Ольга Анатольевна Наумова
Конспект музыкального занятия для подготовительной группы ДОУ «Краски осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие №5 (сентябрь)
Тема: Краски осени.
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе.
Образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие. Музыка»
Тип занятия: интегрированное
Цель: вызывать восхищение красками осенней природы, учить видеть колорит осеннего пейзажа с помощью музыки.
Задачи:
Образовательные:
Обобщить представление детей об осени, ее разнообразных проявлениях, ее «звучании».
Публикация «Конспект музыкального занятия для подготовительной группы ДОУ „Краски осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Познакомить детей с творчеством русского композитора П. И. Чайковского.
Познакомить детей с картинами русских художников (И. О. Левитана).
Формировать умение грамотно анализировать произведение, характеризуя основные средства музыкальной выразительности (темп, динамика, мелодия).
Развивающие:
Развивать способность эмоционально откликаться на музыку.
Совершенствовать вокально-хоровые навыки, умение играть на музыкальных инструментах, развивать чувство ритма.
Развивать воображение, творческие способности.
Совершенствовать навык согласованного выполнения музыкально-ритмических движений.
Воспитывающие:
Продолжать воспитывать любовь к красоте осенней природы через музыку.
Вызывать у детей желание передавать настроение музыки движении, в пении.
Воспитывать у детей любовь к классическому наследию, чувству прекрасного : уметь видеть красоту природы и оберегать ее, слышать красоту музыки – художественный вкус.
Перечень дидактических материалов, оборудования: портреты- композитора П. И. Чайковского, художника И. Левитана, картина художника И. И Левитана "Золотая осень", картина П. Соколова «Сборы на охоту. У крыльца», осенние листья, музыкальный центр, картинка «Плетень», набор музыкальных инструментов – барабан, ложки, кастаньеты, треугольник; «ритмушки» (ритмические схемы); презентация (приложения к занятию).
Репертуар:
1. Попевка «Доброе утро, рада вас видеть».
2. «Осенняя песня. Октябрь», «Охота. Сентябрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
3. «Падают листья», муз. М. Красева, сл. М. Ивенсен.
4. Музыкально-ритмическая игра «Плетень» под русскую народную песню «А мы просо сеяли».
5. Танец -импровизация «Балет с листочками» под музыку Л. Делиба «Полька-пиццикато».
6. Попевка «До свидания».
Ход занятия
Вводная часть:
Музыкальный руководитель: Вы сейчас будете входить в зал под музыку. Внимательно слушайте, а потом, когда музыка закончится вы расскажите что почувствовали.
Дети входят в зал под музыку «Охота. Сентябрь» (П. И. Чайковского)
Что можете сказать об этой музыке? (Ответы детей). Правильно она звучала громко, быстро, настойчиво… Мы привыкли входить в зал под музыку марша. Это был марш? Удобно было под нее шагать – маршировать? (Ответы детей). Попробуйте маршировать…не получается, хочется быстрее двигаться. Прохлопайте метр. Какие движения вам бы хотелось выполнять под эту музыку? (Ответы детей). Давайте попробуем выполнить галоп…Дети садятся на стульчики.
Музыкальное приветствие. Попевка «Доброе утро, рада вас видеть».[/b] (с прохлопыванием метрической пульсации)
Основная часть:
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами попадем в волшебный мир музыки, и красок. Красок Осени.
Ребята, а какую осень вы знаете?
Дети: раннюю- золотую, позднюю.
Музыкальный руководитель: А сейчас какая осень? Почему вы так решили?
Дети: ранняя, осень только началась, листья на деревьях желтеют, опадают….
Музыкальный руководитель: Ребята, а какой сейчас месяц Осени?
Дети: сентябрь.
Музыкальный руководитель: Пьесу, под которую мы входили в зал, так и называется – «Сентябрь» из цикла «Времена года». Музыку написал великий русский композитор П. И. Чайковский и второе название этой пьесы – «Охота». В то время, когда жил композитор, в сентябре начинался сезон охоты, поэтому музыка проникнута этим настроением. На охоту собирались очень рано. Подготавливали собак, лошадей. На охоту отправлялись на лошадях. Вот почему нам хотелось скакать, как лошадкам. Посмотрите на картину. Что на ней изображено? Какое настроение у людей? Как ведут себя собаки?
(Ответы детей)
Охота было любимым развлечением, забавой людей, сопровождающейся шумной и радостной суматохой в предчувствии славной добычи. Поэтому музыка звучала радостно, восторженно, ярко, динамично, в ней мы слышим перекличку охотничьих рогов, звонкий лай собак.
Но сам Петр Ильич любил «тихую охоту», то есть побродить по лесу, насладиться осенней природой, пособирать грибы.
