Залина Дзгоева
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Цветы Осетии и цветы — «притворщики»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ТЕМА: Цветы Осетии и цветы-«притворщики»
ЦЕЛИ: - систематизировать знания детей о цветах; дать понятия «полевые», «лесные», «садовые», «горные» цветы; познакомить их с цветами-«притворщиками»; Закрепить навыки словообразования и словоизменения: совершенствовать навык образования прилагательных от существительных, образования множественного числа имен существительных, согласовывать имена существительные с числительными; развивать умение подбирать прилагательные к существительным;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Республика Северная Осетия - Алания
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Цветы. Логопедические занятия
- Темочки
- развивать мелкую и общую моторику у детей; неречевые психические функции (слуховое, зрительное внимание, логическое мышление;
- воспитывать бережное отношение к цветам; умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс; коммуникативные навыки; стимулировать формирование интереса к учебной деятельности.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением поля, леса, сада и гор; макеты «Садовые цветы Осетии», «Полевые цветы Осетии», «Лесные цветы Осетии», «Горные цветы Осетии», «Цветы-притворщики»; несколько рядов картинок с изображением четырех цветков, в котором один цветок лишний (мультимедийные изображения); предметные картинки: цветы Осетии, орхидеи-«притворщики», обезьяна, утка, пчела, цапля, голубь, попугай; мяч; ноутбук, экран, проектор.
Ход НОД
1. Организационный момент, настрой на работу.
- Ребята, посмотрите на меня. Я постараюсь по вашим лицам определить, какое у вас сегодня настроение. Вижу, что у большинства оно хорошее, веселое. У меня сегодня тоже веселое настроение. Давайте же передадим наше веселое настроение друг другу. Посмотрите на того, кто стоит рядом с вами, улыбнитесь ему и мысленно пожелайте что-нибудь хорошее.
Логопед выставляет на доске три картины: поле, лес, сад.
- Ребята, внимательно посмотрите на картины и скажите мне, что у них есть общего?
- Правильно, на всех картинах есть цветы, вот и о них-то мы сегодня и поговорим.
Логопед выставляет еще одну картину – горы
- Как вы думаете, растут ли цветы в горах? (дети высказывают разные предположения)
- Да, в горах тоже растут цветы. Мы и о них сегодня поговорим. А еще мы познакомимся с какими-то удивительными представителями растительного мира. Но об этом немного позже. А пока давайте поработаем немного пальчиками и поможем нашему мозгу лучше думать, а нашим язычкам лучше и правильнее говорить.
2. Пальчиковая гимнастика «Цветы».
Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Распускают лепесточки. (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)
Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)
Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо)
Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)
Они тихо засыпают,
И головкою кивают. («кивают» кистями)
3. Беседа о цветах.
- Цветы бывают самые разные : садовые, полевые, лесные, горные, комнатные, декоративные, экзотические, оранжерейные и т. д. и т. д.
- Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. И начнем мы с садовых цветов.
- Как вы думаете, почему они называются садовыми? Правильно, потому что они растут у нас в саду. Вырастают они из семян или луковиц, сажает их сам человек.
- Давайте посмотрим на садовые цветы на макете «Садовые цветы Осетии» (тюльпан, ирис, роза, астра, пион).
- А теперь давайте познакомимся с полевым цветами. Эти цветы растут у нас в поле, они вырастают сами, без помощи человека. Посмотрим на полевые цветы (макет «Полевые цветы Осетии» : ромашка, колокольчик, клевер, одуванчик, душица).
- А почему же лесные цветы называются лесными?
- Верно, эти цветы растут в лесах, это такие цветы как ландыш, подснежник, лесная фиалка, медуница. (Рассматривают макет «Лесные цветы Осетии»)
- Все эти цветы можно встретить в наших садах, полях и лесах. Но я вам обещала, что мы познакомимся и с цветами, которые растут в наших прекрасных горах. Они растут там, где почти нет почвы, где очень часто бывают холода, сильные ветры и даже толстые покровы снега. Эти цветы – удивительной красоты. Посмотрите, как они прекрасны (макет «Горные цветы Осетии» : рододендрон, азалия, горечавка, эдельвейс)
- А что можно сделать из цветов?
