Зинаида Приведенцева
Конспект логопедического занятия «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛИ:
Коррекционно-образовательные:
• Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом
• Уточнять и расширять словарь по теме «Зима»
• Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.
• Активизировать словарь прилагательных.
• Совершенствование грамматического строя и связной речи.
Коррекционно-развивающие:
• Развивать дыхание и голос.
• Развивать фонематический слух и восприятие.
• Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
• Развивать мимические мышцы.
• Развивать внимание и память.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать у детей самоконтроль за речью.
• Воспитывать чувство любви к живой природе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Ход ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Скоро начнутся Новогодние праздники, а у нас в классе уже праздник. Посмотрите, как много пришло к нам гостей. Ребята, а как обычно встречают гостей? - Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - «Зимушке - Зиме». - На дворе зима, а как же называются зимние месяцы? (Декабрь, Январь, Февраль.) - А какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)
К какому времени года относятся эти слова: снег, санки, снежинка, снеговик? (ЗИМА)
Назовите зимние месяцы?
Мы сегодня отправимся в гости к Зимушке-зиме.
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление.
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем…
2. Развитие общей моторики.
Выполнение движений по тексту.
Рано утром на полянке
Веселятся две снежинки
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
3. Развитие мелкой моторики «Снежок»
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок лепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий.
И совсем-совсем не сладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три уроним,
И сломаем.
Загибают пальчики, начиная с большого.
Лепят, меняя положение ладоней.
Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.
Грозят пальчиком.
Имитация движений по тексту.
Топают.
4. Массаж лица.
5. Развитие мимических мышц.
Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.
Вы боитесь съезжать с горы – покажите как вам страшно.
Скатились с горы, не упали, вам весело, радостно.
Завьюжило, стало холодно – мы недовольны вьюгой.
6. Развитие аритикуляционной моторики.
7. Работа по развитию дыхания и голоса.
Если по свежему снегу гулять
Нужно воздухом дышать.
Как подул Дед Мороз –
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звезды.
Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворении.
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звезды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
(Н. Нищева)
8. Упражнение для коррекции зрения.
Мы снежинку увидали, -
Со снежинкою играли.
Дети берут снежинку в руку. Вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд.
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели.
Отвести ее влево.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…
Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.
Дети смотрят вверх и вниз.
Все! На землю улеглись.
Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.
Глазки закрываем,
Закрыть ладошками глаза.
Глазки отдыхают.
Дети складывают снежинки и садятся на стулья.
III. «ЗИМА»
• «Хлопни в ладоши»
Дети должны хлопнуть в ладоши, услышав слово о зиме: сугроб, лыжи, шуба, бабочка, мороз, лед, сосулька, ромашка, санки, снеговик, ручеек, снежинка.
• «Загадки»
Снег на полях
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Зимой.)
Бел, да не сахар,
Ног нет, да идет.
(Снег.)
Без досок, без топоров,
Через реку мост готов.
(Лед.)
Хоть сама - и снег и лёд,
А уходит - слезы льет.
(Зима)
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять.
(Рукавички)
Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла?
(Снеговик)
Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
(Снег.)
Их треплют, катают,
А зиму таскают.
(Валенки)
Мы - проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы, В дождь - лежим, в снег - бежим, уж такой у нас режим.
(Лыжи.)
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые.
(Снежинки)
Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
- Никто не поднимет.
Весна придет
- Он сам уйдет.
(Сугроб)
Что за дворник удалой снег сгребал на мостовой? Не лопатой, не метлой, а железною рукой.
(Снегоочиститель.)
Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали,
Днём они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной
Очень грустно мне одной.
(Снежная баба)
Кручу, урчу,
Знать никого не хочу.
(Метель)
• «Кто больше?»
Дети соревнуются, кто придумает больше прилагательных словам:
- Снег. (какой) белый, холодный, пушистый.
- Лед. (какой) скользкий, гладкий, прозрачный.
- Зима. (какая) снежная, морозная, холодная.
- Горка. (какая) снежная, скользкая, крутая.
• Упражнение «Собери снеговика».
Дети выполняют упражнение, логопед следит за правильностью выполнения упражнения, предлагает оценить работу друг друга.
Работа по подгруппам: Игра «Придумай слово».
Образование родственных слов.
1-я группа подобрать родственные слова к слову снег: снежок, снежочек, снежинка, снеговик, снегурочка, снегирь, белоснежный, Белоснежка, подснежник.
2-я группа подобрать родственные слова к слову зима : зимний, зимушка, зимуют, зимовать, зимовье, перезимовать.
Игра с мячом: «Какая?»
Подбор однородных определений к слову зима :
холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д. (Дети при правильном ответе вытягивают снежок из «Волшебного сундучка»).
8. Работа в тетради.
