Алина Кисель
Формирование музыкального вкуса у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование музыкального вкуса у детей дошкольного возраста
В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном
опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное
место отводится искусству. Музыка через отражение многообразия
жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачу
художественного познания мира, поэтому она занимает значительное
место в системах общего и музыкально – профессионального
Публикация «Формирование музыкального вкуса у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
образования, единой целью которых является воспитание
разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями,
умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.
Осуществление данной цели возможно только при условии воспитания
устойчивых духовных потребностей личности, в том числе потребности в
общении с музыкальной культурой, важную роль, в формировании которой
играет развитие музыкального вкуса.
Музыкальный вкус – это способность адекватно воспринимать,
эмоционально и эстетически оценивать музыкальные произведения, выбирая
среди них истинные и художественные. В отношении разных произведений,
музыки различных стилей и жанров вкусы людей могут отличаться
индивидуальными особенностями. Но общие критерии эмоционально–
оценочного отношения к музыке должны быть едины : художественность,
правдивость, идейность, выразительность.
Развитый музыкальный вкус – это способность наслаждаться ценной в
художественном отношении музыкой. О развитости музыкального вкуса
говорит то, какую музыку и как глубоко воспринимает человек.
Музыкальный вкус дошкольников формируется в музыкальной
деятельности: при восприятии, исполнении, оценке музыки, когда ребёнок
более или менее мотивированно отдаёт предпочтение тем или иным 2
произведениям. В музыкальном вкусе проявляются в единстве
эмоциональное и интеллектуальное начала. Он не является врождённым, а
приобретается с опытом. В процессе восприятия музыки у детей возникает
интерес к ней, определяются эталоны красоты.
Музыкальное воспитание – систематическое развитие способностей
человека, а также его музыкальных вкусов и общей культуры. Главное в
воспитании – умение пробуждать в человеке эмоциональную
отзывчивость к музыке, стремление к переживанию того, что выражено в
музыке. Если дети слышат высокохудожественную музыку, они
накапливают опыт переживания и осознания ценных в художественном
отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них формируются
основы музыкального вкуса. Дети остро чувствуют прекрасное и тянутся к
нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому
неограниченные возможности. В процессе систематической работы дети при-
обретают умение слушать, запоминать и узнавать её, начинают радоваться
ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и
образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к
ней. Через музыкальные образы ребёнок познаёт прекрасное в окружающей
действительности.
В восприятии музыки главная роль принадлежит эмоциям как
специфической реакции слушателя. Установлено, что у ребёнка
дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции,
которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. Эти положительные или
отрицательные эмоции, которые возникают при слушании музыки,
отражают конкретное психическое состояние ребёнка. Оно называется
эстетическим переживанием. Музыкальные произведения могут пробудить
несколько различных эмоций. Однако всегда одна из них бывает более
яркой, вызывающей соответствующее эстетическое переживание: радость, 3
печаль и другие. Переживание произведения индивидуально для каждого
человека и имеет различные эмоциональные оттенки. В сознании ребёнка
идёт определённое оценивание музыки, которое может быть положительным
и отрицательным. При положительных переживаниях формируется
признание ценности музыки, эстетическое к ней отношение, происходит
духовное обогащение личности.
Эстетические эмоции и переживания являются основой эстетического
восприятия, которое характеризуется целостностью. Воспринимаются не
только и не столько отдельные звуки, краски, сколько весь колорит, вся
гармония звуков. Всегда в восприятии сказываются интересы, весь
предварительный художественный и жизненный опыт человека. Особую
роль играют слух и зрение – способность вслушаться, всмотреться в
окружающее. На основе эстетического восприятия возникают и
формируются эстетические чувства как устойчивое отношение к музыке. Они
имеются у каждого человека от рождения и могут развиваться в
эстетической деятельности.
Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии или
исполнении музыки, и есть признак формирования музыкального вкуса.
Таким образом, процесс формирования музыкального вкуса у детей
дошкольного возраста включает следующие этапы:
а) восприятие музыкального произведения в целом;
б) осмысление его содержания;
в) исполнение произведения, если это возможно;
г) простейший анализ музыкального произведения.