Светлана Климентьева
Конспект логопедического занятия «Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия : «Звуки Б, Бь. Буква Б»
Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР (III уровня)
Возраст: старшего дошкольного возраста
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Физическое развитие. Художественно – эстетическое развитие.
Цель. Познакомить со звуками Б, Бь, буквой Б.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Звуки [Б], [Б’], Буква „Б“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Коррекционно-образовательные задачи:
Учить давать характеристику звуков Б, Бь по артикуляционным и акустическим признакам. Учить определять место звука в слове. Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза. Познакомить с буквой Б, учить писать печатную букву Б.
Коррекционно-развивающие задачи:
Активизировать речевую деятельность;
Развивать слуховое, зрительное восприятия;
Развивать фонематическое восприятие.
Пополнять активный словарь по теме «Цирк».
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формировать навыки сотрудничества в игре.
Учить детей слушать друг друга, действовать сообща.
Оборудование: предметные картинки, содержащие звуки [Б], [Б’] : (банан, белка, батон, билет, болт, бегемот, букет, бинокль, бык, ребёнок, шуба, берет); звуковые схемы; демонстрационная карточка с буквой Б;
Ход занятия:
I. Психологический настрой. «Цепочка дружбы» :
- Встанем в круг! Потрите ладони, почувствуйте тепло! А теперь возьмитесь за руки, поделимся теплом друг с другом. У нас получилась «цепочка дружбы»! Давайте улыбнёмся, пожелаем, друг другу удачи и настроимся на занятие. На занятии не молчать,
Четко, ясно отвечать,
Слушать внимательно,
Ничего не пропускать,
Работать старательно.
II. Артикуляционная гимнастика. Самомассаж.
- А для того чтобы внятно, четко разговаривать, надо укреплять мышцы щек, губ, языка. Сделаем артикуляционную гимнастику, а начнем с самомассажа.
III. Сообщение темы.
- Ребята, вы любите цирк? К нам на занятие пришли два клоуна Бом и Бим, сегодня они помогут вам познакомимся с новыми звуками и буквой, которая обозначает их на письме.
- Клоуны Бом и Бим очень любят жонглировать! Что значит жонглировать? (Подкидывать предметы и ловить). Какими предметами можно жонглировать? (Мячами, палками, булавами, кольцами).
- Сегодня для клоунов вы будете зарабатывать реквизит, то есть предметы для жонглирования, это будут, мячи.
- У вас на руках браслеты. Предлагаю разбиться на две команды. Если у вас синий браслет, вы в команде Бома, а ребята с зеленым браслетом в команде Бима.
Победит та команда, которая наберет больше мячей для своего клоуна. Для этого вам придется постараться: дружно работать в команде, давать правильные, полные ответы и следить за своей речью.
IV. Характериска звуков Б, Бь по артикуляционным и акустическим признакам.
1 задание.
- Бом и Бим так торопились к нам на занятие, что забыли надеть шляпки, галстуки и ботинки.
- Как вы думаете, какого цвета шляпка, галстук и ботинки должны быть у Бома?
- Давайте произнесем имя Бом и понаблюдаем за первым звуком. Назовите первый звук. (Звук Б).
Артикуляционный профиль (картинка на доске)
- Как вы считаете, звук Б гласный или согласный. Докажите. (Звук Б – согласный, потому что при произнесении воздух во рту встречает преграду, преградой являются губы)
- Определим, какой это звук твердый или мягкий. (Твердый)
Б-Б-Б. Давайте произнесем звук Б перед зеркалом. Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ). Твёрдый, обозначать будем фишкой синего цвета, звонкий (тактильно - вибрационный контроль.)
- Каким цветом на звуковой схеме вы обозначаете твердые согласные звуки. (Синим)
Игра «Слушайте внимательно»
- Показываем синий кружок, услышав звук [Б] в ряду звуков :
Д – М – Б – Н – П – Б – Т – С – Б- Б- Б
Звуковой анализ слова «Бом»
Схема (три пустых окошка, заполнить с помощью цветных кружков.
-Дидактическая игра (экран) Определите место звука в слове, где находиться звук Б (в начале, в середине, в конце)
2 задание
- Давайте произнесем имя Бим и понаблюдаем за первым звуком. Назовите первый звук. (Звук Бь).
Артикуляционный профиль язык
- Как вы считаете, звук Бь гласный или согласный. Докажите. (Звук Бь – согласный, потому что при произнесении воздух во рту встречает преграду, преградой являются губы)
- Определим, какой это звук твердый или мягкий. (Мягкий)
- Каким цветом на звуковой схеме вы обозначаете мягкий звук. (Зеленым)
Игра «Слушайте внимательно»
- Показываем зелёный кружок, услышав звук [Бь] в ряду звуков :
ДЬ – МЬ – БЬ – НЬ – ПЬ – БЬ – ТЬ – СЬ – БЬ- БЬ- БЬ
6. Звуковой анализ слова «Бим»
Схема (три пустых окошка, заполнить с помощью цветных кружков.
