Екатерина Шатохина
«Профессии». Логопедический проект в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедический проект
«Все профессии важны, все профессии нужны!»
Срок реализации: 27.01.25 – 21.02.25г. (1 месяц).
Тип проекта: средней продолжительности, познавательно-практико-ориентированный.
Участники проекта:
1. Учитель –логопед Шатохина Е. Ю.
2. Воспитатели группы компенсирующей направленности Астрецова Н. С., Стеблева С. А.
3. Воспитанники средней группы «Дюймовочка 1».
4. Родители.
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребёнка – дошкольника. В ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире, развиваются общие способности детей. Так же развиваются детско-родительские отношения.
Актуальность проекта
Дошкольное детство – важный этап вхождения ребёнка в человеческое общество. В этом возрасте у ребёнка происходит адаптация к различным социальным ситуациям, приобретение опыта социальных отношений. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых, предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его целостности, обеспечивает удовлетворение и развитие познавательных интересов мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Таким образом, актуальность данного проекта обусловлена тем, что у дошкольников нет четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых; не сформированы знания о конкретных действиях некоторых профессий; не четко представляют, какие существуют особенности в той или иной профессии; не могут назвать конкретные предметы, необходимые одной или другой профессии.
Поэтому, возникла идея создания данного проекта. Углублённое изучение профессий через профессии своих родителей, работников детского сада, способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи и связной речи в общем.
Воспитание уважения к людям, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребёнку предстоит жить – единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.
Краткое описание проекта: данный проект представляет собой работу по ознакомлению детей с разными профессиями, развитие речи. Проект направлен на формирование представлений у детей о конкретных действиях некоторых профессий.
Цель проекта: Формирование представлений детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.
Задачи проекта:
- пробудить интерес к предполагаемой деятельности;
- формировать реалистические представления о труде людей;
- помочь понять детям, важность и необходимость каждой профессии;
- формировать способность делать выводы, обобщения, основываясь на полученных знаниях;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать связную речь, обогащать словарный запас, мелкую моторику рук, воображение, память;
- развивать образное и пространственное мышление;
- побуждать детей к творчеству и самостоятельности;
- развивать инициативность, умение действовать в коллективе;
- закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;
Ожидаемый результат:
- вызвать интерес к окружающему миру;
- расширять у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);
- перенос детьми знаний о профессиональной деятельности взрослых в самостоятельную игровую деятельность;
- помочь родителям правильно организовывать семейные досуги, т. е., посещая разные места в родном посёлке – расширять знания детей о трудовой жизни посёлка;
- поручить детям посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение;
- обеспечить активность ребёнка в сложном процессе его становления Человеком.
Задачи по работе с родителями:
- Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Интеграция задач по формированию интереса к различным профессиям у дошкольников.
Физическое развитие Использование стихов, считалок, имеющих отношение к определённой трудовой деятельности с целью активизации развития основных движений мелкой, артикуляционной моторики, двигательной деятельности детей.
Обогащение знаний детей о способах сохранения и укрепления здоровья человека, о здоровом образе жизни и безопасности.
Формирование элементарных представлений о способах взаимодействия людей различных профессий с орудиями труда и окружающей обстановкой, обогащение знаний детей по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
Социально-коммуникативное развитие
Формирование первичных представлений о себе, своих чувствах, эмоциях, окружающем мире людей; формирование первичных ценностных представлений.
Формирование целостной картины мира, воспитание ценностного отношения к своему труду, труду других людей и продуктам их труда. Формирование представления о профессиях, людях труда, желания трудится, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности.
Познавательное развитие Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей по ознакомлению с профессиями. Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, средствами иллюстративно – дидактических материалов, использование компьютерной техники по теме «Профессии».
Речевое развитие Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, услышанного, увиденного, практическое овладение нормами русской речи.
Художественно-эстетическое развитие
Развитие детского творчества, использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения представлений по теме.
Чтение детям художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок; закрепление результатов восприятия художественных произведений, используя различные формы деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Использование музыкальных воспроизведений, как средства обогащения образовательного процесса, усиление эмоционального восприятия художественных произведений, имеющих отношение к работе людей.
Перспективный план реализации проекта:
1 подготовительный этап.
Срок реализации: 1 неделя
№ Мероприятие Ответственные
1 Определение целей и задач проектной деятельности. учитель-логопед.
2 Разработка мероприятий по реализации проекта. Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта. учитель-логопед.
3 Проведение диагностирования детей, на определение актуальности проекта. Воспитатель,
учитель-логопед.
