Приложение МААМ

«В хате у дедушки Якова». Конспект логопедического занятия в старшей группе

Ирина Костюк
«В хате у дедушки Якова». Конспект логопедического занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «В хате у дедушки Якова».

Возрастная группа: старшая группа для детей с ОНР (III уровень)

Образовательные задачи.

Уточнение и расширение словаря по теме «Дом, мебель». Закрепление в речи существительных с обобщающим значением «мебель». Развитие синтаксической стороны речи. Совершенствование грамматического строя речи (упражнение в употреблении предлогов «К» и «ОТ» с существительными в дательном падеже и предлога «ОТ» в родительном падеже, дифференциация предлогов «К» и «ОТ»; образование относительных прилагательных).

Публикация «„В хате у дедушки Якова“, Конспект логопедического занятия в старшей группе» размещена в разделах

Коррекционно-развивающие задачи.

Развитие координации движений и речи, мелкой моторики рук, творческого воображения, мышления, речевого дыхания, внимания.

Воспитательные задачи.

Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности.

Словарная работа:

турлук, дижка

Оборудование.

Письмо, магнитофон, кассета, схемы предлогов «ОТ», «К». предметные картинки с изображением посуды, предметы посуды.

Предварительная работа:

Экскурсия с воспитателями в мини-музей детского сада («Казачья хата»).

Ход занятия.

1. Организационный момент. [Создание положительного эмоционального фона. ]

Стук в дверь. Принесли письмо.

Учитель-логопед. Ребята, мы получили письмо от дедушки Якова. Он нас приглашает в гости. Пойдём в гости к дедушке Якову.

Психогимнастика. (Дети выполняют движения по тексту)

По дороге мы пойдём

А потом бегом, бегом.

Тёплый день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим,

Мы под дубом посидим,

Посидим, отдохнём,

Потом дальше мы пойдём.

На горе мы видим хату.

Хатка, правда, маловата,

Вот – деревья, вот – кусты,

Вот – душистые цветы,

Окружает всё забор,

За забором чистый двор.

Тук, тук, тук.

Кто-то к нам спешит на стук.

В гости к дедушке пришли

И гостинцы принесли.

2. Упражнение «Какой, какая?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).]

Учитель-логопед. Здравствуйте, дедушка Яков. Мы пришли к вам в гости.

Дедушка Яков. Здравствуйте, детишки. Я рад вам.

Учитель-логопед. Когда мы шли к вам, то увидели много разных домов, построенных из кирпичей, блоков, брёвен, самана, камня. Крыши домов сделаны тоже из разных материалов. А из чего построена ваша хата? Из чего сделана крыша хаты?

Дедушка Яков. Хату строили из турлука (деревянную основу стен обмазывали глиной). Крышу хаты делали из соломы. Иногда крыши хат делали из камыша.

Учитель-логопед. Ребята, дом, построенный из кирпичей (какой) – кирпичный.

Дом, построенный из блоков (какой) - … (блочный).

Дом, построенный из камней (какой) - … (каменный).

Дом, построенный из самана (какой) - … (саманный).

Дом, построенный из брёвен (какой) - … (бревенчатый).

Дом, построенный из дерева (какой) - … (деревянный).

Крыша, сделанная из железа (какая) - … (железная).

Крыша, сделанная из шифера (какая) - … (шиферная).

Крыша, сделанная из соломы (какая) - … (соломенная).

Крыша, сделанная из камыша (какая) - … (камышовая).

Дверь из металла (какая) - … (металлическая).

Дверь из дерева (какая) - … (деревянная).

3. Упражнение «Рубим дрова». [Развитие речевого дыхания. ]

Учитель-логопед. Дедушка, что-то у вас в хате прохладно.

Дедушка Яков. Дров надо нарубить да печь протопить. А я не смог – спина болит.

Учитель-логопед. Поможем дедушке, нарубим дрова. Вдох через нос, руки над головой - в «замке», выдох через рот произносим: «Ух!»- руки опустить вниз. (Дети «рубят дрова».)

А сейчас раздуем огонь в печи. Фу, фу, фу!

4. Физкультминутка. [Развитие координации движений и речи, творческого воображения. ]

Учитель-логопед. Поможем дедушке? (Ответы детей)

Всё мы в хате (доме) приберём

И полы подметём,

Вымоем посуду,

И воды принести

Мы не позабудем.

В тесто сахару добавим,

Пироги мы в печь поставим.

Всё успеем, всё сумеем,

Всё сумеем сделать». (Дети имитируют действия, которые описаны в стихотворении.)

5. Отгадывание загадок. [Развитие мышления. ]

Учитель-логопед. В хате у дедушки Якова предметов немного. Отгадайте о чём говорится загадках?

Четыре братца

Под одни шатром стоят. (Стол.)

В хате нашей новый дом.

Живёт посуда в доме том,

В нём место есть и для конфет,

Он называется … (Буфет.)

По ночам во мне ребятки

До того задремлют сладко,

Что не хочется вставать,

Что за штука я … (Кровать.)

Учитель-логопед. Как назвать одним словом кровать, стол, буфет? (Мебель.) Для чего нужна мебель? (Ответы детей.)

