Юлия Данилова
Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Насекомые. Пауки».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
-Расширить и активизировать словарь по теме «Насекомые».
-Продолжить работу по составлению предложений с предлогами по опорным картинкам.
-Упражнять в образовании имен существительных во множественном числе, в родительном падеже.
-Совершенствовать навык фонематического анализа: определение места звука в слове.
-Упражнять в образовании относительных прилагательных.
Коррекционно-развивающие задачи:
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: „Насекомые, Пауки“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Пауки, паучки, паукообразные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
-Способствовать развитию артикуляционной моторики, речевого слуха, зрительного и слухового внимания, общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно -воспитательные:
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, сочувствия.
Предварительная работа: Чтение стихотворения К. Я. Чуковского «Муха – Цокотуха». Беседа с детьми о насекомых. Рассматривание картинок с изображением насекомых, пауков. Наблюдение за насекомыми на участке.
Материалы:
Картинки с изображением насекомых, паука, сюжетная картинка «Насекомые на лужайке». Звуковая запись- «жужжание мухи». Мяч, звуковые линейки. Картинки с изображением продуктов.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Сегодня я предлагаю вам отправиться со мной в сказку. Готовы? (Включаю звуковую запись жужжания мухи).
Кто это может быть? Кто к нам прилетел? (Ответы детей).
Правильно дети, к нам прилетела муха, да не простая муха, а сказочная. Вы ее узнали? Как вы думаете, из какой она сказки? (Ответы детей)
2. Основная часть:
У Мухи - Цокотухи сегодня День рождения. На свой праздник Муха пригласила много гостей. Отгадайте загадки, и вы узнаете, кого Муха пригласила на свой праздник.
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком. (Пчела)
Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель? (Муравей)
Самого не видно.
А песню слышно.
Летит, пищит,
Случай не упустит, сядет и укусит. (Комар)
Теплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук,
Я жужжу, я майский (Жук)
После каждого ответа детей выставляю картинку соответствующего насекомого.
Как можно назвать всех гостей одним словом: жук, комар, муравей, пчела –это кто? Каких насекомых вы еще знаете? (Ответы детей).
Поможем Мухе-Цокотухе накрыть на столы- выполним волшебную гимнастику (выполнение совместно с детьми артикуляционной гимнастики)
- Главное украшение стола- это самовар (упражнение «Толстячки») : показываю картинку, прикрепляю на доску.
-Еще нам необходимы чашки (упражнение «Чашечка», показываю картинку.
-Чай гости будут пить с вкусными блинами (упражнение «Блинчик», показываю картинку.
-И ароматным вареньем (упражнение «Вкусное варенье», показываю картинку.
Молодцы дети, помогли Мухе накрыть на стол. Теперь поможем Мухе-Цокотухе рассадить за столы гостей. Гости, у которых в названии один слог, будут сидеть за первым столом (жук, шмель). Два слога- за вторым столом (пчела, оса, муха, комар).
Три слога - за третьим столом (стрекоза, таракан, кузнечик, муравей). (Дети поочередно выбирают насекомого, делят слова на слоги с помощью хлопков и прикрепляют картинку к соответствующему столу.)
Попили, поели наши гости и начали хвастаться.
Первая стала хвастаться пчела. Кто хочет превратиться в пчелу и рассказать, какая она? Надеваю маску пчелы на ребенка. Представь, что ты пчела. Перечисли, какая ты? Я полосатая, я трудолюбивая, я запасливая… (ребенок подбирает слова, дети дополняют). Что ты умеешь делать? Я летаю, мед собираю, на зиму запасаю. С цветка на цветок перелетаю (если ребенок затрудняется, задаю наводящие вопросы.)
Следующая стала хвастаться бабочка. Кто хочет стать бабочкой и похвастаться? Надеваю маску бабочки на ребенка. Расскажи, какая ты? (Я красивая, разноцветная, яркая, пестрая) Что ты любишь делать? (Я люблю летать, порхать, пить нектар) А если увидишь птицу? (Прячусь)
Жук выполз из-за стола и тоже захотел похвастаться. Кто будет жуком? Надеваю маску жука на ребенка. Расскажи, какой ты жук? (Большой, рогатый.) Что делаешь? (Ползаю, жужжу, летаю).
Начали насекомые веселиться, и мы вместе с ними (выполняется физ. минутка совместно с детьми).
Физ. минутка:
Прилетела к нам вчера полосатая пчела.
А за нею шмель - шмелёк
И веселый мотылек.
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали,
От усталости упали.
Включается звукозапись: «Вдруг, какой-то Паучок-старичок нашу муху в уголок поволок, хочет бедную убить, Цокотуху погубить!»(Выставляю картинку паука и мухи, замотанной в паутине).
Все насекомые испугались Паука и спрятались. Давайте посмотрим, кто куда спрятался? (Выставляю сюжетную картинку «Насекомые на лужайке»)
Куда спрятался муравей? (Муравей спрятался под лист.)
Где спрятался жук? (Жук спрятался за грибом.)
Где спряталась пчела? (Пчела сидит на цветке.)
Где летает бабочка? (Бабочка летает над грибом.)
Где спрятался кузнечик? (Кузнечик спрятался в траве.)
Не отпускает нашу муху паук. Но паук один, а гостей у мухи много. Все вместе они должны справиться с пауком.
Игра с мячом: «Один –много».
Один жук, а много- жуков
Один комар, а много-комаров
Одна бабочка, а много- бабочек
Один муравей, а много-муравьев
Одна стрекоза, а много-стрекоз
Один таракан, а много-тараканов.
Взмолилась Муха (включается звукозапись) : «Не ешь меня, Паук, отпусти на волю!» Если правильно выполним задания паука, отпустит паук муху. А задание у Паука такое : надо определить, какой общий звук встречается в словах? Жук, комар, стрекоза. (Утрированное произношение звука «К»). (Ответы детей). Молодцы, а теперь я буду произносить слова, а вы определите место звука «К» в слове (начало, середина, конец слова). Работа со звуковыми линейками.
Индивидуальная помощь детям. ( Используемые слова: таракан, бабочка, муравейник, крыло, брюшко, жук, комар, стрекоза.)
Отпустил Паук Муху, то-то стало весело, то-то хорошо. День рождения мухи продолжается. Муха пригласила и нас на свой праздник. Как вы считаете, что можно подарить Мухе? (ответы детей) А давайте подарим Мухе торт, (показываю картинку).
Торт маленький, а гостей у мухи много. Давайте поможем мухе приготовить большой торт. (Достаю кастрюлю, картинки с изображением разных продуктов).
Добавим в торт малину, какой торт получится? Добавим орехи, какой будет торт? Добавим шоколад, какой торт получится? А если мы добавим крем? И чуть-чуть фруктов, какой будет торт? Добавим немного ягод, какой будет торт (Ответы детей.)
Достаю картинку большого торта. Молодцы, ребята, вкусный торт получился. Всем гостям хватило.
Итог занятия : Молодцы дети, помогли Мухе - Цокотухе справиться с Пауком и отпраздновать День рождения. Если вам понравилось в гостях у Мухи, возьмите цветочек, подарите его Мухе и скажите, что вам понравилось? (Прикрепляем цветы на доску.)