Галина Новикова
Конспект музыкального занятия «В гостях у Осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкального занятия «В гостях у Осени»
Цель: Донести музыкальный и художественный образ осени до сознания детей.
Задачи: Познакомить детей с произведениями живописи, музыки, литературы, рассказывающими о ранней, золотой и поздней осени. Развивать музыкальное восприятие (память, внимание, мышление).
Публикация «Конспект музыкального занятия „В гостях у Осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Формировать музыкально-двигательные способности детей (развитие ритмичности, совершенствование координации движений, ориентировка в пространстве).
Ход занятия:
Дети заходят под музыку «Вальс» Е. Дога в зал
Детей встречает музыкальный руководитель в костюме Осени.
Осень: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте
Осень: Догадались, кто я?
Дети: Осень!
Осень: Я очень рада видеть вас снова в нашем музыкальном зале. Вы любите осень? За что вам нравится это время года? (ответы детей)
Осень: Многие поэты, художники и композиторы воспринимали осеннее время года и выражали свои мысли в стихах, картинах и музыкальных произведениях.
- Дети, как вы думаете, какая бывает осень? (ответы детей)
Осень: Ранняя, золотая, поздняя (дождливая, грустная, урожайная)
А какие осенние месяцы вы знаете?
Я вам буду показывать картины, а постарайтесь узнать, к какой осени они относятся (ранней, золотой, поздней)
1. «Осенний пейзаж», Н. В. Нестеров. (ранняя осень, многие деревья еще остаются зелеными, а некоторые уже надели свои яркие наряды — желтые, оранжевые, багряные).
Звучит Вивальди «Осень» часть 1, дети читают стихи.
***
Я сидел сегодня дотемна
Около открытого окна.
Вдруг на подоконнике прилег
Золотистый маленький листок.
За окошком сыро и темно,
Вот он и влетел в мое окно.
Он дрожит. И видно, оттого
Шевелится хвостик у него.
***
За окошком лист осенний пожелтел,
Оторвался, закружился, полетел.
Рыжий листик подружился с ветерком,
Все кружится и играет под окном.
А когда веселый ветер улетал,
Желтый листик на асфальте заскучал.
Я пошла во двор и листик подняла,
Принесла домой и маме отдала,
Оставлять его на улице нельзя,
Пусть живет всю зиму у меня!
О. Чусовитина
***
Паутинка, как кораблик,
Тихо в воздухе плывёт.
Это батюшка Сентябрь
Снова в гости к нам идёт.
Он берёзки разрисует,
Птичек в стайки соберёт.
И в линеечку косую
Дождь нечаянно пришлёт
А потом проглянет солнце,
Заиграет всё кругом.
Лишь сердитый раздаётся
Вдалеке последний гром.
Вопрос: музыка, картина, стихи соответствуют друг другу? Они рассказывают об одном осеннем месяце? О каком? (сентябре)
2. «Золотая осень» Левитан. .
Звучит Чайковский П. И. «Октябрь. Осенняя песнь, дети читают стихи.
С. Маршак. ОКТЯБРЬ
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
Г. Соренкова. ОКТЯБРЬ
Сеет дождик в октябре
Лужи на дороге.
В желтой кружатся листве
Осени тревоги.
Лес багряный за рекой
В белой дымке скрылся
И тумана пеленой,
Как плащом укрылся.
Тучи по небу с утра
Стаями летают.
Дни листки календаря
Октябрю считают.
***
С украшеньями ларец,
Лес знакомый превратила
В позолоченный дворец.
Озабочены зверушки:
Прячется поглубже крот,
Шубку с рыжею опушкой
К холодам лисичка шьёт.
На полях ковёр озимый
Поднялся и снова сник.
В низком небе журавлиный
Слышится прощальный крик.
Вопрос: музыка, картина, стихи соответствуют друг другу? Они рассказывают об одном осеннем месяце? О каком? (октябре)
3. «Поздняя осень». Левитан.
Звучит Вивальди «Осень» часть 2, дети читают стихи.
Т. Керстен. УНЫЛЫЙ НОЯБРЬ
Яблони и сливы голые стоят.
Выглядит уныло наш осенний сад.
За окном то дождик, то холодный снег.
Мрачно, неуютно на душе у всех.
Утонуло солнце в лужах ноября.
Но не будем злиться на него мы зря.
Приготовим лыжи, санки и коньки.
