Татьяна Абрамова
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР на тему: «Тула — мой город родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщить детей к русской народной культуре, расширить общий кругозор ребенка; познакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития, изготовлением тульских пряников, созданием тульской гармони - баяна. Развивать у ребенка творческие способности, фантазию, эстетический вкус. Воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине.
Словарь: самовар, самоварная столица, пряник, гармонь, мастера, умельцы, сувенир, музей; умелый, древний, старый; прославлять, гордиться, трудиться
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР на тему: „Тула — мой город родной“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Мой родной город. Конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Тульская область, Тула
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Оборудование: волшебный сундучок, самовары (деревянный, подарочный "Ясная поляна", расписной в стиле "хохлома", альбомы с открытками - экспозиции музея самоваров, музея Белобородова, музея Тульского пряника, Тульский пряник, пазлы.
Ход занятия.
I. Орг. момент.
Тула- город герой!
Тула мой город родной.
Хоть не велик, как Москва,
Но у него своя краса.
II. Знакомство с новым материалом. Беседа.
Мы продолжаем разговор о Туле, нашем родном городе. Чем славится наш город? (традициями, обычаями, мастерами). С какими мастерами мы уже с вами знакомы? (с оружейниками). Правильно. Но есть и другие, которые прославили Тулу на весь мир.
Очень часто за событиями
И сутолокой дней
Старины своей не помним -
Забываем мы о ней,
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
- Ребята, в нашем сундучке спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете,
что же это такое.
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает. (Самовар)
Правильно, это русский самовар.
- Как вы думаете, для чего нужнен самовар? (кипятить воду и пить чай).
- Почему так назвали этот предмет? Как произошло само слово "самовар"? (сам варит)
Самовар предназначен для разогрева воды. С помошью небольших щепочек, угольков и даже шишек его растапливали,вода быстро закипала и долго оставалась горячей. Самовары делали разнообразной формы: круглыми, в виде цилиндра, конуса, даже квадратными. А для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор (показ предметов сделанных из этих материалов).
- А в наше время люди пользуются самоварами? (ответы детей)
В наше время нет необходимости разогревать воду с помощью дров, в домах есть газ и электричество. Поэтому самовары делают электрические или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира).
Давным-давно почти в каждом городе были свои самоварные мастерские или фабрики. Но «самоварной столицей» стала Тула. Каких только самоваров у нас не делают! (просмотр фотографий)
Во всем мире самовар является одним из символов России – символом русского гостеприимства.
3. Слова-признаки
Какие слова вы можете придумать, чтобы рассказать о самоваре?
Самовар (какой) - пузатый, Тульский, медный, расписной, сувенирный, электрический, тяжелый, горячий.
4. Физминутка.
1, 2, 3, 4, 5 Все умеем мы считать,Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим, Голову подымем выше
И легко-легко подышим…
Раз, два! — выше голова, Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — тихо сесть. Раз — подняться, подтянуться,
Два — согнуться, разогнуться Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире, Пять — руками помахать,
Шесть — за стол тихонько сядь.
5. Тульский пряник.
Дети, наши предки, в отличие от нас, пили чай не из стаканов и чашек, как мы, а наливали его в блюдце, держа его за донышко.
- Как вы думаете, что подавали к чаю? (разные варенья,сахар кусочками,сухари, сушки, бублики)
И конечно, в Туле не обойтись без пряника.
- Кто печет пряники? (кондитеры, пекари)
Пряники пекут кондитеры на каких фабриках? (на кондитерских фабриках). У тульских мастеров есть свой собственный рецепт этого изделия.
Слова-признаки
- И получаются пряники какие?
Пряник - медовый, душистый, ароматный, вкусный, фруктовый, сладкий.
А еще они бывают какие? Пряники - Тульские, подарочные, разные.
Пряники делают разных форм, для каждого дня и в подарок. Все о пряниках можно узнать в Музее Тульского пряника, который находится в Зареченском районе г. Тулы (показ фото). А я вас хочу угостить настоящим тульским пряником, его вы съедите с чаем после занятия.
6. Тульская гармонь
Ну а какой же русский праздник без этого предмета (показываю на сундучок). Послушайте загадку:
В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
(подсказываю в случае затруднений имитацию движения рук - будто растягиваю гармонь при игре)
гармошка
- Кто из вас знает, что такое гармонь? (ответы детей)
Конечно, это музыкальный инструмент. Сейчас у люди много разных развлечений: мы смотрим ТВ, ходим на концерты, в кинотеатры, а в давние времена у людей были другие развлечения. Люди играли на гармошке, плясали народные танцы и пели частушки. Гармошка пришла к нам из-за границы. Но первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские мастера. Их первые тульские гармошки были всего с одним рядом кнопок для правой и левой руки (однорядки). А тульский конструктор Белобородов придумал гармонь двухрядку. Среди гармонных мастеров конца XIX века особенно выделяется Леонтий Алексеевич Чулков. Гармони можно посмотреть в музее Николая Ивановича Белобородова (рассматривание фотографий)
Слова-признаки
- Какая я же гармонь? - Тульская, веселая, задорная, двухрядная, музыкальная, старинная, музейная, рабочая, сломанная.
7. Семейка слов. Родственные слова
(Предварительная работа по ознакомлению с родственными словами начиналась еще в средней группе, когда детям предлагалась такая история. "Однажды люди уронили в землю слово, а оно проросло и превратилось в деревце, появились новые побеги- слова. Все они были так похожи между собой, как родственники в одной семье, что люди их так и прозвали - "родственные слова". На доске размещаю "Дерево слов". Дети уронила я слово "самовар", какие же новые слова появились?
Самовар - самоварчик - самоварный - самоварщик.
Пряник - пряничек - пряничный - пряничник.
Гармонь - гармонный - гармошечка - гармонист.
Мастер - мастерская - мастерица - мастерок - мастерить.
8. Работа с пазлами
- А сейчас я приглашаю вас в "мастерскую" по изготовлению самоваров. Каждый из вас сложит сейчас из пазлов картинку и мы еще раз полюбуемся на самовары.
III. Итог занятия.
Логопед : С какими предметами Тульских мастеров мы сегодня познакомились?
- Где производят самые известные самовары?
- Как можно в современной жизни использовать самовар?
- Где можно познакомится с историей самоваров, гармоней, пряников.
- Мы, туляки, что должны делать, чтобы наш город- мастеров развивался? (мы должны прославлять его, гордиться, трудиться, охранять, заботиться)