Елена Сергеева
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Звуки [Л] — [Л’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Знакомство со звуками Л-Ль, четкое произнесение и характеристика звуков, знакомство с буквой Л.
2. Определение места звуков Л-Ль в словах-примерах.
3. Закрепление навыков звуко-слогового анализа слов, работа со схемами.
4. Закрепить представления детей о зиме, зимующих птицах, зимовке диких животных.
5. Закрепить навык составления обобщающего описательного рассказа о зиме с опорой на схему.
6. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
7. Упражнять в выделении «лишнего» слова по смыслу из цепочки слов, учить обосновывать свой ответ.
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе „Звуки [Л] — [Л’]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
8. Упражнять в координации речи с движениями.
9.
Оборудование: наборное панно, «Дети заботятся о природе», «Медвежья берлога», иллюстрации диких животных, дидактическое пособие «Чей хвост? Чья голова?», индивидуальные логопедические наборы для детей, зеркала, звуковые схемы слова.
План занятия
1) Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости.
(Дети здороваются и садятся на свои места)
2) Дети, скажите, какое сейчас время года? (зима) Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) Какой месяц год кончает, а зиму начинает? (декабрь, а какой месяц сейчас идет? (февраль). Зимой холодно, давайте погреем ручки, чтобы не замерзли (дети дышат на руки и трут ладоши)
А теперь разомнем язычок.
3) Артикуляционная гимнастика: «Окошечко» – «Заборчик» - чередование с задерживанием артикуляционной позы, «Почистим зубки», «Качели», «Орешки», «Часики», «Блинчики».
4) –Сегодня мы познакомимся с новым звуком, а с каким вы догадаетесь, если отгадаете загадки.
На ветке не птичка –
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Кто же это…. (белка)
Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув высоко.
(Лось)
Белый камешек растаял,
На доске свой след оставил.
(мел)
- Повторим все отгадки – беЛка, Лось, меЛ – какой звук есть в каждом слове?
- Звук Л – согласный, твердый. Какая есть преграда у языка (Язык упирается в верхние зубы). Когда произносим звук Л, губы в улыбке, зубы видны, кончик языка прижат к верхним зубам. Какой фигурой мы будем обозначать звук Л? (синим квадратом)
- Как будет звучать мягко этот звук? (Ль)
- Звук Ль – согласный, мягкий. Когда произносим звук Ль, губы в улыбке, зубы видны, кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами, альвеолам. Какой фигурой мы будем обозначать звук Ль? (зеленым квадратом)
- Посмотрите на панно, здесь примеры слов, в которых «спрятались» звуки Л-Ль, я буду показывать вам на картинку, а вы определите место звука в слове.
Вызываются несколько детей, которые называют предмет и выделяют звук в начале, конце и середине слова.
- На письме звук Л обозначается буквой (дети «рисуют» букву в воздухе и на столе, выкладывают ее спичками)
- А теперь соединим звук Л с гласными звуками : АЛ, ОЛ, УЛ, ЛА, ЛО, ЛУ.
- Отгадайте, кто зимой холодной бродит злой, голодный (волк)
- Выложим слово ВОЛК с помощью схем (выполняется звуко-слоговой анализ слова)
Физкультминутка:
(логоритмическое упражнение на координацию речи с движением)
«Метели»
Летели метели, летели метели Махи руками над головой
Стелили в долинах из снега постели, Наклон вниз
Кружили метели и выли метели, Повороты в стороны
Над лесом, над полем гудели и пели. Наклоны в стороны
5) В начале занятия мы определили, что сейчас зима и назвали зимние месяцы, а по каким признакам мы определяем, что на улице зима? Давайте составим рассказ о зиме (дети отвечают с опорой на схему).
Медведь пока еще спит в берлоге, а вокруг в сугробе спрятались другие дикие животные, посмотрите внимательно, чьи это хвосты?
6) Д/и «Чей хвост?» - один хвост «лишний», уберем эту картинку.
Глазки у вас зоркие, а сейчас проверим, как слышат ваши ушки.
7) Поиграем в игру «Четвертый лишний» – найдите лишнее слово и обоснуйте свой выбор.
- декабрь, сентябрь. январь, февраль
- синица, ласточка, ворона, снегирь
- шуба, свитер, шарф, валенки
8) А сейчас мы послушаем, как русские поэты писали о зиме.
Предлагается двум-трем детям прочитать стихотворения о зиме.
Не трещите, морозы, в заповедном бору,
У сосны, у березы не грызите кору!
Полно вам воронье замораживать,
Человечье жилье выхолаживать.
Береза
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
С. А. Есенин
9) Итак, сегодня мы познакомились с новыми звуками Л-Ль и подробно поговорили об уходящей зиме, она подходит к концу, сегодня по календарю ее последний день, за зимой наступит…. (весна). О ней мы поговорим на следующих занятиях.
Вы хорошо отвечали на вопросы, были внимательны, благодарю вас за работу, занятие закончено.
Литература:
1. Агранович З. Е. «Сборник домашних заданий», С-Пб., 2001.
2. Кондратьева Н. Н. «Мы» – программа экологического образования детей, С-Пб, 2003 г.
3. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми», Минск, 1996 г.
4. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы», С-Пб., 2001 г.
5. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду», М., 2002 г.
6. Ткаченко Т. А. «Учим говорить правильно», М., 2001 г.
7. Шорыгина Т. А. «Какие месяцы в году?», М., 2003 г.