Динер Наталья Николаевна
Конспект логопедического занятия «Звуки [ж]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип занятия : подгрупповое
Тема занятия :«Звуки Ж–Ш».
Цель занятия : Научить ребенка различать звуки Ж и Ш. Выделять их в слогах.
Задачи:
1) Коррекционно – развивающие:
– развитие артикуляционной моторики;
– развитие фонематических процессов;
– закрепить правильное звукопроизношение;
2) Образовательные:
Публикация «Конспект логопедического занятия „Звуки [ж]-[ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
– обучать детей сравнивать механизмы образования звуков;
– сравнить характеристики звуков;
– закрепить умение находить место звука в слове;
3) Воспитательные:
– воспитывать усидчивость, работоспособность, интерес к занятиям.
Речевой материал:бабушка, ватрушка, вишня, дедушка, ерши, каштан, кошка, кувшин, кукушка, лягушка, мышка, пушка; жук, лужа, жаба, лыжи, жакет, ножик, пижама, медвежонок.
Оборудование: магнитофон, зеркала, салфетки, картинки с изображением волшебного леса, жука, змеи; карточки с артикуляционными упражнениями; артикуляционные профили звуков Ж – Ш; картинка раскраска с изображением жука.
Ход занятия:
Организационный момент
Логопед : Здравствуйте ребята! Приготовимся к занятию, присаживайтесь на свои места. Сегодня у нас с вами не обычное занятие, мы отправимся в сказочный лес.
Основная часть
Сообщение темы
Логопед : Ребята сядьте правильно, спина прямая, руки на столе, ноги на коврике. Закройте глаза представьте, как мы добираемся до волшебного леса (играет музыка.).
Логопед : Всё все открывайте глаза. Посмотрите, в какое красивое место мы с вами попали (дети открывают глаза и рассматривают прикрепленную к доске картинку с изображением сказочного леса).
Логопед : Послушайте, кто к нам летит! (прикрыв рот ладошкой произносит Ж–Ж–Ж).
Дети: Жук!
Логопед : Внимательно послушайте, что вам скажет жук (логопед берет картинку жука) и произносит: «Здравствуйте, я ШУК, я так торопился на встречу с вами, что потерял свою ЖАПКУ!» Кто это? Что потерял? (Жук! Потерял шапку).
Логопед : Какой звук слышится в слове жук? (Звук Ж).
Логопед : Какой звук слышится в слове шапка (Звук Ш).
Логопед : Какие звуки перепутал жук (Звуки Ж–Ш).
Логопед : Кто догадался, о каких звуках мы будем сегодня говорить (Мы сегодня будем говорить о звуках Ж – Ш) Правильно! Тема сегодняшнего занятия : «Звуки Ж – Ш».
Логопед : Сегодня мы с вами будем закреплять звуки Ж – Ш. Ваша задача на занятии стараться правильно их произносить. Также будем различать звуки Ж – Ш на слух. Закреплять характеристику Ж – Ш звуков. Выделять звуки Ж–Ш в словах. Вы научитесь правильно произносить звуки Ж – Ш, отвечать полными ответами, помогать друг другу. Что бы в общении с другими людьми ваша речь была понятна.
Артикуляционные упражнения
Логопед : Ребята возьмите зеркала и покажите жуку упражнения, которые необходимо выполнять, чтобы правильно произносить звуки.
Упражнения:
1. «Улыбка – хоботок»
2.«Бублик»
4. «Лопатку»
5. «Вкусное варенье»
6. «Чистим зубки»
7.«Качели»
Логопед : Все упражнения выполнили верно! Сейчас пошипим как змея? (ш – ш – ш, пожужжим как жук (ж – ж – ж). Отлично! Мы с вами поиграем в игру «Поймай звук» Данная игра развивает фонематический слух. На звук Ш нужно поднять руки вверх, на звук Ж топнуть. Для этого нужно встать возле стульчиков (все встают возле стульчиков, при произнесении логопедом звука Ш, поднимают руки вверх, при произнесении логопедом звука Ж топают). Молодцы! Присаживайтесь.
(Логопед показывает артикуляционные профили данных звуков). А сейчас мы вспомним, чем похожи звуки Ж–Ш, чем они отличаются? Звуки Ж–Ш согласные или гласные? (Согласные, потому что воздушная струя находит преграду в виде языка).
Логопед : Они твердые или мягкие? (Звуки Ж – Ш всегда твердые)
Логопед : А теперь скажите звук Ш какой, звонкий или глухой? (Глухой) Почему?
(При произнесении горлышко молчит). Звук Ж какой, звонкий или глухой (Звонкий). Почему (Голосовые связки звучат). Правильно, в этом их различие. Вы правильно объяснили жуку чем отличаются звуки Ж – Ш!
Логопед : Ребята покажите жуку как вы умеете играть в игру «Запомни и повтори». Данная игра развивает слуховое восприятие, память, внимание. Запоминайте и повторяйте: ша–ша–жа, жу–шу–жу, аш–аж–аш, ож–ож–ош,уш–уш–уж, иш–иж–иш. Отлично! Всё правильно! Ребята посмотрите во время путешествия с жуком по сказочному лесу, налетел сильный ветер и перепутал все картинки, в названиях которых, есть звуки Ж – Ш помогите их разобрать. Картинки в названиях которых есть звук Ш складываем в корзинку с изображением змеи, картинки в названиях которых есть звук Ж, складываем в корзинку с изображением Жука (для выполнения следующего задания встают и подходят к столу, рассматривают картинки и выполняют упражнение. В корзинку с изображением жука, дети положили следующие картинки: жук, лужа, жаба, лыжи, жакет, ножик, пижама, медвежонок. В корзинку с изображением змеи, дети положили следующие картинки: шапка, бабушка, ватрушка, вишня, дедушка, каштан, кошка, кувшин, кукушка, лягушка, мышка, пушка, душ).
Логопед : Молодцы! Вы отлично справились с заданием, помогли жуку разобрать картинки по корзинкам! Проходите и садитесь на свои места. А сейчас научим жука и змею определять место звука в слове (раскладывает картинки на столе). Выберете по одной картинке, назовите её и скажите, какой звук живет в названии картинки: звук Ж или звук Ш, и где он находится в данном слове (Ребята по очереди берут картинки со стола и называют их.
– Жаба, здесь живет звук Ж, он первый.
– Медвежонок, здесь живет звук Ж, в середине слова.
– Шапка, здесь живет звук Ш, в начале слова.
– Кошка, здесь живет звук Ш, он в середине слова.
– Душ, здесь живет звук Ш, он последний и т. д.).
Логопед : Вы молодцы! Отлично справились с данным заданием! Научили жука и змею правильно определять место звука в слове.
Заключительная часть
Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие.
– О каких звуках говорили (Ж – Ш).
– Какая у нас была тема в начале занятия? (Звуки Ж – Ш).
– А какая цель занятия? (Мы должны были научить жука различать их в слогах, словах).
– А как вы думаете, жук научился? (Да).
– Да, вы правы. Вы правильно и четко произносили звуки Ж – Ш, не путали их в слогах и словах.
–Ребята на следующем занятии мы с вами научимся различать звуки Ж – Ш в предложениях.
– Жук благодарит вас ребята, вы очень помогли, без вас он бы не справился! Жук дарит вам свой портрет на память, который раскрасите в группе (логопед раздает детям рисунки – раскраски с изображением жука).
– Нам нужно возвращаться в детский сад, сядьте правильно, закройте глаза, дышите глубже (играет музыка).
– Открывайте глаза. Вот мы и прибыли в детский сад.
– До свидания!