-Дидактическая игра (экран). Определите место звука в слове. Определить где находиться звук БЬ (в начале, в середине, в конце)
Оценка: Как вы считаете, правильно ли вы определили место звуков Б и Бь в словах. Возьмите по мячу для своего клоуна.
V. Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия и анализа.
3 задание. Поиграем в игру «Хлопай, топай, не зевай!»
- Я буду произносить звуки, слоги, слова, если команда Бома услышит среди них звук Б, хлопнет в ладоши, а если я произнесу звук Бь, то команда Бима, топнет ногами.
- Команда Бома, покажите, как вы умеете хлопать в ладоши.
- Команда Бима, покажите, как вы умеете топать ногами.
Начнем:
звуки : Б, БЬ, С, СЬ, Б, В, БЬ, Б, К, З, БЬ.
Слоги: БА, ХА, БИ, ВА, БО, ВО, ВИ, БЕ, ХО, КО, БУ, КУ, КЁ, БЁ, БЫ, МЫ, КЫ, ВЫ, БЯ.
Оценка. Ребята, как вы считаете, справились ли вы с этим заданием. Возьмите еще по одному мячу для своего клоуна.
4 задание:
Физминутка «Рыжий клоун»
Клоун рыжий, конопатый (дети гладят себя по голове, показывают веснушки)
Очень нравится ребятам (три хлопка в ладоши)
Нос, как красный помидор (гладят нос попеременно руками)
А в глазах его задор (с помощью рук изображают глаза и хлопают реснички пальчиками)
То он плачет, то смеётся
(указательные пальцы вертикально к глазам, затем к губам)
То он добрый, то дерется
(гладят свои руки, затем выбрасывают кулаки вперед)
Ах, какой он неуклюжий (руки на поясе, наклоны туловища вправо-влево,
Но такой он всем нам нужен (руки скрещены на груди, в стороны и на пояс).
5 задание Произношение звуков в словах.
- Ребята, вы любите дарить подарки или получать? Бим и Бом любят получать подарки. Давайте сделаем им приятное. У меня в шкатулке подарки для Бима и Бома. Я раздам их вам, вы внимательно посмотрите на картинки и определите, кому вы сделаете подарок Биму или Бому.
При этом вам нужно будет сказать так: Я подарю бант Бому, потому что в слове бант первый звук Б твердый, и т. д.
(Банан, белка, батон, билет, болт, бегемот, букет, бинокль)
Оценка. Как вы считаете, тому ли клоуну вы подарили подарки? Возьмите по одному мячу для своего клоуна.
VI. Пальчиковая гимнастика. (Крутим карандаш)
- А теперь возьмите по мячу для себя, выполним пальчиковую гимнастику.
Мячик.
Я мячом круги катаю.
Взад-вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк -
Мяч летает между рук.
(Движения соответствуют тексту).
VII. Знакомство с буквой Б.
- Ребята, вы любите фокусы?
- Хотите ли вы увидеть букву, которой обозначаются звуки Б и Бь на письме?
- Бом и Бим приготовили для вас фокус. Подойдите ко мне. ( Фокус: на воде цветок с раскрывающимся лепестками, внутри которого буква Б)
- Ребята, кто из вас знает эту букву? Правильно, это буква Б.
- Послушайте стихотворение про букву «Б» :
Большой живот у буквы Б,
Беретик есть на голове.
- Действительно, буква «Б» похожа на человека с большим животом в берете.
. Показ и письмо печатной буквы Б.
- Буква Б состоит из трех элементов: длинной прямой, полуовала и короткой прямой линии. Напишем буквы Б пальцем в воздухе. На манке. (Счётные палочки) - Напишем буквы Б на листочках.
Оценка. Ребята, вы очень постарались при написании буквы Б и каждый из вас заработал еще по одному мячу для своего клоуна.
VIII. Итог занятия
- Давайте посчитаем, сколько мячей у Бома. Считаем хором: один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей, шесть мячей.
- Посчитаем сколько мячей у Бима.
- Вы большие молодцы, работали дружно, старались отвечать полными ответами и заработали одинаковое количество мячей для своих клоунов. Понравилось ли вам играть с клоунами, какие игры вам понравились больше всего?
- С какой буквой сегодня познакомились?
- Какие звуки обозначает эта буква?
- Эти звуки гласные или согласные? Какой из них твердый, какой мягкий.
- Клоуны Бом и Бим не хотят вас отпускать без подарка. Они дарят вам воздушные шары. Спасибо за занятие.