Марина Первакова
Модель открытого логопедического мероприятия по теме «Посуда» в старшей группе «Федора-чистюля»
▼ Скачать + Заказать документы
Модель открытого логопедического мероприятия
в старшей группе по теме «Посуда»
«Федора – чистюля»
Цель: уточнение и расширение знаний детей по теме «Посуда»; активизация словаря по данной теме.
Публикация «Модель открытого логопедического мероприятия по теме „Посуда“ в старшей группе „Федора-чистюля“» размещена в разделах
- Посуда. Все о посуде для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- «Федорино горе», Чуковский К.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Коррекционно-образовательные задачи. Уточнить и расширеть представления о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана. Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда» {посуда, чайник, кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг, супница, тарелка, ложка, вилка, масленка, солонка, хлебница; готовить, варить, жарить, кипятить, тушить, наливать, класть; столовый, кухонный, чайный, фарфоровый, металлический, стеклянный, серебряный). Совершенствовать грамматический строй речи {использование имен существительных в косвенных падежах, навыков слогового анализа слов. Автоматизация правильно произношения звука [ж].
Коррекционно-развивающие задачи. Развивать связную речь, зри-тельное восприятие и внимание, конструктивный праксис, общую, мелкую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением, тактильных ощущений.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
Оборудование. Магнитная доска, наборное полотно, тетрадь по числу детей, контейнер с карандашами, мешочек с маленькой кукольной посудой, предметы посуды и полок буфета, конверты с частями плоскостного изображения чашек, предметные картинки с изображениями чашек, пластмассовые кукольные кастрюльки с водой, соломинки для коктейля по числу детей, мяч, ложки для обозначения настроения, плоскостные изображения предметов посуды для поощрения.
Предварительная работа. Экскурсия с родителями в хозяйст-венный магазин, рассматривание посуды, и беседа о ее назначении, материалах, из которых она сделана; частях, из которых она состоит. Разучивание упражнения «Чайник». Чтение произведения К. И. Чуковского «Федорино горе»
Ход занятия.
Организационный момент.
Психогимнастика “Улыбка”
- Ребята, ключ, который открывает замки в душах людей,- это улыбка.
Сейчас мы будем дарить друг другу улыбки. Улыбнитесь соседу справа,
(слева). Улыбнитесь гостям
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Давайте настроим себя на работу.
Игра «Волшебный мешочек». [Развитие связной речи, тактильных ощущений].
- Чтобы узнать, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии, выполните мое задание. Опустите руку в мешочек, нащупайте один предмет, ощупайте его и скажите, что это, как вы догадались об этом.
Дети по очереди опускают руку в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают о том, как они их узнали, а затем достают их из мешочка и кладут на стол.
- Молодцы. Вы все угадали предметы и хорошо рассказали, как это сделали. А теперь подумайте, как назвать эти предметы одним словом.
(Посуда).
- Правильно. А для чего нужна посуда, вы знаете?
(В посуде готовят и хранят еду, из посуды едят).
- О посуде, ее назначении, материалах, из которых ее делают; о частях, из которых она состоит, мы и будем говорить сегодня.
Основная часть.
(Звучит шум бьющейся посуды, кадр из мультипликационного фильма «Федорино горе»).
- Что за шум, что за гам,
Слышен тут и там
По дорожке, что спешит.
Тараторит, тараторит, дребезжит!
А за ними вдоль забора
Идёт бабушка Федора! (Заходит Федора)
- Назовите сказку, из которой я к вам пришла?
- Кто автор сказки?
- О чём говорится в этой сказке, я предлагаю вам вспомнить с помощью разрезных картинок. Подходите к столам.
Игра «Разбитые чашки». [Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Профилактика нарушений письменной речи. ]
Приглашает детей пройти на ковер и сесть по-турецки. Достает конверты с частями плоскостных изображений чашек и ставит на маленькое наборное полотно предметные картинки с изображениями чашек.
На завтрак Наташе
Сварили две каши.
На выбор две каши
Для нашей Наташи.
Не стала есть кашу
Каприза Наташа.
Разбила все чашки
Вертушка Наташка.
- Помогите мне, пожалуйста, склеить чашки, которые разбила Наташа. Они выглядят вот так, как эта чашка на картинке.
