светлана хащина
Конспект занятия «Здравствуй, Зимушка-Зима»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Ягодка» р. п. Сенной Вольского района Саратовской области»
___
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по реализации образовательной деятельности «Познавательное развитие» на тему:
«Здравствуй, Зимушка-Зима!»
Воспитатель I квалификационной категории:
Хащина Светлана Петровна
р. п. Сенная, 2019 г.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений)
Публикация «Конспект занятия „Здравствуй, Зимушка-Зима“» размещена в разделах
Интеграция видов детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.
Форма организации ОД: фронтальная, индивидуальная.
Возраст детей: 5лет
Цель: Закрепить и обобщить знания детей о времени года – зима.
Задачи:
Образовательные:
1. Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы.
2. Обобщить и расширить знания детей о взаимосвязи живой, неживой природы и жизни человека в зимнее время года.
3. Способствовать развитию внимания, наблюдательности, логического мышление, памяти, целостного восприятия.
Развивающие:
1. Развивать способность видеть красоту окружающего мира.
2. Вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности на занятии.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе.
2. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Виды детской деятельности Формы и методы организации совместной деятельности
двигательная Подвижная игра: «Снеговик»
игровая Дидактическая игра: «Доскажи словечко»
познавательная Решение проблемной ситуации: Обобщить и закрепить знания детей о зиме.
коммуникативная Беседа, вопросы, пояснения, ситуативный разговор
Практическая деятельность Самостоятельная работа с раздаточным материалом.
Индивидуальная работа: продолжать учить Алешу С. отвечать полным предложением на поставленный вопрос.
Словарная работа: Расширять и углублять словарный запас детей по данной теме.
Предварительная работа: - Чтение художественной литературы о зиме; - Наблюдение с детьми за природными явлениями; - Загадывание загадок; - Работа с пазлами на зимнюю тематику. Оборудование и материалы: красочная коробка от «Зимушки-Зимы», мешочек с поощрительными призами, снежинки, иллюстрации на зимнюю тематику (согласно хода занятия, мультимедийный проектор.
Ход ОД
Этапы деятельности Деятельность воспитателя Деятельность детей
Мотивационно - побудительный этап:
Организационно - поисковый этап:
Слайд 1.
Слайд 2.
Слайд 3.
Целевой этап:
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
Слайд 8.
Слайд 9.
Слайд 10.
Слайд 11.
Слайд 12.
Слайд 13.
Слайд 14.
Слайд 15.
Слайд 16.
Слайд 17
Итоговый этап: Упражнение «Подари улыбку другу» :
Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! (руки вверх)
Здравствуй, матушка - земля! (руки опущены)
Здравствуйте, мои друзья! (руки в стороны)
- Ребята, вы любите ходить в гости?
- Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости. А к кому мы отправимся, вы догадаетесь сами, прослушав загадку (педагог читает загадку)
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла. (Зима)
- Сейчас мы отправимся в гости к Зимушке-Зиме.
- На чем можно к ней добраться?
Есть они у детворы,
Лихо мчат меня с горы!
И Егорку, и Оксанку
По дорожке катят. (санки)
(На экране изображение Зимушки – Зимы и зимние пейзажи)
- На санях к тебе летели
Мы сквозь вьюги и метели
Через речку перебрались
У Зимы мы оказались!
Вот мы и в гостях у Зимушки.
- Давайте рассмотрим картинки, какое время года на них изображено?
- Ребята, посмотрите кто -то оставил коробочку, давайте посмотрим, что в ней?
(на столе стоит, заранее приготовленная коробка, в ней карточки с заданиями)
- Дети, Зимушка приготовила для нас интересные задания! Ребята вы хотите, чтобы зима была снежная? За свои ответы на занятии вы будете получать снежинку из этой коробочки. (На протяжении занятия дети получают снежинки)
Задание 1. «Что мы знаем о зиме?»
- Дети, Зимушка просит нас рассказать ей, что мы знаем о зиме?
- Кто знает, сколько месяцев длится зима?
- Какие это месяцы?
- Ребята, какие изменения произошли с приходом зимы в неживой природе? Как изменилась погода?
- Каким стало солнце, небо?
- Ребята, как нужно вести себя на водоеме покрытым льдом?
(Чтобы избежать опасности нужно быть очень аккуратными, внимательными. Не в коем случае не выходить на лед без присмотра взрослых!)
- А сейчас настало время поиграть.
Задание 2. «Снеговик»
(Физ. минутка). Раз – рука, два – рука, Лепим мы снеговика. Мы скатаем снежный ком – Вот такой, А потом поменьше ком – вот такой, А наверх поставим мы маленький комок. Вот и вышел снеговик – Снеговичок. Снег, ведерко и морковка, Да уменье, да сноровка – И готов снеговичок. Очень милый толстячок!
Задание 3. «Жизнь животных и птиц зимой»
(На экране появляются картинки «жизнь животных и птиц зимой»)
- Дети, а кто знает, какие изменения произошли с приходом зимы в жизни животных и птиц?
- Как животные зимой зимуют, питаются?
- Какие птицы улетают с наступлением холодов? Как мы их называем?
-Как называются птицы которые остаются зимовать?
- Как птицы зимой находят себе корм?
(Очень холодно, голодно птичкам в зимнее время года. Не легко приходится зимующим пташкам. Трудно из-под снега корм доставать. От голода птицы могут погибнуть.)
- Ребята, как мы можем помочь маленьким беззащитным пташкам?
- Правильно ребята, очень важно помогать птичкам - подкармливать их. Вместе с родителями можно вывесить для них кормушки в парках, садах и скверах.
Задание 4. Пальчиковая игра «Снежок.»
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибают пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
(«Идут» по столу указательными и средними пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(Лепят комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(Крошащие движения всеми пальчиками)
С горки мы потом катались,
(Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись.
(Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли.
(Отряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли.
(Движения воображаемой ложкой; руки – под щеку).
Задание 5. «Жизнь растений зимой»
(На экране появляются картинки «жизнь растений зимой»)
- Ребята, что происходит зимой с растениями?
- Некоторые люди думают, что растения погибают, как вы думаете, так ли это?
- Правильно ребята, растения зимой не погибают, а просто засыпают, «отдыхают», находятся в состоянии вынужденного покоя. Осенью с растений облетели листья, но почки, в которых спрятана жизнь растений, остались Растения нужно беречь - не затаптывать, не ломать ветки, только при бережном обращении весной мы увидим на них зеленые листочки.
Задание 6. «Жизнь людей зимой»
(На экране появляются картинки «жизнь людей зимой»)
- Ребята, а как изменилась жизнь людей с приходом зимы?
- Ребята скажите, одежда нам понадобятся в зимнее время года?
- Чем вы любите заниматься зимой?
- В какие зимние игры любите играть?
- Ребята, а какие зимние праздники вы знаете?
- Все мы с нетерпением ждем волшебства, подарков, веселья, праздничного настроения.
Задание 7. "Зимняя прогулка"
- А сейчас, давайте отдохнем.
Физкультминутка «Зимняя прогулка»
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте, Там снеговика лепили (махи руками,
А потом с горы катились (волнообразные движения руками,
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком (произвольные движения,
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой,
Побежим скорей домой (бег на месте).
Задание 8. Игра «Доскажи словечко»
- Давайте с вами поиграем. Я буду начинать предложение, а вы будете добавлять нужное слово
- Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю.
(снег)
- Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице.
(мороз)
- Он всю зиму в шубе спал,
лапу бурую сосал,
а проснувшись, стал реветь
этот зверь лесной …
(медведь)
- Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орешки мелко.
Ну, конечно, это.
(белка)
- Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг.
И растает.
(снеговик)
- Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год
На реке мы видим.
(лед)
- Мчусь как пуля я вперёд,
лишь поскрипывает лёд,
да мелькают огоньки!
Кто несёт меня …
(коньки)
- Елочка с игрушками,
Клоуны с хлопушками.
Веселится весь народ!
Что за праздник?
(Новый год)
- Он с подарками приходит,
Хороводы с нами водит.
Белой бородой оброс
Добрый Дедушка.
(Мороз)
- Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил (снег)
С неба звездочки летят
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой.
(снежинки)
- Молодцы ребята, как дружно вы работали на занятии и с легкостью справились со всеми заданиями Зимушки – Зимы!
-Ребята давайте посмотрим, сколько снежинок мы с вами заработали на занятии. (Снежинки прикрепляем на лист ватмана).
-В конце занятия педагог обращает внимание детей на мешочек, в котором находятся сладкие леденцы, для ребят.
-Ребята, Зимушка- Зима благодарит вас за работу. Вы такие молодцы так много знаете о ней, и дарит вам сладкие призы.
Дети повторяют движения за
воспитателем
- Да
- Ответы детей
- Ответы детей
- Ответы детей
- Ответы
- Три
- Декабрь, январь, февраль.
- На улице очень холодно, дует сильный ветер. Идет снег, начинаются заморозки.
- Ответы детей
Дети выполняют движения по тексту
- Ответы детей
- Пушистый мех и теплая шубка животных помогает им справиться с лютыми морозами. Животные стараются позабо-титься заранее, готовят себе запасы на зиму
Некоторые животные впадают зимой в спячку.
- Перелетные птицы в конце осени улетают в теплые края
-Зимующие птицы
- Клюют ягоды, собирают крошки, семечки, нужно их подкармливать, вешать кормушки.
- Ответы детей
-Дети выполняют движения пальцами за воспитателем
- Дети высказывают свое мнение
- Ответы детей
- Лепить снежную бабу, играть в снежки, кататься на санках, лыжах, на коньках.
- Новый год, Рождество, Масленица
- Дети встают в круг, делают движения в соответствии с текстом.
- Ответы детей