Екатерина Белоглазова
Конспект музыкального занятия с элементами ритмопластики «Сказки гуляют по свету»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказки гуляют по свету
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №6 «Березка»
КОНСПЕКТ
с элементами ритмопластики
на тему:
«СКАЗКИ ГУЛЯЮТ ПО СВЕТУ…»
Подготовила и провела:
Белоглазова Е. М.
музыкальный руководитель
Публикация «Конспект музыкального занятия с элементами ритмопластики „Сказки гуляют по свету“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Ритмика и ритмопластика
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Тема: «Сказки гуляют по свету…»
Программные задачи:
1. Учить детей ритмично, правильно и согласованно с музыкой выполнять основные, плясовые и танцевальные движения.
2. Учить находить и самостоятельно отмечать средства музыкальной выразительности на примере образа Бабы-Яги. Упражнять в умении сравнивать музыкальные произведения с похожими названиями, находить черты сходства и различия.
3. Развивать у детей умение выражать характер образов и сказочных персонажей через двигательную импровизацию, используя характерные движения и соотнося их со звучащей музыкой.
4. Закреплять навыки выразительного и эмоционального исполнения песен, передавая характер песни
5. Тренировать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, речь.
6. Содействовать развитию музыкальных и творческих способностей у детей.
7. Воспитывать у детей коммуникативные навыки, поощрять стремление к дружелюбию.
Атрибуты и оборудование:
- атрибуты для творческой импровизации «Солнечные зайчики» : ленты, (по 2 на каждого ребёнка)
- предметы из волшебных сказок : искусственный цветок.
Технические средства:
Мультимедийная установка для просмотра слайдов; видео-презентация; музыкальный центр; аудиозаписи музыки : «Сказочка» (муз. С. Прокофьева); «Баба-Яга» (муз. П. Чайковского); «Избушка на курьих ножках» (муз. М. Мусоргского «Праздник каждый день» - старшая группа - CD 3 №14; №2)1; «Солнечные зайчики» (муз. А. Варламова); пальчиковая видеоигра «Цветочек» (муз. Е. Железновой); жанровая музыка : полька плясовая для двигательной игры «Раз, два, три – сказочный герой, замри!»; музыка для релаксации.
Музыкально-игровой репертуар :
Музыкально-ритмические движения
- пружинящий шаг и бег (в парах) (муз. Е. Тиличеевой); боковой галоп (в парах) («Детская полька» муз. А. Жилинского); упражнение для рук (Шведская мелодия); пляска «Дружные пары» («Полька» муз. И. Штрауса) - «Ладушки» : «Праздник каждый день» - старшая группа с. 239; с. 238; с. 249; с. 243, с. 246.
Пение
- упражнение для развития слуха и голоса: «Дюймовочка и жук»
(муз. и сл. А. Евтодьевой - сборник «Учимся петь и танцевать, играя!» с. 13, с. 17)
- песни: «В сказках чудеса»» (муз. и сл. Э. Чуриловой);
Предварительная работа:
- Восприятие (слушание) : С. Прокофьев «Сказочка»; П. Чайковский «Нянина сказка», «Баба-Яга» (из «Детского альбома»); М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках».
- Разучивание музыкально-игрового репертуара :
Музыкально-ритмических движений : пружинящий шаг (в парах); боковой галоп (в
парах); упражнения для рук; ритмической видеоигры «Солнечный зайчик»; пляски «Дружные пары».
Распевок: «Дюймовочка и жук»» (муз.
и сл. А. Евтодьевой); песен: «В сказках чудеса»»
Пальчиковой игры «Цветочек» (Е. Железновой)
- Чтение сказок : «Дюймовочка» Г. Х. Андерсена, «Золушка» Ш. Перро, русских народных сказок из сборника А. Афанасьева «Народные русские сказки»; беседа по содержанию; составление рассказов о сказочных героях.
- Драматизация волшебных сказок с участием персонажа Бабы-Яги.
- Проведение театрализованных игр по теме: «Волшебство начинается…»
- Рассматривание иллюстраций и рисунков в книгах с изображением сказочных героев.
- Просмотр музыкальных клипов к произведениям, сказок и мультфильмов.
- Проведение дидактических игр» «Сказочное лото», «Узнай сказку», «Сказочные карты».
- Проведение циклов занятий по рисованию, лепке, аппликации на темы: «Волшебные сказки», «Мой любимый сказочный герой», «Ярмарка чудес», «У лукоморья дуб зелёный…».
- Знакомство с произведениями В. Васнецова «Избушка на курьих ножках», «Баба-Яга», «Иван-царевич на сером волке».
- Организация выставки детских работ на тему: «Сказки гуляют по свету» в группе и фойе детского сада.
- Изготовление волшебных сказочных предметов, элементов костюмов для сюжетно-ролевых игр.