4 Подбор методической литературы для реализации проекта;
- подбор наглядно – дидактического материала; художественной литературы, иллюстраций, репродукций картин;
- организация предметно – пространственной развивающей среды: подбор художественной литературы, иллюстраций, раскрасок, дидактических игр, речевых игр на словесно – лексическое мышление, сюжетно – ролевых игр. Воспитатель,
учитель-логопед.
5 Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр. Воспитатель,
учитель-логопед,
6 Составление плана основного этапа. Воспитатель,
учитель-логопед.
Второй этап (основной)
Организованная деятельность педагогов и детей:
- образовательная деятельность;
- экскурсии – наблюдения; импровизированные экскурсии;
- беседы с детьми;
- встречи с людьми разных профессий (продавец, аптекарь, инспектор ДПС, почтальон);
- дидактические игры; словесно – логические игры;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание репродукций картин;
- рассматривание иллюстраций, предметов труда;
- организация различных видов труда;
- изготовление дидактического, наглядного материала, игр (раскраски, рисунки с профессиями);
- подбор иллюстраций по теме «профессии»;
- изготовление фотоколлажа.
Сотрудничество с родителями:
- составление альбома на тему: «Профессии родителей»;
- изготовление «Книжек – малышек» о профессиях, и о орудиях труда;
- проведение мастер – класса совместно с родителями.
Третий этап (заключительный)
- проведение досуга: (логопед и воспитатели) «Профессии разные нужны»;
Презентация проекта.
2 основной этап
Срок реализации: 3 недели.
№ Мероприятие Участники Ответственные
1 Проведение ОД по развитию речи, лексико-грамматическому строю речи, развитию связной речи, ИЗО-деятельности. Дети. Воспитатель.
Учитель-логопед.
2 Проведение логопятиминуток: артикуляционная гимнастика «Профессии», пальчиковые игры, физминутки, лого ритмика. (ежедневно).
Проведение игровых упражнений по развитию у детей графо - моторных навыков (работа в раскрасках, штриховка). Дети. Учитель-логопед.
воспитатель
3 Беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме «Профессии». Дети Учитель-логопед.
воспитатель
4 Консультирование родителей Родители. Воспитатель, учитель-логопед
5 Изготовление поделок «Профессии». Родители, дети. Воспитатель
6 Наблюдения за транспортом на прогулке. Экскурсии на автобусную остановку, на почту и в продуктовый магазин. Родители, дети. Воспитатель, учитель-логопед, родители
7 Дидактические игры, речевые игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, строительные игры.
Заключительный этап
Срок реализации: последняя неделя проекта
№ Мероприятие Участники Ответственные
1 Досуги «Профессии разные нужны», «Вечер загадок и литературы о профессиях» Дети Воспитатель, учитель-логопед
2 Выставка поделок «Профессии», Книжка – малышка, «Профессии», фотовыставки «Помогаю дома», «Профессии моих родителей». Дети, родители. Воспитатель, учитель-логопед
3 Диагностирование детей, обработка результатов диагностики. Соотношение целей и результатов проекта. Дети. Учитель-логопед.
4 Подготовка фото отчета о проделанной работе. Дети Воспитатель, учитель-логопед.
5 Презентация проекта (родительский чат, сайт ДОУ). Родители, педагоги ДОУ, дети. Воспитатель, учитель-логопед.
Содержание проектной деятельности.
Мероприятие Ответственные
Беседы с детьми (ежедневно): «Труд человека», «Кто такой почтальон», «Почта России», «Профессия продавец», «Профессии людей, связанных с работой на различных видах транспорта». «Какие бывают магазины», «Машинист поезда», «Профессии людей, связанные с транспортом», «Кто работает у нас в саду», «Профессии в моей семье», «Кем быть?», «Орудия труда», «Зачем нужно трудиться», «Как мы помогаем дома!».
Цель: расширить знания детей о профессиях, о трудовых операциях, воспитывать трудолюбие и желание трудиться. Воспитатель
Лого пятиминутки (ежедневно) «Профессии»: упражнения артикуляционной гимнастики, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, логоритмические упражнения, упражнения на развитие координации движений с речью. Учитель-логопед
Воспитатель (после сна)
Развитие мелкой моторики: «Шнуровка», работа с цветными камешками, с крупами по выкладыванию рисунков (письмо, атрибуты, работа в песочнице «Прятки» (атрибуты, с массажными мячами, мозаика, паззлы, конструирование из мелкого конструктора, геометрических фигур и счётных палочек.