- Что у вас получилось, назовите, указывая признаки. (Я склеила синюю чашку. Я склеил зеленый чайник. Мы склеили желтую тарелку. Мы склеили красную кастрюлю.)
- Одним словом как можно назвать эти предметы. (Посуда). Молодцы! Вот о такой посуде мы и будем сегодня говорить. (Должны подойти к мольберту). Вы знаете, почему посуда убежала? (Ответы детей). Я предлагаю вам помочь Федоре вернуть посуду. За каждое задание вы будете получать по одному предмету посуды (плоскостные изображения предметов посуды).
Упражнение «На кухне у Федоры». (Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении; материалах, из которых она сделана. Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда».]
На верхней полке буфета стоит чайная посуда, на средней — столовая, на нижней — кухонная.
- Мы с вами пришли на кухню, где хранится посуда. Перечислите, какая посуда стоит на верхней полке.
(Чайник, чашки, блюдца, сахарница).
- Верно. Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Ее называют чайная посуда. Повторите это название.
- Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на второй полке.
(Тарелки, супница, хлебница, солонка).
- Правильно. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Ее называют столовой посудой. Повторите. Как она называется?
- И наконец, назовите посуду, которая стоит на нижней полке.
(Кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг).
- Правильно. Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Ее называют кухонная посуда. Повторите и это название.
- Давайте обратим внимание на материалы, из которых сделана посуда. Чайная посуда сделана из стекла. Как ее называют?
(Стеклянная)
- Столовая посуда сделана из фарфора. Как ее называют?
(Фарфоровая).
- А кухонная посуда сделана из металла. Как ее можно назвать?
(Металлическая).
Игра «Что изменилось?» [Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи (использование имен существительных в косвенных падежах).]
- Посмотрите еще раз на полки буфета и запомните, что стоит на верхней полке, а потом закройте глаза.
Упражнение повторяется еще 3—4раза. Логопед меняет местами, убирает и добавляет посуду, а дети отвечают на его вопросы.
Музыкально – ритмическая игра «Чайник». [Развитие общих речевых навыков, творческого воображения. Координация речи с движением. ]
Я — чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд, Дети стоят, изогнув одну руку, как
Я вам напоказ выставляю живот. носик чайника, другую держат на
Я чай кипячу, клокочу и кричу: поясе. Животик надут.
— Эй, люди, Топают обеими ногами.
я с вами попить чай хочу. Делают призывные движения правой
рукой.
Североамериканская песенка
Упражнение «Раскрасим чайник». Работа в тетради. [Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи. ]
- Что вы видите на странице справа? (Чайник, чашку и ложку).
- Какая это посуда? (Чайная).
- Возьмите любой цветной карандаш, обведите чайник по контуру и начинайте раскрашивать его. Если хотите, можете украсить чайник цветами или узорами.
Артикуляционная гимнастика с движениями для шипящих звуков и автоматизация [Ш], [Ж]. (Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного артикуляционного уклада звука [ж] и автоматизация звука [ж] в открытых слогах и цепочках слогов. ]
Показ движениями рук звуков и слогов, прочитанных по слоговой таблице : жа, жи, жо, жу, жа-жа-жа, жуки, жакет.
Игра с мячом «Раздели на слоги». [Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие ловкости. ]
- А теперь уже знакомая вам игра. Я бросаю мяч и называю посуду. Вы ловите мяч, произносите название по слогам, определяете количество слогов и возвращаете мяч мне.
Упражнение «Суп кипит». [Воспитание направленной воздушной струи, развитие силы выдоха. ]
Предлагаем детям встать в шеренгу лицом к зеркалу и раздаем им игрушечные пластмассовые кастрюльки, наполовину наполненные водой, и короткие изогнутые соломинки для коктейля.
- Возьмите кастрюльки в левую руку, опустите в них соломки, которые держите правой рукой. Подуйте в соломинку, не раздувая щек, так, чтобы «суп» в кастрюльке «закипел».
Заключительная часть.
- Ребята, а вы знаете, какой праздник приближается? Давайте подарим Федоре на праздник те наборы посуды, которые вы заработали за занятие, но эта посуда попадёт к Федоре лишь только тогда, когда вы вспомните, за что, же вы её заработали, что нового узнали или, о чем вспомнили.
Какое настроение, покажите мне его с помощью наших подсказок. (Подходят и выбирают ту ложку, которой соответствует их настроение).