Логопед. В ваших тетрадях снеговик не дорисован. Его нужно дорисовать. Возьмите синий карандаш и обведите комки.
Логопед. Черным карандашом снеговику нужно дорисовать глазки-угольки и ротик, а красным нос- морковку. А вот ведро на голове снеговика вы можете нарисовать любым карандашом. Какие ведра у вас получились?
1-й ребенок. У меня синее ведро.
2-й ребенок. У меня зеленое ведро.
Итог занятия
- Вспомните ребята, о чём мы говорили на занятии?
- Что мы делали?
- Что Вам понравилось?
III. Основная часть.
1. Словарная работа. (актуализация и развитие лексики)
- Сегодня мы с вами будем говорить о зиме.
a) Беседа о зиме.
- Какая зимой погода? (холодная)
- Да, зимой холодно, зима холодная.
- Что выпадает зимой? (снег)
- Если зимой много снега, то зима какая? (снежная)
- Если зимой сильный мороз, то зима какая? (морозная)
- Если часто метет метель, то зима какая? (метельная)
- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)
- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то зима какая? (студеная)
- Вот как много мы рассказали о зиме. А теперь вспомним все, что мы говорили. А поможет нам в этом наша волшебная палочка.
б) Игра «Волшебная палочка»
- 1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть.
Нужно всем нам в круг вставать.
(дети по кругу передают «волшебную палочку», называя по одному признаку).
2. Составление предложений по опорным словам и картинкам.
а).- Сейчас мы будем составлять предложения о зиме. Но они должны быть разными, непохожими друг на друга. Вот послушайте, какое я составила предложение (на магнитную доску прикрепляются заснеженные дома, деревья).
- Наступила студеная, суровая зима.
- Теперь вы придумайте свои предложения.
- Мы сказали, что зимой выпадает снег.
Снежинки пуховые
Веселые, живые,
Вы кружитесь, мерцаете
В молчании лесном,
И землю укрываете
Хрустальным серебром.
(Первый раз, проговаривая текст стихотворения, раздаю снежинки каждому ребенку; второй раз проговариваю текст, а дети показывают мягкими движениями рук, как падает снег; на последнюю строчку стихотворения кладут снежинки на пол.)
- Выпал снег. Давайте полюбуемся им. И, правда, как настоящий.
(вносится емкость со снегом)
б) Рассматривание снега.
- Снег, какой? Посмотрите, потрогайте его.
(белый, холодный, легкий, блестящий, мокрый, пушистый, липкий)
- Если снег блестит, искрится на солнце, то он какой? (блестящий, искрящийся)
(на магнитную доску прикрепляю «снег»)
- Какой выпадает снег? ( дети составляют распространенные предложения: Выпал белый, пушистый снег)
в) Динамическое упражнение
Холод – стужа, потирают ладошки, стучат ими по бедрам
Холод – стужа
Снег колючий
Кружит, кружит … кружатся, разведя руки в стороны
В сугроб снежинки соберем
И дальше мы играть начнем.
г) Выпало много снега, и появились сугробы.
(на магнитную доску прикрепляю изображения сугробов)
- Какие бывают сугробы? (белые, большие, огромные, высокие, громадные, мохнатые, пушистые, мягкие)
- Составьте предложения: Какие появились сугробы? (Появились высокие, большие сугробы)
д) Рассматривание льда.
- Что происходит зимой с реками и озерами?
(выслушиваются ответы детей)
- Верхний слой воды превращается в лед. Вот такой. (вносится емкость со льдом)
- Лед, какой? Посмотрите, потрогайте.
(холодный, прозрачный, скользкий, твердый, блестящий, толстый, хрупкий, гладкий, прочный)
(на магнитную доску прикрепляю соответствующую картинку)
- Составьте предложение: Каким льдом покрываются реки и озера зимой?
- По какому льду хорошо кататься на коньках? (по гладкому, скользкому)
- А какие еще зимние забавы вам нравятся?
е) Пластический этюд «Зимние забавы» - отгадывание зимних забав по имитации действий.
- До кого дотронусь, тот становится в пару. Каждой паре достанется картинка – загадка.
- 1, 2, 3, 4, 5!
Мы пошли во двор гулять.
- Что мы видели, не скажем, а что делали - покажем.
(музыкальное сопровождение)
(по мере отгадывания дети прикрепляют картинки на магн. доску)
ж) Составление предложений по опорным предметным картинкам.
Мальчик – снеговик.
Девочка – санки.
Девочка – коньки.
Мальчик – лыжи.
Преобразование 4 предложений в одно с однородными членами.
- Что делают дети?
(дети лепят снеговика, катаются на санках, на лыжах, коньках).
(по сюжетной картинке)
з) Определение эмоционально окрашенной концовки.
- У людей бывает разное настроение (демонстрирую пиктограммы). А у этих детей, какое настроение? Каково им зимой?