людмила закирзянова
Конспект коррекционно-развивающего занятия психолога в подготовительной группе «Путешествие в поисках волшебного письма»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект коррекционно-развивающего занятия психолога в подготовительной группе
Актуальность
В последнее время резко возрастает число детей, у которых наблюдаются различные нарушения, связанные с переработкой сенсорной информации. Всем известно, что познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем богаче восприятие и ощущение, тем многограннее будут сведения об окружающем мире, которые получает ребенок. Успешность физического, умственного и речевого развития в большей степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Более того, чувственное познание внешнего мира- необходимая предпосылка интеллектуального и речевого развития.
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия психолога в подготовительной группе „Путешествие в поисках волшебного письма“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
В настоящее время дошкольники, имеющие недостатки речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Наблюдается тенденция к увелечению числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в ДОУ. Приоритетными и значимыми в своей работе считаю коррекционное направление в деятельности дошкольного учреждения. Поэтому выбор эффективных методов и приемов, учитывающих особенности детей как нормотипичных, так и с ограниченными возможностями здоровья. Метод сенсорной интеграции в своей работе предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на активизацию познания всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорные системы.
В процессе развития восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, осязательные образы. Поэтому одной из задач развития детской деятельности является развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Каждое занятие строится в виде игры. Предлагаю вашему вниманию коррекционно- развивающее игровое занятие по обогащению чувственного опыта детей путем игр и упражнений сенсорной интеграции. По своему опыту, знаю, чем разнообразнее оборудование, тем легче сделать каждое занятие с ребёнком неповторимым и интересным. Игры с сенсорными пособиями помогают заинтересовать ребенка, вызвать интерес к экспериментированию, расслабить, обеспечить успешное выполнение задания,развивают психическое развитие. Работа по обогащению чувственного опыта невозможно без создания предметно- развивающей среды. Коррекционная деятельность в рамках метода сенсорной интеграции предполагает наличие достаточно большого количества специализированного оборудования. В своей практике использую сенсорное оборудование, «Дом Совы» тренажеры, игры пособия, служащие для тактильной чувствительности детей. Это и сенсорные коробки, стол игровой с песком и световым эффектом, балансировочная доска, «Яйцо Совы», гамак, сенсорный туннель, ортопедическая дорожка, полусфера массажная, (кочки резиновые массажные, массажные коврики, тактильные мячики, пушистые помпоны, камешки марблз, природный материал.
Таким образом, использование метода сенсорной интеграции в работе психолога часто позволяет найти «волшебный ключик» к взаимодействию с ребенком, имеющем сложности в обучении, развитии и социализации, позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка.
Конспект коррекционно- развивающего занятия
педагог- психолог Закирзянова Людмила Владимировна
Тема: «Путешествие в поисках волшебного письма»
Возрастная группа : дети подготовительной группы
Цель: Профилактика и коррекция нарушений сенсорной интеграции.
Задачи :
Коррекционно- образовательные :
1. Обогатить сенсорный опыт детей по средствам различных сенсорных игр и упражнений.
2. Способствовать формированию пространственных представлений через развитие схемы собственного тела и манипулирование предметами;
Коррекционно-развивающие :
1. Развивать умение ориентироваться на плоскости с опорой на план; развивать мелкую и крупную моторику
2. развитие зрительного, тактильного, слухового анализаторов;
3. Развивать когнитивные процессы: внимание, память, образное мышление, восприятие.
Коррекционно- воспитательные :
1. Заинтересовать детей совместной деятельностью, вызвать эмоциональный отклик, любознательность.
2. Способствовать доброжелательному отношению друг к другу, умению ориентироваться на сверстников в ходе совместной деятельности.
Методы и приё мы:
Наглядные: наблюдение, демонстрация, упражнения, игровые ситуации, беседа.
Оборудование: 6 снежинок- карточек с заданиями, письмо от Деда Мороза, карта (из 6 ти частей, музыкальное сопровождение, сенсорные коробки, песочные часы, сенсорное оборудование : стол игровой с песком и световым эффектом (4 шт, балансировочная доска (2 шт, «Яйцо Совы», туннель детский игровой (1 шт, полусфера массажная, (кочки резиновые массажные) (2 шт, массажные коврики (7 шт, - снежные комочки (на каждого ребенка, фонарик на батарейках, коврики на каждого ребенка, влажные салфетки., камешки марблз.
Ход занятия:
Дети входят в музыкальный зал.
Психолог : Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас здоровыми и с хорошим настроением проходите, пожалуйста, проходите в круг.
