Ольга Наулайнен
Конспект музейно–образовательного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Из-под липова куста бьет метелица густа»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение представлений детей о предмете утвари – решето, наполняя их историческим содержанием, устанавливая различные связи.
Задачи:
• Расширить представления детей о предмете утвари – решето (особенности использования и применения);
• Приобщать детей к национальной культуре и традициям;
• Вести в словарь детей такие слова как: решето, сито, сеять, просеивать;
• Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы;
• Развивать умение связно излагать свои мысли, совершенствовать доказательность речи, умение обобщать, делать выводы;
Публикация «Конспект музейно–образовательного занятия для детей старшего дошкольного возраста „Из-под липова куста бьет метелица густа“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
• Развивать мышление, внимание, память и зрительно – двигательную моторику;
• Воспитывать интерес к познанию и к бережному отношению исторической ценности;
• Воспитывать умение выслушивать других детей при обсуждении какого-либо события.
Возрастная категория: старший дошкольный возраст (дети 6-7 лет).
Продолжительность занятия: 30 минут.
Место проведения занятия: музейно-образовательный комплекс «Крестьянская изба».
Ход занятия
Дети заходят в «Крестьянскую избу» кланяются Хозяйке, в «Красный угол» и рассаживаются по двум сторонам (по карельскому обычаю): мальчики - справа, девочки – слева.
Хозяйка говорит: «Ребята, вы все знаете, что в нашей избе есть сундук и в нем могут быть самые разные предметы. Раньше я доставала из сундука предмет и рассказывала вам о нем».
«Сегодня я тоже хочу рассказать об очень интересном предмете, который есть в избе, но, чтобы о нем рассказать, вам надо послушать загадку, а разгадку вы найдете в избе.
«Круглое лукошко, все в дорожках» (решето).
«Ребята, как вы думаете, что это может быть? Посмотрите внимательно вокруг, и вы обязательно найдете отгадку на эту загадку».
Если ребята затрудняются ответить, загадка задается еще раз или при необходимости предлагается еще один вариант загадки «Кругло и широко, да много дыр, а пролезть нельзя».
Хозяйка показывает отгадку-решето, побуждает детей еще раз хором сказать, как называется отгадка. «Молодцы, угадали загадку. Раньше, ребята, в каждом доме, у каждой хозяйки было в избе решето. Как вы думаете для чего нужно решето?»
Выслушиваются ответы детей.
Хозяйка: «Правильно, решето нужно хозяйке для просеивания муки».
Детям предлагается рассмотреть решето, Хозяйка обращает внимание на особенности предмета.
«Ребята, решето – это предмет посуды, который состоит из широкого обруча, который раньше делали из осины, поэтому и говорят в народе – круглое лукошко и натянутой сетки, которая нужна человеку для просеивания муки. Об этой части решета (Хозяйка показывает на дырочки в решете) так и говорят – все в дорожках. Если поднести решето к глазам и посмотреть на сетку, то кажется, что решето состоит из дорожек».
Вот поэтому о решете люди в далекие давние времена придумали такую загадку «Круглое лукошко, все в дорожках».
Хозяйка: «Ребята, если очень внимательно посмотреть на свет через решето, то можно еще кое-что увидеть. Посмотрите внимательно на решето! Видите ли, вы, что-нибудь необычное?» Дети смотрят на свет через решето.
«Ребята, посмотрите внимательно и вы увидите, что плетение (сетка) сплетено так, что можно увидеть множество крестиков?»
Хозяйка подходит к детям и предлагает рассмотреть решето так, чтобы дети увидели крестики.
Хозяйка: «Поскольку на решете много крестиков, то поэтому наши предки придавали этому большое значение. Многие из вас крещеные и вы носите нательный крестик. Так и люди раньше сравнивали множество крестиков на решете с нательным крестиком. Считалось, что с помощью решета можно защититься от разных болезней, недугов, нечистой силы».
«А еще в старину дети такого же возраста, как и вы, садились на печь и смотрели через решето и … видели через решето своих предков».
«Предлагаю вам отправиться в прошлое (в старину). Встаньте, пожалуйста, закройте глаза и три раза повернитесь вокруг себя со словами «Один, два, три в старине окажись!»
Дети выполняют соответствующие действия.
«Вот мы с вами оказались в прошлом. Сейчас мы посмотрим через решето…. Интересно, увидим ли мы через решето что-нибудь!»
Дети смотрят через решето и делятся впечатлениями, что они смогли увидеть.
