Ольга Зарубина
«Сказки ходят по свету» (творческое рассказывание, обучение детей речевой группы)
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей речевой группе.
«Сказки, гуляют по свету!»
Лексическая тема: «Посуда. Продукты Питания»
Провела: педагог высшей категории Зарубина О. В.
Санкт-Петербург
Введение.
Публикация «„Сказки ходят по свету“ (творческое рассказывание, обучение детей речевой группы)» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит в общую задачу развития речи дошкольного возраста. Обучая ребенка рассказыванию, т. е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, мы помогаем ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звука и слово - произношения. Иными словами, совершенствуем все стороны речи ребенка - лексическую, грамматическую, фонематическую.
В старшем дошкольном возрасте новым для детей видом обучения являются занятия по творческому рассказыванию на предложенный сюжет. Рассказывание по сюжету усиливает интерес к рассказыванию в целом, подготавливает к литературно - словесному творчеству, с которым они встретятся в школе.
Цель: развитие связной речи у детей с ТНР, через обучение творческому рассказыванию.
Задачи:
1. Формировать у детей познавательные способности, через знакомство с окружающим миром (неживая природа).
2. Развивать все стороны связной речи, активизировать и обогащать словарь детей по лексическим темам: «Посуда. Продукты питания».
3. Продолжать учить детей творческому рассказыванию, умению связывать в единую сюжетную линию разные объекты, формировать умение составлять сказочный текст.
4. Вспомнить с детьми значение слова «сказка», какие жанры сказок знакомы.
5. Учить строить сложные, распространенные предложения, используя языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, почему, зачем и т. д.)
6. Развивать речевое творчество, умение слушать сверстников, педагога.
7. Продолжать формировать любовь к литературе, к разным литературным формам и жанрам, в частности стихотворным сказкам и загадкам.
8. Развивать все психические процессы.
Оборудование:
Стол, коробка со скатертью, модели для беседы, ларец, письмо, чайный сервиз.
Предварительная работа:
Беседы по темам, просмотр презентаций, художественная деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры, режиссерские игры, разрезные картинки, рассматривание журналов, чтение художественной литературы, пальчиковые игры,
словесные игры, разные виды театрализации и т. д.
Ход деятельности:
Звучит песня в исполнении В. Толкуновой «Сказки гуляют по свету», дети, слушая, рассаживаются на стулья.
- Хорошая песня, правда? Она нас сегодня привела в гости к сказке!
Давайте продолжать, и узнавать, что нас ждет впереди. Посмотрите, какая красивая коробка у меня на столе, хотите ее открыть? Для этого попрошу вас отгадать загадку:
«Эта скатерть знаменита, тем, что кормит нас досыта.
Что сама собой она, вкусных кушаний полна!» И это… скатерть - самобранка!
Давайте помогайте мне, накрыть ею стол.
Первый шаг к сказке мы сделали, теперь, чтобы шагать дальше, ответьте мне на вопросы:
- Что такое сказка, чем она отличается от рассказа? (сказка это вымысел, а рассказ, это то, что может быть на самом деле).
- Какие бывают сказки? (о животных, волшебные, бытовые, авторские.)
- Если самим придумывать сказку, что в ней должно быть? (завязка (начало); середина, (содержание); развязка (окончание, название).
- И последний вопрос, в какой стране мы с вами живем? А любят ли у нас сказки? Почему? (учат добру, дружбе и т. д.)
По ходу беседы, можно показать модели-картинки, помогающие детям сформулировать правильный ответ.
Раздается стук в дверь, педагог выходит и возвращается, с ларцом (коробкой, красиво оформленной).
- Какая красота, но мне ее не открыть! Ой, а здесь конверт сбоку приклеен, почитаем:
Послушайте и вспомните, что это за сказка, и кто ее написал?
«И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит.
А за ними блюдца, блюдца -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы - дзынь!- натыкаются,
И стаканы - дзынь!- разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.»
- Узнали? Ну, конечно, К. И. Чуковский «Федорино горе», так как вы думаете, что в ларце? (посуда).
- А какая же там посуда, ведь она может быть разной? Какой? Опять нам поможет загадка:
«К завтраку все чашки, блюдца
Вместе утром соберутся.
К чаю вовсе не случайно
Есть сервиз, какой же?» (Чайный)
- Смотрим, верно, в ларце очень красивый, чайный сервиз! Но я не дочитала письмо, это посуда так же убежала от Федоры, и в письме просьба, чтобы посуда смогла вернуться к своей хозяйке, нам нужно придумать про нее небольшую сказку. Попробуем? Вам небольшая подсказка, есть у русского народа традиция, когда к нам приходят гости, то чем чаще всего их угощают? (чаем, с чем-то вкусным).
-Давайте, чтобы успешней вам думалось и придумывалось, проведем разминку.
«В понедельник, вторник, среду,
Повар борщ варил к обеду,
А в четверг и пятницу,
Суп из каракатицы.
За субботу, воскресенье,
Наварил он таз с вареньем,
Постоял над тазом,
Да и съел все разом!»
- Присаживайтесь, жду ваших идей, с чего могла начаться наша сказка? (варианты детей). Последующие вопросы вытекают из ответов детей, примерно: Что было дальше? Кто пришел? (ушел) Кого встретили? Что он тогда сделал? И т. д. Чем все закончилось? В конце придумать название. Если позволяет время, дети сами повторяют сказку, если время ограничено, педагог подводит итог, дети помогают, дополняют.
-Хорошая у нас получилась сказка, я думаю теперь чайная посуда сможет вернуться к Федоре. Поставим ее обратно в ларец, я ее отнесу, за дверь, а вы это время скажите волшебные, сказочные слова, какие помните?
Вот и подошла к концу наша сказка, понравилось? А что понравилось больше всего?
Вашу сказку, я как всегда запишу, а вы к ней нарисуете иллюстрации. Все вы молодцы!