Ход занятия:
Структура Деятельность детей и взрослых
1. Вводная часть
- Создание игровой
Мотивации
Приветствие
Музыкально-
ритмические движения :
- пружинящий шаг
(в парах)
- боковой галоп (в парах)
- упражнения для рук
(Шведская мелодия)
- Ритмическая видеоигра «Солнечный зайчик»
- Творческая импровизация с атрибутами (по выбору детей) «Солнечные зайчики»
(«Солнечные зайчики»
муз. А. Варламова - аудиозапись)
- Упражнение на регуляцию мышечного тонуса
«Шалтай-Болтай»
2. Основная часть
Восприятие
(слушание) музыки
- «Баба-Яга»
(муз. П. Чайковского аудиозапись)
- «Избушка на курьих ножках»
(муз. М. Мусоргского
аудиозапись)
- Этюд
«Избушка на курьих ножках»
Пение
- Пальчиковая видеоигра
«Цветок»
- упражнения на развитие слуха и голоса:
- «Дюймовочка и жук»
(муз. и сл. А. Евтодьевой)
-
- Песни:
* «В сказках чудеса»
(муз. и сл. Э. Чуриловой)
3. Заключительная часть
Пляска
«Дружные пары»
(«Полька» муз. И. Штрауса)
Творческая
двигательная игра
«Раз, два, три – сказочный герой, замри!»
(музыка по выбору м. р.)
упражнение на
релаксацию
«Солнечный зайчик»
(музыка для релаксации)
Музыкальный руководитель (далее м. р.) приходит к детям в группу, где воспитатель читает им волшебную сказку. Здоровается и сообщает, что сегодня в музыкальном зале их тоже ждёт волшебство. Затем все заходят в музыкальный зал,музыкальный руководитель приветствует детей
Муз рук Здравствуйте ребята (поёт)
Дети «Здравствуйте»
Солнышко ясное здравствуй
Небо прекрасное здравствуй
Все мои подружки
Все мои друзья
Здравствуйте ребята
Как люблю вас я
Муз. рук. Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться путешествовать в сказочную страну. Каких сказочных героев вы знаете? А если вам на пути встретится злой сказочный герой вы испугаетесь его?
А приведёт вас в сказочную страну музыкальная дорожка,
Вставайте парами и отправляемся в путь! (Дети встают парами друг за другом). Пойдём осторожно, чтобы не спугнуть волшебство. (Дети выполняют пружинящий шаг)
Тропинка стала шире, мы можем двигаться по ней боковым галопом. (Дети двигаются боковым галопом в парах)
А сейчас на нашем пути повстречался непроходимый лес. Покажем, как деревья тянутся к небу, шелестят своею кроной и покачивают своими сильными ветками.
Упражнение для рук
(Выполняют упражнение для рук)
Ой, посмотрите, солнечный зайчик выглянул из-за листвы, чтобы вывести нас из этого дремучего леса! Подойдём поближе и поприветствуем его! (Дети подходят к экрану)
Ритмическая видеоигра «Солнечный зайчик»
(На экране появляется заставка солнечные зайчики скачут).
М. р. : Посмотрите, они приглашают нас порезвиться вместе с ними! Хотите? (Ответы) Тогда выбирайте себе атрибуты и будем веселиться!
Творческая импровизация с атрибутами «Солнечные зайчики» (муз. А. Варламова)
(Дети самостоятельно выбирают атрибуты и выполняют импровизацию)
Как красиво у нас получилось! Спасибо солнечным зайчикам, с их помощью мы смогли поднять себе настроение и преодолеть опасный путь.
(На экране появляется Шалтай-Болтай с клубком)
М. р. : Ребята, вы догадались, кто это? (Ответы)
Да, в сказках есть один странный герой –
Шалтая-Болтая мы знаем с тобой!
Упражнение на регуляцию мышечного тонуса «Шалтай-Болтай»
Шалтай-Болтай сидел на стене, - свободное движение руками
Шалтай-Болтай свалился во сне. из стороны в сторону, в конце
«повиснуть», опустив руки вниз
Вся королевская конница, - поскоки на месте
И вся королевская рать - бодрый шаг на месте
Не могут Шалтая, - «удивиться», в конце -
Не могут Болтая собрать! упасть на пол
М. р. : Посмотрите, а что у него в руках? (книга)
Посмотрите, какая красивая книга! В ней, наверное, живут сказки. А вы любите сказки? (Ответы) Раскроем её и попробуем угадать, о каком сказочном герое идёт речь. (В записи звучит пьеса «Баба-Яга» П. Чайковского. Дети слушают и называют произведение)
Слушание «Баба-Яга» (муз. П. Чайковского)
(На экране появляется заставка с изображением Бабы-Яги)
М. р. : Правильно. Какой в ней изображена Баба-Яга? Что она делает? (Ответы и предположения детей) Вы правильно заметили, что Чайковский изобразил Бабу-Ягу коварной, страшной, хитрой.