Хозяйка: «Ребята, решето использовали не только как предмет утвари, но и как оберег. В Карелии вепсы перед Светлой Пасхой, в Великий четверг, люди брали решето, клали в него икону, яйцо, ножницы, хлеб с запеченной шерстью и зажженную свечу. А также топор, который просовывали через пояс или держали в руке острием вперед и с этими предметами обходили вокруг дома три раза, против солнца».
Хозяйка, объясняя, что клали в решето, сама кладет в решето соответствующие предметы. (в целях безопасности свечу не зажигают, а кладут вместе с другими предметами в решето).
«Ребята, как вы думаете, зачем люди это делали?» Ответы детей.
«Вепсы, которые жили в те времена в Карелии, считали, что этот обряд оберегает их дом».
«Точно такой же обряд вепсы совершали в Егорьев день (день выгона крупных рогатых животных, чтобы сохранить домашних животных или «уберечься от молнии».
Детям дается разъяснение, что такое Егорьев день.
«Сейчас мы посмотрим, кто из вас лучше всех запомнил, те предметы, которые люди клали в решето?» Хозяйка выкладывает все предметы из решета.
Хозяйка приглашает одного ребенка (по желанию) к столу, на котором разложены разные предметы, среди них и те, которые нужны. Ребенку дается решето и предлагается положить в него именно те предметы, которые клали вепсы. После проверяется правильность выполнения задания. Затем Хозяйка предлагает всем детям вслух произнести названия этих предметов (икона, яйцо, ножницы, хлеб, свеча, топор).
Хозяйка предлагает детям поиграть в игру «Чего не стало?». Разложены предметы, которые клали вепсы в решето, детям предлагается запомнить их, затем дети закрывают глаза, в это время Хозяйка убирает один из предметов. Ребята открывают глаза и определяют какого предмета не стало.
Хозяйка: «Сегодня, мы познакомились с интересным вепским обрядом. Сейчас нам снова надо оказаться в настоящем. Закроем глаза. Один, два, три, глазки открываем и в «Избу» мы попадаем. Вот и мы снова из прошлого попали в настоящее, в нашу «Крестьянскую избу».
«Ребята, с каким предметом мы сегодня познакомились?»
Хозяйка: «Ребята, раньше говорили про решето и так: одна половинка – лошадь, другая – осина, глаз тысяча. Как вы думаете, почему про решето раньше так говорили?» Ответы детей.
Хозяйка объясняет: «Одна половинка – лошадь, это значит, что раньше люди использовали конский волос для того, чтобы сделать сетку для решета. Другая осина – это значит, что из осины делали вот этот широкий обруч (показывает). Ну, а глаз тысяча, значит, что у решета очень много маленьких дырочек, через которые проходит мука, когда ее просеивают».
Хозяйка: «Сейчас, ребята, я вам покажу, как люди раньше просеивали муку с помощью решета».
Хозяйка начинает просеивать муку и обращает внимание детей на то, что, когда проходит мука через решето – это как будто снег падает на землю во время метели.
Хозяйка во время просеивания сообщает: «Еще наши предки говорили о решете так: «Из-под липова куста бьет метелица густа». Как вы думаете, почему люди раньше говорили так о решете?»
Ответы детей.
Хозяйка: «Так люди говорили, когда сеют муку с помощью решета. Решето раньше делали не только с осины, но и с липового лыка и сравнивали решето с липой, а когда просеивали муку, то сравнивали ее с метелью, поэтому в старину люди так и говорили: «Из-под липова куста бьет метелица густа».
Хозяйка предлагает повторить всем вместе эту пословицу.
Показав детям, правильное просеивание муки, Хозяйка привлекает детей к участию в этом процессе. Дети подходят к Хозяйке, выполняют действия с решетом.
«Ребята, что мы делаем?» Ответы детей.
«Давайте вместе, скажем – просеивать муку». При необходимости заслушиваются и индивидуальные ответы детей.
Хозяйка: «С каким предметом, ребята, вы сегодня познакомились? Для чего нужно решето? Из каких частей оно состоит?» Что нового вы узнали о решете? Зачем людям решето? Какие пословицы о решете вы запомнили?» Выслушиваются ответы детей и подводится итог совместной деятельности.
Хозяйка: «Для вас, ребята, в сундуке у меня есть еще кое-что!» Хозяйка достает из сундука альбомные листы с заданием «Соедини по точкам».
«Это задание вы сделаете в группе вместе с воспитателем и увидите, что у вас получиться».
Задания дети берут в группу и выполняют в свободное время.
Дети прощаются и уходят.