Другу руку мы даем,
Дружно в круг мы все встаем,
Будем улыбаться
Не будем огорчаться!
Почувствуйте тепло рук соседа.
Ребята, посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с гостями и подарим им свои улыбки.
Психолог : Рассаживайтесь поудобнее.
Дети рассаживаются на ковре по кругу, в «Круг радости».
Упражнение «Волшебный человечек»
(Индивидуализация – создание условий для личного успеха)
Психолог : Посмотрите, у меня в руках музыкальная шкатулка. В ней находится человечек, которого вы хорошо знаете: он единственный и неповторимый, он самый лучший, самый умный, самый красивый, он большой волшебник, без него наше путешествие просто невозможно. Каждый из вас, открывая шкатулку, должен посмотреть на него, улыбнуться и сказать «Как ты мне нравишься!»(личностная мотивация).
Далее психолог спрашивает детей : «Кого вы видели в шкатулке?».
«Значит, вы и есть волшебные человечки, которые творят чудеса».
Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо. Ой, а где оно (психолог осматривает карманы и вокруг себя).
Разговор психолога и детей прерывает звонок смс сообщения.
Давайте его прочитаем. Я- Баба — Яга, захватила волшебное письмо, и спрятала в этом зале в укромном месте, которое я указала на карте. Карту я разделила на 6 частей, которые вы получите после выполненных заданий. Там! На неведомых дорожках.
Психолог : Странно, где эти неведомые дорожки? Ребята, думаю путешествие начинается с перехода по волшебному туннелю. Давайте заглянем в туннель, смотрите, там огонек светить. Вперед! На встречу приключениям, за волшебным письмом!
Давайте скажем волшебные слова :
«Мы- ребята- дошколята
Раз, два, три - в волшебный мир заходи!»
Дети передвигаются по туннелю.
Психолог : Итак, наш волшебный путь состоит из разных дорожек: «Дорожка- неделька», «Песочная дорожка», «Дорожка — загадка», «Дорожка — находок». Пройдя по дорожкам, мы найдем части карты, соберем ее и узнаем где Баба- Яга спрятала письмо.
1 «Дорожка- неделька».
Психолог : Посмотрите, перед вами дорожка из массажных ковриков. Нужно взять в две руки «снежки» и пройти по коврикам, останавливаясь на каждом, хлопаем «снежками» друг о друга и называем день недели.
Дети передвигаются по дорожке здоровья по детскому ортопедическому коврику. Стоя на массажных ковриках без обуви в носках выполняют упражнение.
Упражнение «Иди –говори»
Задача ребенка: держа в руках «снежки» необходимо пройти по ортопедическому ковру, называя параллельно дни недели.
Психолог : Поздравляю, мы справились и с этим заданием. Смотрите, под одним из ковриков лежит первая часть карты. Держим наш путь дальше. Впереди нас ждет «песочная дорожка.»
2. «Песочная дорожка»
Дети подходят к игровым столам с песком и световым эффектом. Распределяются по двое рядом столов, выполняют задание
Упражнение «Здороваемся с песком»
Психолог :Давайте поздороваемся с песком. Положите ладошки на песок. Песок лежал в коробке был грустным, давайте его развеселим. Послушайте, он смеется. Давайте его погладим, согреем песок руками. Наберите в руки песок и пропустите его между ладонями. Послушайте, он с вами здоровается. Слышите? Он говорит тихо: «С-С-С-С-С!»
Давайте сделаем из песка блинчик и нарисуем на нем волнистую дорожку.
Упражнение «Песочная дорожка» (продолжи ряд) Дети выполняют задание под музыку.
Взрослый показывает карточку — задание простого узора. Ребенок должен нарисовать указательным пальцем такой же узор на песке. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов (камешки марблз).
Посмотрите, какие волшебные, превосходные, дорожки у вас получились. Молодцы, ребята! Выполнив это задание, вы получаете вторую часть карты.
Держим наш путь дальше. В путешествие всегда помогает веселое настроение.
3 «Дорожка- загадка»
Смотрите, снова снежинка — задание, которую оставила Баба- Яга. Читаю задание : стоя на массажных полусферах (кочки) и балансировочных досках, удерживая равновесие нужно правильно ответить на шуточные вопросы. Готовы, ребята? Дети договариваются между собой, кто первым встанет на доску и кочки.
Упражнение «Будь внимателен»
Задача ребёнка — стоя на балансировочной доске или массажных полусферах (двумя ногами, удерживая равновесие, правильно отвечать на вопросы-шутки.