Осень бывает разная, только осенью бывает такое буйство красок! Ранней осенью природа наряжается в разноцветный наряд. Каких только цветов и оттенков не увидишь!
Сейчас мы с вами послушаем еще одно музыкальное произведение из этого же цикла «Осенняя песня» Чайковского. А каким настроением проникнута эта пьеса?
«Осенняя песня. Октябрь» П. Чайковский (из цикла «Времена года»). 1 ч
Музыкальный руководитель: Какое настроение вы почувствовали?
Дети: светлое, грустное, печальное, жалобное, плачущее.
Музыкальный руководитель: Да, в этой пьесе выражено печальное настроение. Как звучала музыка? Темп? Динамика? Мелодия?
Дети: тихо, медленно, плавная мелодия, как будто кто-то поет…
(Муз. руководитель играет, ребята выполняют мягкие плавные движения руками, «рисуя» плавную линию)
Музыкальный руководитель: Я сейчас сыграю вам мелодию отдельно, а вы послушайте как один голос старается взлететь легко и свободно, но тут же стихает, опять взлетает и снова стихает, напоминая нам листочек, который оторвался от веточки (играю). А второй – звучит увереннее, его короткие музыкальные фразы успокаивают, утешают (играю).
Музыкальный руководитель: Ребята, кто помог композитору написать такую красивую музыку? Конечно сама волшебница природа. Посмотрите на картину русского художника И. О. Левитана «Золотая осень».
Показ картины И. О. Левитана «Золотая осень»
Музыкальный руководитель: Какие краски использует Левитан в своей картине? (ответы детей). Послушайте какие точные слова подобрал русский писатель Иван Андреевич Бунин в своем стихотворении, описывая это волшебное время года.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
И. Бунин
! Объясняю слова: терем расписной, лиловый, багряный, пестрый, резьба (сравнение, лазурь, просветы.
С чем сравнивается лес? Какие слова поэт подбирает для создания картины осени? (Ответы детей). Давайте прислушаемся и придумаем, какие звуки можно услышать осенью.
Упражнение на развитие певческого дыхания.
- ветер шумит (на звук «У» в голос)
- руки замерзают, мы их согреваем (дыхание через нос на ладошки).
- вот подул ветерок, подхватил листок («зашуршали» – использование «звучащего жеста» - ладошка о ладошку).
- побежали за листочком и в лесу потерялись, как детей найти собрать? Будем голосом искать.
Распевка «Ау» (автоматизация «А», «У» - сначала всем вместе, потом индивидуально, называя имя ребенка, по принципу игры «Имя на ладошке» (ритмическая работа).
Исполнение песни «Падают листья», муз. М. Красева, сл. М. Ивенсен
Музыкальный руководитель: Ребята, какой инструмент поможет нам украсить песню? (на столе лежат инструменты – барабан, ложки, кастаньеты, треугольник. Выбор ребят.) Почему вы выбрали этот инструмент? (Объяснения детей). Я с вами согласна, треугольник звучит легко, полётно, как будто листочек полетел, закружился…Давайте попробуем исполнить песню с музыкальным инструментом на проигрыш.
Исполнение песни: 1 куплет поют ребята 1 ряда, проигрыш -2 ряд; 2 куплет – поют ребята 2 ряда, проигрыш – 1 ряд, по схеме (приложение)[/i]
Музыкальный руководитель: Вам понравилось, как мы песню спели? А чего нам не хватает?
Дети: листочков.
Музыкальный руководитель: Правильно, возьмем листочки и с ними давайте потанцуем.
Танец -импровизация «Балет с листочками» (музыка звучит, ребята выполняют движения, пауза - замирают)
Музыкальный руководитель: Ребята, листочки летали, кружились, немного устали, решили отдохнуть, на плетень присесть. (листья кладут по периметру ковра)
[i]Музыкально-ритмическая игра «Плетень» под русскую народную песню «А мы просо сеяли».[/i]
Заключительная часть
Музыкальный руководитель: Ребята, что вам сегодня запомнилось на занятии? О чём нам сегодня рассказала музыка? Какие музыкальные произведения об осени мы слушали? Назовите композиторов. Как вы думаете, почему композитор сочинил музыку, поэт написал стихотворение, а художник картину о природе? (ответы детей). Правильно, потому что природа – это красота, доброта, которая нас окружает. Что никогда не сделает человек, любящий природу? Правильно, он не сможет сломать дерево, разорить гнездо птицы, оставить разведённый костёр в лесу. А музыка открывает нам красоту природы и помогает нам ее услышать, а значит сберечь.
Наше занятие подошло к концу. До новой встречи, до – свидания!
Музыкальная попевка
Мы и пели и играли,
И ни сколько не устали,
А теперь нам спеть пора -
(Поют с прошлепыванием по коленям.) До свидания.