- Из цветов можно составить букет и любоваться их красотой. Еще цветы собирают, чтобы изготовить духи, ароматное мыло, крем и даже для приготовления некоторых лекарств.
4. Игра «Четвертый лишний» (с картинками на экране)
Дети из ряда цветов должны выбрать лишний и объяснить свой выбор.
- Лишняя роза, потому, что роза растет в саду и т. п.
5. Игра «Один – много».
- Посмотрите на наших картинах цветов мало, чтобы их стало больше поиграем в игру «Один-много». Выходите на ковер. Я бросаю вам мячик и называю один цветок, а вы должны бросить мне мячик и назвать много.
Роза – розы
Колокольчик - колокольчики
Тюльпан – тюльпаны
Пион – пионы
Фиалка – фиалки
Азалия – азалии
Ландыш – ландыши
Ромашка – ромашки и т. д…
6. Игра «Один, два, пять» (с использованием карточек с цифрами и предметных картинок) :
- Пять тюльпанов; два колокольчика; одна фиалка, два рододендрона, один эдельвейс и т. п.
7. Физкультминутка «На лугу растут цветы».
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Повороты — руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны)
А потом опять встают,
И по-прежнему цветут.
8. Игра «Какие цветы?»
- Цветы очень любят, когда их хвалят, говорят красивые, приятные слова.
-Давайте скажем им эти слова. (Красивые, нежные, трепетные, свежие, яркие, пестрые, ароматные, хрупкие, весенние, крупные, мелкие, душистые, прекрасные)
9. Игра «Какой букет?»
- Ребята, мы говорили, что из цветов можно составлять букеты. Давайте мы с вами этим и займемся.
Дети берут по одной картинке с изображением цветка и составляют предложение по типу:
- Букет из роз – розовый букет.
- Букет из фиалок – фиалковый букет.
- Букет из подснежников – подснежниковый букет и т. п.
10. Цветы-«притворщики».
- Все те цветы, с которыми мы сегодня познакомились, можно встретить у нас, в Осетии. А теперь посмотрите, пожалуйста, на доску.
На доске картинки: обезьяна, утка, пчела, цапля, голубь, попугай.
- Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? (о цветах)
- А почему же я показываю вам эти картинки, разве на них изображены цветы?
- Тогда почему же, как вы думаете? (дети высказывают разные предположения)
- Вот мы и добрались до обещанного мной сюрприза. Оказывается, есть такие растения, которые притворяются разными птицами, насекомыми или животными. Растительный мир нашей планеты – это четыреста тысяч видов живых организмов. Это микроскопические водоросли, похожие на снежинки и гигантские секвойи – деревья сотен метров в высоту. В борьбе за свои права на жизнь и продолжение рода многие растения местами приобрели внешний вид не растений, а животных. Большинство представителей растений, внешне подражающих представителям животного мира, – это орхидеи. Это, так называемые, цветы-«притворщики». К сожалению, у нас в Осетии эти удивительные растения нельзя увидеть, здесь они не растут. А как мы можем познакомиться с ними поближе? (мы можем рассматривать их на фотографиях в журналах, увидеть в передачах или фильмах по телевизору, попросить родителей рассказать о них или найти их в интернете.)
- Отлично. У нас есть масса возможностей. Для начала давайте рассмотрим некоторые из них на нашем макете (рассматривают макет «Цветы-притворщики»)
- А сейчас давайте попробуем угадать, какими животными или насекомыми притворяются некоторые орхидеи.
Дети берут со стола картинки с изображениями «притворщиков» и закрепляют их на доске рядом с тем представителем животного мира, на которого похож цветок. При этом ребенок должен комментировать свой выбор:
Я думаю, что моя орхидея похожа на пчелу. Поэтому я прикреплю ее рядом с изображением пчелы.
Или:
Моя орхидея притворяется цаплей. Поэтому я закреплю ее рядом с цаплей.
Итог:
- Скажите, ребята, о чем мы сегодня говорили?
- Почему садовые (лесные, горные, полевые) цветы называются именно так?
- Кто сажает полевые цветы?
- А кто такие «притворщики»?
- Что вам запомнилось сегодня больше всего?
- Что понравилось? А что не понравилось?