Образовательная деятельность по логопедии «Продавец»
Цель: формирование представлений о необходимости и пользе труда взрослых. Закрепление в речи существительных с обобщающим понятием «профессии».
Образовательная деятельность по логопедии «Почтальон»
Цель: закрепление представлений о необходимости и пользе труда взрослых. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи.
Образовательная деятельность по логопедии «Профессии на транспорте»
Цель: закрепление представлений о необходимости и пользе труда. Развитие диалогической речи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности. Учитель-логопед
Образовательная деятельность по художественному творчеству. Рисование «Магазин»
Цель: формировать умение рисовать магазин, различать, называть и использовать в изображении четырёхугольную и трёхугольные формы.
Образовательная деятельность по художественному творчеству. Рисование «Профессии. Почтальон», «Здание почты».
Цель: формировать умение рисовать здания почты, различать, называть и использовать в рисовании четырёхугольные формы и прямые линии, цвет по желанию детей.
Образовательная деятельность по художественному творчеству. Рисование «Гараж для машины»
Цель: предлагать детям рисовать гараж для машины, формировать умение различать, называть и использовать в изображении четырёхугольную и трёхугольную формы, цвет по желанию.
Образовательная деятельность по художественному творчеству. Аппликация «Магазин. Продавец. Продукты»
Цель: формировать представление о формах и цветах предметов, развивать мелкую моторику.
Образовательная деятельность по художественному творчеству. Аппликация «Самолёт»
Цель: продолжать учить раскатывать столбики на картоне движениями вперёд-назад, соединять их. Закреплять умение ориентироваться в частях предмета.
Образовательная деятельность по ФЭМП «Продавец»
Цель: развитие мыслительных операций, речевой деятельности, речевого слуха, тонкой моторики. Формирование представлений о времени (частях суток).
Образовательная деятельность по ФЭМП «Почтальон»
Цель: счёт в пределах 5, умение отсчитывать предметы от большего количества.
Образовательная деятельность по ФЭМП «Профессии на транспорте»
Цель: навык количественного и порядкового счёта, навык работы с карандашами, воспитание положительной установки на участие в занятии. Воспитатель
Связная речь:
Составление рассказов о людях разных профессий с помощью:
- мнемотаблиц;
- сюжетных картин (с опорными словами);
- по плану;
- беседа и пересказ прочитанного текста и др.
Рассматривание иллюстраций с изображением профессий, магазинов, почты, транспорта; сюжетные картины «В магазине», «Почтальон», Профессии на транспорте». Учитель-логопед
Словарная работа:
Упражнение в образовании родственных слов к разным словам по теме «Профессии», (например: пожар – пожарный, пожарная…; учитель – учительница, учительский, ученик).
Упражнение в словообразовании и в словоизменении слов, (например: час - часовщик; повар – поварешка; машина – машинист);
Подбор действий, (например: врач (слушает больного; смотрит горло; измеряет температуру; выписывает лекарство и т. д.);
Подбор слов – признаков, (например: смелый, мужественный, добрый, красивый, великий, трудолюбивый, знающий и т. д); Учитель-логопед
Наблюдения:
за транспортом на прогулке.
Экскурсия в продуктовый магазин.
Экскурсия на почту, в аптеку, проезжую часть (с родителями).
Экскурсия по помещениям ДОУ (знакомство с профессиями детского сада).