6. Пальчиковая гимнастика. [Развитие мелкой моторики рук, памяти и внимания. ]

Учитель-логопед. Будем мебель мы считать? (Будем.)

Будем мебель мы считать,

Будем пальцы загибать: (Сжимание пальцев в кулак и разжимание.)

Лавка, стол, буфет, кровать.

Пятый пальчик мы загнём

И «сундук» мы назовём. Загибают пальцы на каждое название мебели.)

Учитель-логопед. Вспомните и назовите мебель из стихотворения, количество предметов.

(Ответы детей.)

7. Упражнение «Продолжи предложение (фразу)» [Развитие синтаксической стороны речи. ]

Учитель-логопед. В комнате есть стол, лавка, печь.

В малой хате есть буфет,, , …

(Ответы детей.)

8. Дидактическая игра «4-й лишний». [Развитие мышления, диалогической речи. ]

Учитель-логопед. Ребята, я вам назову предметы, а вы - лишний предмет из названных. Объясните свой выбор.

Буфет, кровать, сундук, печь. (Печь.)

Стол, лавка, бочка (дижка, кровать. (Бочка.)

(Ответы детей.)

9. Дифференциация предлогов «ОТ» и «К». [Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).]

Учитель-логопед. Мои кот и пёс принесли мне схемы. А вы знаете, что эти схемы обозначают? Что обозначает эта схема? (Маленькое слово «К».) А это? (Маленькое слово «ОТ».) Умеете ли вы различать эти маленькие слова? На каждой схеме есть полоски и стрелки. Чем же отличаются эти схемы? Да, на одной схеме стрелка движется к палочке и обозначает маленькое слово «К», а на другой стрелка движется от палочки и обозначает маленькое слово «ОТ».

Учитель-логопед. Наши дети знают эти слова. Дедушка Яков, хотите убедиться, поиграйте с ними в игру «Хлопки».

Дедушка Яков. Если услышите маленькое слово «К», хлопните один раз, «ОТ» - хлопните два раза.

Дети подошли к хате. Катя отошла от стола и подошла к печи. Мальчики поднесли дрова к печи. Олег подошёл к окну. Кошка подбежала к миске. Мурка убегает от Жучки.

Молодцы ребята, хорошо играли.

Учитель-логопед. А сейчас поиграйте со мной в игру «Скажи наоборот». Я буду говорить «К двери», а вы: «От двери».

К стене - … (от стены).

От кровати - … (к кровати).

К столу - … (от стола).

К лавке - … (от лавки).

От буфета - … (к буфету).

К бочке – … (от бочки).

От сундука - … (к сундуку).

Учитель-логопед. Поиграем ещё? Кто из вас больше придумает предложений с маленьким словом «ОТ»? (Дети придумывают предложения с предлогом «ОТ».) Кто больше придумает предложение со словом «К»?

(Дети придумывают предложения с предлогом «К».) Молодцы, ребята!

Дедушка Яков. А недавно мне пришла посылка от моего сына, в которой магнитофон и звуковое письмо от моего маленького правнука. Он ещё маленький, писать не умеет, а всё, что хочет мне рассказать, его родители записывают на магнитофонную ленту. Послушайте запись, и помогите понять, что он хотел рассказать в письме.

(Дед Яков читает предложения, а дети их исправляют.)

Мама подошла от стола (к столу, а я убегал к собаке (от собаки). Пёс Шарик подбежал от мне (ко мне) и лизнул в нос. Тут подошёл от мамы (к маме) папа и сказал ей, что Шарика надо покормить. Мама взяла со стола сосиску, подошла от Шарика (к Шарику). Шарик, виляя хвостом, взял сосиску из рук мамы.

Спасибо, ребята, что вы помогли мне понять звуковое письмо правнука Егора».

10. Итог занятия.

Дедушка Яков. Помогли вы мне и дров нарубить, и в хате убрать, да и благодаря вам я знаю, что хотел рассказать мой правнук в звуковом письме. Да, что это я? У меня для вас угощение есть – пряники медовые. Угощайтесь. (Угощает детей)

А вам понравилось у меня в гостях? (Ответы детей)

Учитель-логопед. Спасибо, дедушка Яков. Мы многое увидели, многое узнали. За угощение спасибо. Пора и честь знать. До свидания.

Рефлексия.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Юные модельеры» Цели: Образовательные: закрепить знания о предметах одежды и обуви; уточнить и расширить знания о материалах,.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Э]» в старшей группе с использованием компьютерных технологий Цели занятия: 1. Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука. 2. Учить выделению ударного и безударного гласного звука в начале и середине.

Конспект логопедического занятия «Дети войны» в старшей логопедической группеКонспект логопедического занятия «Дети войны» в старшей логопедической группе Цель: расширять знания, активный и пассивный словарь детей о Великой Отечественной Войне, познакомить дошкольников с жизнью детей во время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«В хате у дедушки Якова». Конспект логопедического занятия в старшей группе
Опубликовано: 24 ноября 2024 в 00:59
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««В хате у дедушки Якова». Конспект логопедического занятия в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Костюк (УИ 543012) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД