самарина марина анатольевна
Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы с ОНР III по формированию лексико-грамматических категорий «Посуда»
▼ Скачать
Конспект логопедического занятия с детьми старшей группе онр3 по формированию лексико-грамматических категории тема "Посуда"
Задачи
Коррекционно-образовательные задачи:
Уточнить и расширить представлением о посуде, её назначении, материалах из которых она сделана.
Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными, числительными в роде числе, падеже).
Публикация «Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы с ОНР III по формированию лексико-грамматических категорий „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Сформировать понятия чайная, столовая, кухонная посуда.
Учить группировать предметы посуды.
Коррекционно-развивающие: развитие связной речи, зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные: формировать бережное отношение к посуде; навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности, самостоятельности; умение слушать и выполнять инструкцию.
Предварительная работа: Экскурсия на кухню детского сада. Чтение художественной литературы: «Муха – Цокотуха», «Федорено горе», Б. Гримм «Горшочек каши», р. н. с. «Лиса и журавль». Рассматривание предметных картинок и беседа по теме «Посуда», разучивание пальчиковых игр, разрезные картинки, дидактические и лексико-грамматические игры и упражнения по теме. Отгадывание загадок о посуде. Художественное творчество. (рисование, лепка, аппликация) Су – Джок упражнение «Маша каши наварила»
Словарная работа:
Активизация словаря по теме «Посуда», пополнение словаря: чайная, столовая, кухонная посуда.
Оборудование и дидактический материал:
мультимедийной установке, разрезные картинки, материал к играм» А у меня, а у кого?», «Чья тень», «Хитрая ложка», кокошники посуды, карточки для деления на подгруппы, карточки «ухо-рот», картинки черно белой посуды, карточки для рефлексии, карандаши, восковые мелки, пластилин, клей и цветная бумага, краски, кисточки, мольберт
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, изобразительная, двигательная, восприятие художественной литературы.
Планируемый результат:
Дети закрепят знания:
О посуде, ее видах, материалах, из которых она изготавливается; о способах использования разных видов посуды; правилах пользования посудой, ухода за ней, сервировки стола.
Научатся:
сравнивать разные предметы посуды по внешнему виду, назначению;
классифицировать предметы посуды по сходным признакам;
активно использовать в речи накопленный по теме словарь; согласовывать существительное с прилагательным и числительным, научатся образовывать прилагательные от существительных, строить предложения различной синтаксической структуры.
В результате работы с детьми, заметила, что дети становятся более самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень самоконтроля, они активно сотрудничают друг с другом и педагогом.
В ходе занятия активизированы психические процессы: слуховое внимание в работе над словообразованием, составлением предложений; логическое мышление, зрительное восприятие (через разрезные картинки и др.).
Словарный запас по теме:
Названия: посуда, предмет посуды, кастрюля, сковорода, дуршлаг, чайник, половник, лопатка, тарелка, супница, блюдо, салатница, соусник, солонка, селедочница, хлебница, масленка, перечница, молочник, ложка, вилка, нож, стакан, чашка, блюдце, сахарница, фруктовница, части посуды, крышка, ручка, носик, стенки, донышко, зубчики, края, лезвие.
Признаки: столовая, кухонная, чайный, кофейный, заварочный, маленькая, металлическая, фарфоровая, хрустальный, стеклянная, керамическая, деревянная, чистый, острый.
В занятии мною были подобраны задания на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи, что соответствует требованиям, предъявляемым к коррекционным занятиям.
Дети уточнили и расширили представление о посуде, её назначении, материалах из которых она сделана.
Совершенствовали грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными, числительными в роде числе, падеже).
Сформировали понятия чайная, столовая, кухонная посуда.
Учились группировать предметы посуды.
На занятия через игры и игровые упражнения развивали связную речь, зрительного восприятия, внимания, мелкую моторики, координацию речи с движением.
Сформировали бережное отношение к посуде; навыки сотрудничества, взаимодействие друг с другом и педагоги, инициативность, самостоятельность; умение слушать и выполнять инструкцию
Эмоциональный настой на занятие :
Дети приветствуют педагога, берут одну карточку и встают по кругу.
Актуализация знаний
Учитель-логопед :
Игра «А у меня, а у тебя?» согласование существительных с прилагательными. числительными
- Как, одним словом, можно назвать все эти предмете?
- Для чего нужна посуда?
Если б не было посуды, нам пришлось бы очень худо
Мы бы тут же из людей превратились в дикарей
К счастью, помогает всюду нам различная посуда.
На неё еду кладут, из нее едят и пьют
Сохраняют всей продукты: сыр и масло, хлеб и фрукты
В ней готовят сотни блюд, варят, жарят и пекут
Л/г игра «С чем дружит посуда»
Сахар живет в… (сахарнице).
Соль живет в… (солонке).
Сухари живут в… (сухарнице).
Масло живет в… (масленке).
Перец живет в… (перечнице).