А теперь послушаем, как изобразил Бабу-Ягу другой композитор, Модест Петрович Мусоргский.
(На экране появляется заставка «Избушка на курьих ножках»)
Слушание «Избушка на курьих ножках» (муз. М. Мусоргского)
(Дети слушают и высказывают своё мнение)
Правильно, Мусоргский в своём произведении хотел рассказать нам о том, какой бывает Баба-Яга на самом деле, когда её никто не видит.
Может, попробуем изобразить под музыку дремучий лес, избушку и её хозяйку? (Дети соглашаются. Выбирают несколько «избушек», «Бабок-Ёжек», остальные дети изображают «деревья») Слушайте внимательно музыку, она подскажет, когда должна появиться Баба-Яга, что должны делать избушка и деревья.
Этюд «Избушка на курьих ножках»
(Дети исполняют этюд. М. р. хвалит детей, озвучивает наиболее удачные композиции и оценивает их)
М. р. : Скажите, пожалуйста, что помогло композитору и вам передать образ? (Звук, мелодия, темп, характер музыки)
Пришло время вновь заглянуть в сказку. А её название поможет нам угадать вот этот предмет
(М. р. показывает искусственный цветок)
М. р. : А кому принадлежит вот этот предмет? (Предположения)
Правильно, из него появилась Дюймовочка. Как красиво она раскачивалась на нём!
Пальчиковая видеоигра «Цветок» (муз. Е. Железновой)
(Появляется заставка «Дюймовочка и жук»)
М. р. : К Дюймовочке в гости прилетел важный жук. Кто хочет рассказать, о чём же они беседуют?
(Выбирают несколько пар – мальчик-девочка)
Распевка «Дюймовочка и жук»
(Дети выразительно и эмоционально исполняют распевку по ролям)
А теперь попробуем рассказать, что же за чудеса происходят в русских сказка
Песня «В сказках чудеса» (муз. и сл. Э. Чуриловой)
(Работа над эмоциями и исполнением песен в характере)
М. р. : Действительно, чудеса, да и только! Ребята, у нас осталась ещё одна сказка, к сожалению, на сегодня последняя. Чтобы нам её узнать, прошу загадку отгадать!
(Загадывает загадку к сказке «Теремок». На экране появляется заставка)
.Где-то в поле он стоит,
Из трубы дымок летит.
Заяц, мышь, лиса, лягушка,
Волк и косолапый мишка
Дружно, весело живут,
Хором песенки поют.
Отвечай скорей, дружок,
Это сказка…
(Теремок)
М. р. : Правильно. Герои этой сказки действительно были дружными и очень любили танцевать! Ну-ка, дети, выходите, дружные пары всем покажите!
Пляска «Дружные пары» («Полька» муз. И. Штрауса)
(Дети исполняют разученную пляску. М. р. отмечает наиболее точное, согласованное и выразительное исполнение)
М. р. : Сколько разных сказочных героев мы сегодня повстречали!
Раз, два, три – не ленись, в героя сказки превратись! Под музыку вы будете двигаться в её характере и изображать своего героя, а когда музыка остановится - вам нужно будет замереть и не шевелиться! Запомните, герои могут быть разными и выполнять только подходящие для него движения! Раз, два, три – не ленись, в героя сказки превратись!
Игра «Раз, два, три - сказочный герой, замри!»
(Игра проводится под аудиозапись музыки разных жанров, чтобы м. р. мог увидеть творчество детей. Дети играют в игру, педагоги отмечают самые удачные образы и их точную передачу. На экране вновь появляется солнечный зайчик)
М. р. : Посмотрите, солнечный зайчик появился вновь, чтобы сказать нам о том, что нам пора возвращаться из сказочной страны. Он заглянул нам в глаза, побежал по лицу, по лбу, носику, остановился на ротике, щёчках, подбородке, ласково погладил наши руки, плечи, Он забрался за шиворот, играет и веселиться с нами.
коснулся пяток и убежал так же, как и появился.
Упражнение на релаксацию «Солнечный зайчик»
(Дети ласково и мягко поглаживают те части лица и тела, которые называет педагог. Изображение исчезает)
М. р. : Ну, вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Что вам запомнилось больше всего? Что понравилось? Мне очень понравилось, как вы выполняли движения, как точно передавали образы солнечных зайчиков и Бабы-Яги с избушкой. А что понравилось Вам, Ирина Анатольевна?
(Воспитатель высказывает своё мнение)
М. р: Что ж, ребята, книга закрывается, сказочка кончается…
Но вы не расстраивайтесь, мы обязательно встретимся с ней ещё раз, и очень скоро. До новых встреч со сказкой! Становитесь друг за другом, волшебный клубок отведёт вас в группу!
(Прощаются по-музыкальному и уходят в группу)