеми заданиями справились. Злые чары волшебницы Паузы рассеялись, и в нашем королевстве вновь стала звучать музыка. Спасибо вам. До новых встреч, мои маленькие друзья.
Муз. рук. Принцесса Домисолька, мы с ребятами рады были помочь тебе. Правда, ребята? (ответы)
Рефлексия.
Муз. рук. Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии? Какое задание было трудное? Какое задание было интересным?
Ну а сейчас настала пора прощаться.
Муз. рук. До свиданья, дети. (Поет. 1-2-3-4-5)
Дети. До свидания. Поют (5-4-3-2-1)