Татьяна Петровна Иванова
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ТНР «В гости к Лосяшу»
▼ Скачать + Заказать документы
«В гости к Лосяшу"
Цель занятия : Совершенствование фонематического слуха и восприятия.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
• Закрепить представления о правильной артикуляции звука [Л].
• Совершенствовать умение характеризовать звук по артикуляционным признакам.
Закрепить понятия «звук», «согласный», «гласный».
Развивать умение опознавать и различать фонемы по твердости – мягкости, по звонкости – глухости;
Совершенствовать умение определять количество слогов в слове.
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ТНР „В гости к Лосяшу“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
• Формировать представления о глаголах совершенного и несовершенного вида путем сравнения (читает – прочитал, и т. д.).
Коррекционно - развивающие:
• Совершенствовать фонематический слух: узнавать звук в ряду звуков, на фоне слогов и слов.
• Совершенствовать движения мелкой и общей моторики, сопровождая движения речью.
• Совершенствовать внимание и память.
Коррекционно - воспитательные:
Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности; чувство ответственности.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, практический.
Оборудование: предметные картинки, 3 корзинки разного размера, клубнички с кармашками, презентация.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
2. Сообщение темы
Появляется почтальон: Здравствуйте ребята! Рад вас видеть! Сегодня вас ждет волшебное путешествие и много увлекательных игр! У меня для вас письмо!
Учитель- логопед : Здравствуйте ребята!
Ну-ка, Саша, посмотри,
Что там прячется внутри? (Ребенок открывает конвертик).
Учитель- логопед : Ой, здесь письмо!
Этот учёный дружит с погодой,
Он увлекается тайной природы.
Любит читать и предсказывать наш
Добрый ценитель природы — …. (ответы детей) (Лосяш)
Учитель - логопед : Ребята, послушайте, что Лосяш нам пишет : «Дорогие дети, жду я с Вами встречи. Я Вас приглашаю в свою Долину Смешариков!».
- Вы хотите отправиться в гости к Лосяшу? (ответы детей).
- Замечательно. Значит, сегодня мы с вами побываем в гостях у Лосяша а и поиграем со звуком, с которого начинается его имя.
- Кто же скажет, какой первый звук в слове Лосяш? (ответы детей).
3. Характеристика звука по артикуляционным признакам
Учитель- логопед : А сейчас возьмите зеркала и мы с вами посмотрим и расскажем, как нужно правильно произносить звук Л.
- Что стало с губками? Зубками? Язычком? (ответы детей : губки улыбаются, зубки сближены, язычок поднимается за верхние зубки к бугорочкам).
- Замечательно! Положите зеркала перед собой.
4. Артикуляционная гимнастика.
Учитель-логопед : Посмотрите, кто пришел к нам в гости. Кто это? (лягушка). Правильно, это лягушка. И зовут ее Лулу. Лулу очень расстроена, она пришла к нам за помощью. Ее язычок совсем разучился ловить мошек и комариков, поэтому Лулу еще не завтракала. Давайте поможем нашей гостье, и покажем ей нашу волшебную гимнастику для язычка. А для чего мы делаем такую гимнастику? (ответы детей).
-Давайте возьмем наши сказочные зеркала, и начнем гимнастику.
Молодцы ребята! Лулу говорит нам спасибо, ее язычок потренировался, и стал сильным и ловким.
5. Развитие мелкой моторики
Учитель - логопед : Путь нам предстоит не близкий, и для того, чтобы дорогой нас не намочил дождик, мы расскажем особенное стихотворение. Приготовили пальчики. (пальчиковая гимнастика).
Раз, два, три, четыре, пять
(ударяем пальцами обеих рук по столу. Левая – с мизинца, правая – с большого)
Вышел дождик погулять («барабаним» пальчиками)
Шел неспешно, по привычке («шагаем» по столу пальчиками)
А куда ему спешить? («шагаем» по столу пальчиками)
Вдруг читает на табличке: ( ударяем по столу: ладонь-кулак)
По газону не ходить! ( ударяем по столу: ладонь-кулак)
Дождь вздохнул тихонько (бьют в ладоши)
-Ох! (один хлопок в ладоши)
И ушел (ритмичные хлопки по столу)
Газон засох. (ритмичные хлопки по столу).
6. Фонетическое упражнение
Учитель- логопед : Ну что, я вижу, к путешествию все готовы. Пора произносить волшебные слова:
Лёты – лёты– лёты – взлетают самолеты
Лоте - лоте– лоте – летчик в самолете
Самолет летит, самолет гудит: л – л – л – л – л
Мы летим высоко,
Мы летим низко,
Мы летим далеко, (тихо)
Мы летим близко. (громко)
Ой – ой – ой – самолет над головой.