Экскурсия в «Комнату ПДД» ДОУ. Учитель-логопед, воспитатель, родители
Трудовая деятельность
Помощь младшему воспитателю, дежурство в группе, дворнику на прогулке, помогаем дома. Воспитатель
Игры со строительным материалом. «Магазин», «Почта», «Транспорт», «Строители. Строим Больницу». Воспитатель
Дидактическая игра «Что принёс почтальон?», «На почте», «Мемо», «Транспорт», «Профессии». «Собери картинку», «Что лишнее?», «Где чья машина?», «Едет, плавает, летает?», «Определи по предмету профессию», «Кем быть?», Лото «Все профессии», Лото «Профессии», «Раздели», «Ассоциации», «Объясни», «Какая профессия?». Учитель-логопед, воспитатель
Речевые игры: «Кому письмо?», «Четвёртый лишний», «Один – много», «Сосчитай», «Загадки. Профессии», «Кто лишний», «Кому что нужно», «Кто чем управляет?», «Разложи и объясни» (атрибуты, «В продуктовом магазине», «Подбери признак», «Подбери действие», «Покупка», «Весёлый магазин», «Назови профессию по описанию?», «Что кому?», «Что случилось, если бы не работал?», «Где, какая нужна профессия?», «Кто нас обслуживает?», «Для чего нужны предметы?», «Исправление ошибок в предложениях», «Скажи наоборот», «Найди лишний предмет», «Доскажи словечко», «Кто, что, для кого?», «Все работы хороши»;
«Ошибки Незнайки». Воспитатель
Консультирование родителей «Приучаем детей к труду», «Соблюдаем ПДД», «Безопасная дорога», «Кто работает на почте, в магазине, на транспорте», «Знакомим детей с видами транспорта», беседа с родителями «Рекомендации для родителей по лексической теме «Профессии». Воспитатель, учитель-логопед
Сюжетно-ролевая игра «Дорожное движение» («Водители», «Шофёры», «Продуктовый магазин», «На почте», «Юные строители», «Парикмахерская», «Больница» (аптека, «Детский сад». Воспитатель
Экспериментирование
«Юные исследователи»
Цель: Научить детей пониманию экспериментальной, исследовательской деятельности; развивать стремлению к поиску; творчеству Воспитатель
Упражнения по развитию у детей графо - моторных навыков (работа в раскрасках, штриховка). Учитель-логопед, воспитатель
Подвижная игра «Водители», «Сигналы светофора», «Шофёры», «Перевези продукты в магазин», «Догони почтальона» Воспитатель
Просмотр презентаций: «Как работает почта», «Какие бывают магазины», «Профессии на транспорте». Воспитатель, учитель - логопед
Художественное творчество в свободное время с красками, бумагой, клеем, пластилином, карандашами, мелками. Нетрадиционное рисование. Воспитатель
Выставки:
Книжка – малышка «Профессии», поделок «Профессии», фотовыставки «Помогаю дома», «Профессии моих родителей». Воспитатель, учитель-логопед
Досуги «Профессии разные нужны», «Вечер загадок и литературы о профессиях» (Айболит, Дядя Стёпа, Почтальон Печкин) Воспитатель, учитель-логопед
Ожидаемые результаты проекта:
Позитивные изменения в представлениях детей о труде взрослых:
- у дошкольников появился интерес к данной теме «Профессии»;
- сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых;
- более подробно познакомились с профессиями своих родителей;
- разучили загадки и стихи о профессиях.
- знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов;
- понимание ценности труда людей разных профессий;
- умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность;
- понимание значимости труда своих родителей и своего труда.
В ходе реализации проекта ярко проявятся работа, как совместная, партнёрская деятельность педагогов, детей и родителей.
Презентационный этап:
• Созданы дидактические игры по теме;
• Создан фотоальбом «Профессии наших родителей»;
• Создан альбом детских рисунков «Кому что нужно?»;
• Фотоколлаж: «Помогаю дома».
• Созданы альбомы загадок, пословиц, стихов, рассказов для беседы, репродукции картин;
• Создан альбом словесных, дидактических, наглядных игр (речевое развитие и словесно – логическое мышление);
• Создана видеотека по теме:
-Презентации: «Все профессии нужны»;
- Презентация о проделанной работе по созданию проекта.
Список литературы:
1. Е. А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам», Москва, 2006 г.
2. Н. В. Нищева, Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР с 3 до 7 лет Санкт-Петербург, ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2024г.
3. Н. В. Нищева, Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР с 4 до 5 лет (средняя группа, Санкт-Петербург, ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022г.
4. Н. В. Нищева, Развитие математических представлений у дошкольников с ТНР (с 4-5 и с 5-6 лет, ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023г.
5. О. Э. Литвинова, Рисование, лепка, аппликация с детьми среднего возраста с ТНР, ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2024г.
6. Н. В. Нищева, Все работы хороши. Городские профессии, ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017г.
7. Н. В. Нищева, Картотека предметных картинок, ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021г.
8. Н. В. Нищева, Обучение дошкольников рассказыванию по серии картинок, Выпуск 1. Средний дошкольный возраст с 4-5 лет, ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2024г.
9. Н. В. Нищева, Алгоритмические схемы для обучения дошкольников составлению описательных рассказов (4-7 лет, ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2024г.
10. Н. Л. Шестернина, Профессии. Тематический словарь в картинках. Мир человека, ООО «Школьная книга», 2020г.
11. Т. А. Шорыгина, Профессии в картинках, Издательство ГНОМ, 2023г.
12. Профессии. Наглядно-дидактическое пособие, ООО «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2023г.