Ярославцева Ольга
Конспект «Масленица пришла — весну привела» (дети старшего возраста 5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
«Масленица пришла – весну привела»
(дети старшего возраста 5 – 6 лет)
Тема: «Масленица пришла – весну привела»
Возрастная группа: старшая
Форма НОД: интегрированная
Публикация «Конспект „Масленица пришла — весну привела“ (дети старшего возраста 5–6 лет)» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Старшая группа
- Темочки
Форма организации:групповая, индивидуальная.
Виды совместной деятельности: познавательная, коммуникативная, изобразительная, игровая.
Цель: дать представление детям о русском народном весеннем празднике Масленица.
Задачи: познакомить детей с сакральным значением праздника, особенностями каждого дня масляной недели; развивать интерес к русским народным играм и традиционным праздникам; воспитывать внимательное отношение и уважение к истокам национальной культуры.
Средства: наглядные-репродукции с изображением масленичных гуляний, мультимедийная система; акварельные краски, кисти № 2-3, альбомные листы; альбом любимых домашних рецептов «Блинная неделя»; литературные – музыкальные произведения на тему «Масленица», заклички на весну, презентация «Масленица».
Предварительная работа: рассматривание репродукций картин художников: Семен Кожин "Масленица. Проводы. ", Борис Кустодиев «Масленица» (цикл картин, В. И Суриков "Взятие снежного городка", прослушивание закличек на весну, оформление детьми и родителями страниц альбома «Блинная неделя».
ЗАДАЧИ образовательной программы:
Обучающие:
- познакомить детей с сакральным значением праздника, - учить выявлять особенности каждого дня масляной недели, опираясь на его название;
Развивающие:
- развивать интерес к русским народным играм и традиционным праздникам;
Воспитательные:
-воспитывать умение слушать, отвечать на вопросы четко и внятно.
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи и игры.
- воспитывать внимательное отношение и уважение к истокам национальной культуры.
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы:
Закрепление правильного произношения и развитие связной речи
Поддерживать потребность в двигательной активности
Воспитывать бережное отношение к культуре русского народа.
Закрепить названия дней недели.
Содержание НОД:
Дети играют, педагог задает вопрос, не обращаясь ни к кому из детей лично.
- Ребята, у кого дома есть блинница? На чем дома блины печете?
Оказывается, не всем знакомо это «вкусное» слово… что оно обозначает, кто знает?
- Я очень-очень люблю блины. Знаете, какие? Тонкие, хрустящие и с маслом. А вы, какие любите?
- Знаете, моя мама рассказывала, что ее мама – моя бабушка – пекла блины в русской печке. Когда печь протопится, а угли еще горячие, бабушка начинала печь блины. Печь блины в русской печи просто сказка. Вспомните, как готовили еду в русской печи?
Итак, горячие угли бабушка разгребала по сторонам, а на чуть остывшие ставила сковороду с тестом. Блины пеклись очень быстро и сковороды нужно было менять тоже быстро. А почему?
- Как вы думаете, нужно переворачивать блины на сковороде, если их пекут в русской печи. Почему?
- Как вы дома печете блины?
- А с чем вы любите их кушать?
Хотите блиночков поесть как будто? Тогда приготовьте ваши ручки и внимательные глазки. Повторяйте за мной.
(имитация приготовления блинов, в конце гладим живот и голову, попеременно меняя руки)
- Почему мы вдруг блиночков захотели? Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои. Какие есть у вас мысли?
Оказывается, был на Руси такой праздник – Масленица, и отмечали его всю неделю. Кто слышал о таком празднике?
Мы и сейчас радуемся этому празднику. Масленица начинается в этот понедельник 7 марта и продолжается всю неделю до 13 марта.
- Всю неделю можно есть блины?
Какое сейчас время года? А почему люди празднуют масленицу весной?
Тут есть секрет. Пойдемте, посмотрим сейчас и запомним.
А секрет вот какой. Каждый день масленицы носит свое имя. Как думаете, как называется первый день? (встреча). А почему?
Второй день называется заигрыш, потому что играли, веселились, гуляли.
Пойдемте тоже играть. Я новую игру знаю, в которую еще моя бабушка играла.
Игра «Дядюшка Трифон» Это старая русская игра, которую очень любили дети. Послушайте правила игры. Встаем в круг, беремся за руки. В центре находится ведущий, а мы ходим по кругу и говорим нараспев слова:
«А у дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как он!»
При последних словах все начинают повторять жесты ведущего. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится новым ведущим, а старый ведущий превращается в обычного игрока. Запомнили?
Ведущим будет самый внимательный.
(игру повторить 2 раза)
- Понравилась игра? А чем понравилась?
- хотите узнать, как назывались оставшиеся дни? Тогда нужно вернуться в наш «кинозал».
- А третий день называется лакомка. Почему у него такое «вкусное» название? Как думаете?
- Четвертый день – разгул, перелом. Часто сочиняли в этот день и рассказывали друг другу небылицы.
Что такое небылицы?
Верно. Небылица – это то, чего не было. Хотите небылицу послушать?
Иду я сегодня в детский сад. Смотрю, сидит птичка на дереве маленькая. Тесто блинное завела целую огромную кастрюлю. Сковородку крылом держит. А сковорода размером с вашу кровать. И начала на ветру блины печь. А блины вкусные получаются, да маленькие, как наше окно. Позвала она в гости к себе на дерево своих друзей, чтобы блинами угостить. По всему дереву блины висят. И смотрю, а в гости слон идет, черепаха, носорог, лев. Я спрашиваю: «вы откуда пришли, не холодно вам?». Они отвечают: «Нет, жарко. Вкусные у птички блины.» Вот такая история вышла. Все так и было. Верите?
Подумайте дома над такими небылицами, а потом расскажете и нам. Хорошо?
- Пятый день – тещины вечерки.
- Шестой день – золовкины посиделки.
- Седьмой день - проводы зимы, прощеное воскресенье, целовник.
Какое интересное название – прощеное воскресение. Почему так называется день, как думаете?
Давайте попросим друг у друга прощения и обнимемся. Пусть у нас у всех будет хорошее радостное настроение.
- Какое у вас настроение? У меня отличное.
Как называется эта «вкусная неделя?»
- Почему ее отмечали в начале весны?
Сколько она времени отмечалась?
-Как называются дни недели?
- Интересно вам было? Дома расскажете, с чем познакомились?
Мы с вами так много узнали о блинах, празднике. Узнали, что в это время приглашали гостей к себе домой и сами ходили в гости. А для этого накрывали столы с угощением. (такие же красивые, как на картинках). Как думаете, получится ли у нас нарисовать так, чтобы захотелось съесть все угощения с картинки? Постараемся?
(деятельность детей сопровождается записями масленичных песен)