Вопросы-шутки: (по одному вопросу для каждого ребенка)
-Кошки живут в воде? - Кто носит детеныша в сумке?
-Снег черный? - Кто на себе свой дом носит?
-Вода сухая? - Кого называют длинноухим трусишкой?
-Крокодилы летают? - Сколько ног у курицы?
- Молодцы, справились и с этим заданием, потому что мы дружная команда. За это мы получаем 3 часть карты. Впереди нас ждет 4 дорожка находок. А вот и снежинка - задание, в которой указано, найти в сенсорных контейнерах предметы- находки, которые кто то потерял, забыл. Внимание! Пока сыпятся песочные часы каждому из вас нужно найти по три игрушки и выложить их на столе. А сделать это нужно ровно за 30 сек.
4 «Дорожка находок»
На столах стоят сенсорные контейнеры, наполненные разными материалами (шишки, камушки, фасоль, горох) в них спрятаны маленькие игрушки. Детям нужно найти предметы за определенное время.
Вы готовы? Дети: Да!
Психолог : Я переворачиваю часы, а вы начинаете отыскивать предметы в контейнерах, их должно быть ровно 24. Вперед!
Дети выполняют задание.
Психолог : Время кончилось! Давайте посчитаем, сколько предметов нашли. А вот и остальные части карты. Дети находят в контейнере части карты.
Психолог : Молодцы!
Давайте соберем карту на магнитной доске и определим, где находится волшебный предмет, а в нем и письмо,
Команда детей складывает на магнитной доске карту путешествия и определяют где находится необычный предмет. (Яйцо Совы). Дети находят среди предметов снежинку- записку от Б. -Я. Баба Яга: Молодцы ребята, со всеми заданиями вы справились! – и никого по пути не потеряли. За смелость, за старание, ловкость, отдаю вам письмо от самого доброго волшебника Деда Мороза.
Психолог : Давайте пройдем в круг радости, сядем на коврики и прочтем письмо от Деда Мороза. Рассаживайтесь поудобнее.
Письмо Деда Мороза.
«Здравствуйте, дорогие ребята». Это пишу вам я - добрый волшебник. Получил и прочитал все ваши поздравления в честь моего Дня рождения. Спасибо вам большое!
Знаю, что вы часто вспоминаете обо мне, верите в сказки и с нетерпением ждете волшебного праздника. Совсем скоро мы с моей внучкой Снегурочкой соберем огромный мешок с подарками, погрузим его в сани, и отправимся в путь, чтобы приносить людям радость и счастье. Радует то, что у вас столько друзей. Ведь друзья – это главное наше богатство, которое не купишь ни за какие деньги. Дорожите ими. Я желаю вам крепкой дружбы, и еще больше минут радости.» Дед Мороз.
Психолог : Ребята, вы большие молодцы! Дружные, смелые, находчивые.
Вы немного устали во время нашего путешествия и я вам предлагая сейчас отдохнуть.
Упражнение «Солнечный лучик»
Психолог : Закройте глаза и представьте как выглянуло солнце и солнечный лучик решил с вами поиграть. Дотронулся до ваших глаз - откройте глаза. Дотронулся до ваших щечек - пошевелите щеками, до ваших губ- улыбнемся друг другу,
До плечиков- поднимаем и опускаем
До ваших рук- -машем руками.
До ващих ног- встаем на ноги.
Рефлексия:
Вам понравилось путешествие? Что больше всего запомнилось? Какое задание для вас было сложным, интересным? Дети высказывают свои впечатления от пройденного пути.
Хотели-бы вы вернуться туда снова? Если вам понравилось путешествие, то возьмите желтые драгоценные камни, а если вы устали или что- то у вас не получилось, то синие.
Дети выбирают декоративные камешки. Показывают, раскрывая ладошку.
Я вижу у вас замечательное настроение. Давайте эти драгоценные камни положим в шкатулку и оставим Б. -Я. чтобы у нее всегда было хорошее настроение, и она больше не вредничала.
Возвращение:
Психолог : «Чтобы вернуться в наш детский сад, скажем волшебные слова :
«Мы- ребята дошколята. Один, два, три, - в детский сад нас перенеси!»
Воспитатель: Мы снова в детском саду, как он называется? («Золушка») Давайте улыбнемся нашим гостям и попрощаемся.
Ритуал прощания.
Упражнение «Всем, всем, до свиданья».
Дети образуют столбик из своих кулачков (по одному кулачку) и с улыбкой говорят: «Всем, всем, до свидания!»