(Дети вместе с учителем-логопедом произносят текст)
7. Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов:
Учитель- логопед : А пока мы летим, предлагаю вам поиграть: я буду произносить звуки, слоги и слова, - вы внимательно слушаете, и как только услышите звук л, сразу хлопайте в ладоши. А если звук л не услышим, то в ладоши не хлопаем.
Учитель- логопед : л, г, м, л, н, л, з, в, л, м, н, л;
му, лу, ту, ка, ла, во, ло, ул,;
кошка, стол, пила, башня, ягода, клубника, бабочка, жук, ложки, вишня, ландыш.
(дети выполняют задание). Молодцы, ребята, справились!
Учитель- логопед : Ребята, самолет - то наш уже приземлился. А вот и Долина Смешариков, на которой живет Лосяш и его друзья.
Учитель- логопед : - Ну что, идем искать Лосяша. Посмотрите-ка,- бабочки! Они будут показывать нам дорогу. Пойдемте за ними!
8. Слоговой анализ слова :
Учитель- логопед : Вот и Нюша.
- Что это она делает? (ответы детей)
- Скажите, сколько у Нюши корзинок? (ответы детей)
- Они все одинаковые? (ответы детей)
- Чем же они отличаются? (ответы детей)
-Кажется, я догадалась, зачем Нюше столько корзин. В самую большую корзину Нюша собирает самую спелую и самую крупную клубнику; в маленькую …. (ответы детей : мелкую клубнику) и в среднюю …
- Поможем Нюше клубнику собрать? У нас вот и корзинки есть. Только клубничка здесь растет особенная: под каждой ягодкой картинка прячется. Ягодку срывайте и смотрите, если в названии картинки один слог кладем ягодку в маленькую корзинку, если два слога – в среднюю, и если три слога - в большую.
(Дети выполняют задание).
Учитель- логопед : -А теперь давайте проверим, правильно ли мы выполнили задание.
- Какая у нас клубничка оказалась в первой корзинке?
-Что у нас получилось в средней корзинке
- И какую клубничку вы положили в самую большую корзинку
- Ребята, вы отлично справились с заданием!
Смотрите-ка, - бабочки! Значит нам пора идти дальше.
Учитель- логопед : Ой, что это за пчелка такая большая? (ответы детей)
- Ребята, какое настроение у Пчелёнка? (ответы детей)
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы настроение у него стало веселое? (ответы детей)
9. Физминутка:
Учитель- логопед : Я предлагаю немножко подвигаться и размяться.
(Дети встают напротив учителя-логопеда).
Ла-ла-ла (три хлопка,
Мила пол мела (наклон туловища вперед, махи руками в стороны).
Лу-лу-лу (три хлопка,
Слава взял пилу (движения, имитирующие пилку дров).
Ол-ол-ол (три хлопка)
Мы починим стол (ударяем кулаком одной руки об ладонь другой)
Ул-ул-ул (три хлопка,
Михаил уснул (присесть, руки под щеку).
Учитель- логопед : Какие вы молодцы, сразу у всех настроение поднялось и всем стало весело, а нам пора идти дальше.
Перед нами дом зелёный
Он такой из-за травы,
Проживает там учёный,
Он ценитель красоты!
В этом доме много книжек,
И планеты сей муляж,
Называет его глобус
Ну конечно же – Лосяш!
(На экране изображение Лосяша с бабочками)
10. Формирование представлений о глаголах совершенного и несовершенного вида
Учитель- логопед : Лосяш очень рад, что мы наконец-то с ним встретились и хочет раскрыть нам секретик про звук Л.
- Посмотрите, что делает мальчик? (ответы детей : читает книгу).
- Верно, он занимается делом: читает. Скажите, в слове «читает» есть звук Л? (ответы детей).
-А сейчас посмотрите на следующую картинку: Что делает мальчик? (ответы детей).
- Правильно, он уже закончил занятие. А в слове «прочитал» есть звук Л? (ответы детей).
- Значит, как только в слове «прочитал» появился звук Л, занятие закончилось. ---Оказывается звук Л настоящий волшебник, он может изменять не только слова, но и действия. Проверим. (аналогично рассматриваются все картинки).
(На экране появляется изображение Лосяша с друзьями).
Вот и побывали мы у Лосяша в гостях. Но пришла пора прощаться, в детский сад нам надо возвращаться.
11. Итог
Учитель - логопед :
- Где мы сегодня побывали?
- Какой звук нам помогал?
-Лосяш тоже был очень рад, что мы побывали у него в гостях.
- Вам понравилось?