Ждут нас очень скоро зимние деньки
***
Мерзнет ветер в ноябре,
Холодом простужен:
Он на утренней заре
Встретился со стужей.
Тучей неба синева
От земли закрыта,
И осенняя трава
Инеем покрыта.
Лед на лужице блестит,
Лужа замерзает.
Это к нам зима спешит,
(Л. Луканова)
***
Подошёл ноябрь хмурый,
Дождь и слякоть без конца.
И нахохлились, как куры
По овражкам деревца.
Над раскисшею дорогой
Кружит поздних листьев медь.
Вновь в уютную берлогу
До весны залез медведь.
Стайка снегирей румяных
Села на ольху в кружок.
И бесшумно на поляну
Первый падает снежок.
Вопрос: музыка, картина, стихи соответствуют друг другу? Они рассказывают об одном осеннем месяце? О каком? (ноябре)
Осень: Сегодня мы увидели, как удивительным образом сочетается музыка, живопись и поэзия.
Эти виды искусства, как детали мозаики, складываются в живописную картину. Всё это помогает нам понять замыслы художников и музыкантов.
Осень: А наш осенний праздник продолжается.
___
Сегодня в гости к нам спешат
Дружные сестрицы.
Они веселых танцев
И песен мастерицы.
Мы тихонько посидим,
Что же будет, поглядим.
Под русскую народную мелодию «Я на горку шла» в музыкальный зал, пританцовывая, заходит Маняша. За ней медленно бредет сонная Дуняша. Она несет большую цветастую подушку, устраивается на скамеечке спать.
Маняша (поет под минусовку).
Я на горку шла, тяжело несла,
Уморилась, уморилась, уморилася!
Дуняша (идет, «плетет» ногами, в руках подушка, голова на подушке).
Знамо дело, уморилась, уморилася!
Маняша.
Пироги пекла да избу мела.
Уморилась, уморилась, уморилася!
Дуняша (садится или ложиться на скамеечку, голову кладет на подушку).
Я всю ночь спала, и полдня спала.
Ох, как сильно уморилась, уморилася!
Поправляет подушку и опять ложится.
Маняша.
Дуняша, вставай поскорей!
Смотри, сколько гостей!
Дуняша.
Вовсе не хочу вставать,
Не мешайте Дуне спать!
Маняша.
Слушай, Дуня, хватит спать!
Пора гостей нам привичать!
Дуняша (медленно встает, читает стихотворение нараспев, с закрытыми глазами).
Вставать по утрам неохота и лень.
Спала б я все утро, спала б я весь день.
Спала б я весь вечер, спала бы всю ночь,
А встану — опять завалиться не прочь.
Опять укладывается.
Маняша. Кажется, я придумала, как можно ее разбудить! Давайте споем веселую песенку. Дуняша тоже очень петь любит. Точно знаю, весь сон ее как рукой снимет!
Песня ___
Дуняша (ворочается, потягивается, зевает). Эх! Хороша песня! Сплясать бы, да больно кушать хочется! Машка, а Машка, ты же вроде пироги собиралась печь? Давай тащи свои пироги! Сейчас мы с ребятками угостимся как следует!
Маняша. Поработай сначала, а потом уж и пироги спрашивай! Бери-ка метлу, пойдем двор мести. Гляди-ка, сколько листьев осенних нападало! (Подает Дуняше метлу.)
Дуняша. Такие листочки красивые, неохота даже и убирать, пусть еще полетают! (Отмахивается, продолжает сидеть на месте.)
Танец с осенними листочками.
Дуняша. На-до-е-ло! Летят и летят эти листья, конца-краю им не видать! Нет от нее никакой радости, и пользы никакой, кроме вреда!
Маняша. Что ты говоришь, Дуняша! Как это, нет никакой радости, никакой пользы! А фрукты, овощи, грибы? Запасы на зиму?
Дуняша. Запасы, запасы. Какие такие запасы? Современные дети вообще не знают, зачем нужны эти овощи-фрукты.
Маняша. Все они прекрасно знают. Знают и то, что овощи и фрукты — полезные продукты.
Дуняша. А это мы сейчас проверим!
У меня в руках корзинка (показывает),
В ней осенние дары.
Все, чем только я богата.
Принесла для детворы.
Принесла я овощи с огородной грядки,
А вот чтобы их узнать, отгадай загадки.
