Наталья Новикова
Конспект логопедического занятия «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ЗИМУШКА-ЗИМА»
Цель: обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков.
- Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.
- Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зимушка-зима»).
Темочки:
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятия
- Темочки
- Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).
- Закрепление и совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов.
2. Коррекционно-развивающие:
- Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
- Развитие речевого слуха.
- Развитие зрительного анализа и синтеза.
- Развитие диалогической речи.
- Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
3. Воспитательные:
- Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
- Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.
- Воспитывать нормы поведения на улицах зимой.
Оборудование:
Ноутбук, снежинки c загадками, игрушка Снеговик, предметные картинки (лыжи, коньки, санки, снеговик, картинки снеговиков с недостающими деталями, плоскостные буквы, «Волшебный снежок», простые карандаши.
Предварительная работа:
Изучение лексических тем: «Время года-зима», «Зимние развлечения». Наблюдения в природе, беседы по данным темам. Чтение художественной литературы.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети входят, здороваются. Логопед говорит детям, что занятие сегодня необычное.
2. Знакомство с темой.
Логопед :
-Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.
«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила».
О каком времени года эта загадка? (О зиме.)
- И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме. Кто назовёт признаки зимы, тот сядет на свое место.
Дети называют признаки и садятся за столы (снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша).
3. Игра «Погода зимой»- образование относительных прилагательных.
Логопед :
- Скажите, какая погода может быть зимой?
Логопед предлагает варианты :
- Если на улице идёт снег, то погода…
- Снег – (снежная).
Мороз – (морозная).
Ветер – (ветреная). Стужа – (студёная). Холод – (холодная).
4. Игра «Что наделала зима?» - образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».
Логопед :
-Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Что же ты наделала зимушка?
Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).
Метель мела и все тропинки… – (замела).
Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).
5. Игра «Назови ласково» - образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Логопед :
- Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как?
Зима — (зимушка).
Мороз – (морозец).
Лёд – (ледок).
Холод – (холодок).
Снежинка – (снежиночка).
Метель – (метелица)
6. Дыхательные упражнения.
Логопед :
- Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки. Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех.
Представьте, что вы холодный ветерок, и вы можете подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки).
-А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.
(Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем, дуем на снежинку).
- А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).
7. Загадывание загадок.
Логопед :
- Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте. Выбирайте загадки. (Дети подходят к доске и выбирают загадки).
Логопед читает :
- Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)
- Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)
- Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За верёвочку - узду через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)
- Круглый маленький комочек я из снега соберу,
Брошу в друга, брошу в брата,
Мы играем, все в снегу. (Снежки)
- Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки – угольки, ручки – сучки.
Холодный большой. Кто я такой (Снеговик)
Дети отгадывают загадки.
8. Игра «Что забыл нарисовать художник?»- употребление существительных в родительном падеже.
Логопед показывает снеговика:
«Я, ребята, Снеговик, к снегу, холоду привык.
Вы меня слепили ловко, вместо носа тут морковка.
И ведро на голове, и метла в моей руке.
Я пришёл к вам в детский сад, чтоб порадовать ребят».
Логопед : «Посмотрите, ребята, вот еще братья снеговики, но что-то у них не хватает». Давайте дорисуем что-то снеговикам и расскажем об этом. Садитесь за стол и выбирайте картинки».
Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.) «У моего снеговика нет (ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»
9. Динамическая пауза.
Логопед : Дети все в кружок вставайте и играть вы начинайте.
(Дети встают в кружок).
«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)
10. Игра «Доскажи словечко» -образование родственных слов.
Логопед : «Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег». (логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые. (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается. (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка —. (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой. (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.)»
Логопед : «Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова». (Дети называют.)
11. Игра «Собери слово»-развитие звуко-слогового анализа слов.
Логопед : Сейчас мы сядем за стол и посмотрим, какие необычные снежки слепила нам зима. Логопед : (Снежки с картинками и словами) Читает слова: снег, лыжи, санки, коньки, снеговик, снежинка.
-Сколько слогов в слове? Какой согласный звук первый (последний, в середине? Какой ударный гласный звук? Логопед раздает «снежки» : Придумайте предложение с вашим словом. (Дети придумывают предложения).
12. Работа с предложением.
Логопед : «Я тоже придумала красивые предложения о зиме, но ветер подул, и все слова разлетелись. Помогите мне их собрать».
«Снежная, мне, зима, нравится».
«Нас, у, дворе, во, горка».
«Дети, санки, катаются, на».
«Нельзя, горка, толкаться, на, детям».
«Играть, дороге, скользкой, на, нельзя».
13. Заключительная часть.
Логопед : «Вот и подходит к концу наше занятие. Вспомните, о чём мы говорили? Кому что понравилось?»(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).