1. Не шит, не кроен,
А весь в рубцах,
Семьдесят одежек,
И все без застежек. (кочан капусты)
2. В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (помидор)
3. Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать? (морковь)
4. Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу (лук)
5. Бордовые, пузатые, как бочки,
Сидят поодиночке. (свекла)
6. Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуешь
Даже маленькую дольку —
Будет пахнуть очень долго. (чеснок)
7. Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…(баклажан)
8. Эти крепкие ребятки
В листьях прячутся на грядке.
Лежебоки-близнецы
Зеленеют… (огурцы)
Дуняша. Ну, все! Хватит! Теперь плясать давай!
Маняша. Погоди плясать, я еще с делами не управилась. Сейчас на кухню сбегаю, проверю, как там тесто. А ты тут ребят пока развлеки чем-нибудь. А вот когда вернусь, тогда и плясать будем!
Дуняша. Ладно. Я тогда еще загадку загадаю
И зелен, и густ
На грядке вырос куст,
Подкопай немножко,
Под кустом лежит. (картошка)
А вот про картошечку отдельный разговор. Картошечка. А где картошка? Машка! Где картошка? Беги скорее в погреб за картошкой, а то у меня лекция срывается!
Маняша (слышен голос из-за двери). Сходи, Дуняша, сама. У меня тесто подошло, я пирожками занялась.
Дуняша. Вот вечно так: все мне приходится самой делать! Где же там эта картошка? А вот она! (Берет мешок с картошкой, картошка просыпается через дырку в мешке.) Машка! Машка! Откуда дырка в мешке?
Маняша (голос из-за двери). Не знаю, Дуняша, может, мышки прогрызли. Попроси ребят, они помогут тебе картошку собрать.
Игра «Собери картошку ложкой»
Дуняша. Ох, плясать охота! Машка еще со своими пирогами застряла на кухне. Да ну ее! Пусть ковыряется!
Выходи, честной народ,
Сейчас Дуня в пляс пойдет!
Будем праздник отмечать,
Будем весело плясать,
Чтоб Дуняша захотели
В гости к нам прийти опять.
Танец ___
Дуняша. Ох, уморилась, не могу! Машка, а Машка! Ну, скоро ты там со своими пирогами? Тащи их сюда скорее! Мы давно готовы к приему пищи!
Маняша. (голос из-за двери). Погоди, Дуняша, еще чуть-чуть. Пусть подрумянятся, как следует.
Осень. Дуняша, поиграй с детками еще.
Игра с платком. (Под музыку дети идут по кругу, по окончании - поворачиваются спиной в круг, садятся на корточки и закрывают руками лицо. В это время Дуняша накрывает одного из детей. Повернувшись в круг, дети должны отгадать кто спрятан под платком)
Дуняша. Спасибо вам, ребята! Казалась мне осень скучной и неприветливой. А теперь поняла я, сколько красоты и радости в ней!
Входит Маша с пирогами.
Маняша. Спасибо вам, ребята, за песни звонкие да танцы веселые, за стихи красивые.
Дуняша. Ой, Машка, вот и ты со своими пирогами! Подгорели, небось?
Маняша. Ничего и не подгорели. Вот они — румяные, душистые, сдобные!
На них корочка пшеничная,
А начинка в них — яичная.
А вот тут — вкусные
Пироги капустные.
Кто пирог с повидлом любит?
С мармеладом? Курагой?
Подходите, угощайтесь!
Пироги на вкус любой!
Всех ребяток сейчас и гостей угостим! Угощайтесь на здоровье да хвалите осень-кормилицу. А нам, Дуняша, пора. Работы в огороде еще много. Не зря в народе говорится: «Осень — запасиха, зима — подбериха». До свидания!
Дуняша и Маняша уходят.
Осень. Уважаемые ребята, мы Маше и Дуняше подняли настроение. Теперь давайте выстроим пирамиду,и узнаем, какое настроение сейчас у каждого из нас.
Рефлексия «Пирамида»
Дети поочерёдно кладут друг другу руку на руку и говорят своё мнение.
Осень: Чему вы сегодня научились, и что нового узнали? Что вам больше всего понравилось?
Выстраивается пирамида и мы её потом поднимаем.
Осень: Спасибо за то, что вы были вместе со мной.
Всему в природе свой черед,
За осенью зима придет.
Хоть и жалко расставаться,
Но с осенью пора прощаться.
Дети уходят в группу.