Чай живет в… (чайнике).
Кофе живет в…. (кофейнике).
Селедка живет в. (селедочнице).
Конфеты живут в. (конфетнице).
Салат живет в. (салатнице).
(на мультимедийной установке появляется посуда из мультфильма «Федорино горе и бабушка Федора)
Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»
- Ребята, вы помните кто это, героиня какого мультфильма к нам пришла?
-Вспомните, что случилось у Федоры?
- А как вы думаете, почему посуда ушла от Федоры?
- Как мы можем помочь Федоре?
- Действительно, нам надо помочь Федоре!
- Да, без посуды не куда. Масла не куда положить, чай не во что налить, суп не сваришь, не попьешь. Отправляемся в путь дорожку?
Учитель-логопед :
Раз прихлопни,
Два притопни,
Присядь, повернись
И в лесу очутись.
Вот мы и пришли!
(на мультимедийной установке изображение леса)
На полу цепочка теней:
- Посмотрите, здесь видна тень.
Учитель-логопед с детьми рассматривают тень и определяют, какой посуде они принадлежат. (выкладывают соответствующую картинку).
Как вы думаете, если мы по этой тени пойдём посуду бабушки Федоры найдём?
- Вы внимательно смотрите, чья тень громко назовите.
Л/г игра «Чья тень»
Тень чайника
Тень кастрюли
Тень вилки
Тень самовара
Тень ножа
Учитель-логопед :
Молодцы, узнали всю посуду по тени!
- По теням мы прошли, на полянку пришли?
На экране полянка.
-Ребята, а вы знаете, для чего нужны посуда и какая она бывает?
Так какой бывает посуда? Кто запомнил?
Игра «Из чего сделана посуда».
Вы знаете, у Федоры на кухне много посуды. Каждая посуда сделана из определё нного материала:
Чашка из фарфора, какая?-…
Бокал из стекла, какой?-…
Ложка из дерева, какая?-…
Вилка из металла, какая?-…
Тарелка из пластмассы, какая?-…
Кувшин из глины, какой?-…
Самовар из железа, какой?-.
Дидактическое упражнение «Хитрая ложечка»
Будем с ложечкой играть и посуду называть.
Глазки закрывайте, ну-ка, угадайте,
По какой тарелке стучит ложечка.
Учитель-логопед :
- Ну а нам пора идти дальше:
Раз, два, три; Раз, два, три
По дорожке мы пошли
Петлять тропинка начала
Среди высоких трав.
По ней шагаем мы легко
Вот мы кочки увидали
Через них мы прыгать стали.
Впереди течет ручей,
Подходите поскорей:
Руки в стороны расставим,
Переходить его мы станем.
Поле уже мы увидали
И к нему мы побежали.
Что такое впереди, осколки от посуды на пути.
Логопед : как же все-таки посуде было не легко. «Было ей у бабы худо, била, била и разбила, не любила, закоптила».
- Хотите помочь посуде собрать ее по кусочкам?
Дети делятся на 3 компании по карточкам.
Игра «Собери целое».
На столах рассыпаны разрезанные на части картинки с изображением посуды.
Нужно собрать из частей свою картинку.
Сколько посуды! Все разная, красивая, расписная, фарфоровая, стеклянная.
- Ребята, а вы знаете, что посуда делит на группы?
Посуда бывает разная.
Чайная посуда- посуда, которую используют при заваривании и употреблении чая (чашка, блюдце, стакан, бокал, сахарница, конфетчица, молочник, чайник, сухарница. Для чего нужна чашка? Что мы кладем в конфетчицу? Что наливаем в молочник?
(на мультимедийной установке изображение чайной посуды)
Столовая посуда – это посуда, которая используется для сервировки стола и подачи блюд. (тарелка, супница, солонка, хлебница, перечница, масленка, салатница, соусница. К столовой посуде относятся еще нож, вилка, ложка – столовые приборы).
(на мультимедийной установке изображение столовой посуды)
Кухонная посуда – является не заменимым оборудованием, используемым при приготовлении пищи. Её набор включает различные предметы, в числе которых имеются ёмкости для приготовления и хранения продуктов. (кастрюля, сковородка, миска, половник, сито, кувшин. В этой посуде люди готовят еду. Для чего нужны кастрюля, половник? Как используют сковородку?
(на мультимедийной установке изображение столовой посуды)
- Для чего нужна чайная посуда?
- Когда мы пользуемся столовой посудой?
- Зачем нужна кухонная посуда?
- Какая посуда есть у вас дома?
Игра «Давайте познакомимся».
-Давайте познакомимся с посудой
(Дети берут карточку ухо-рот, у кого рот надевают кокошники).
(дети поворачиваются друг к другу и рассказывают рассказы с опорой на мнемотаблицу).
На мультимедийной установке появляется бабушка Федора:
«Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы падите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточном,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
Засмеялся кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!».
Игра «Скажи наоборот»
Была ложка грязная, а станет чистая
Ножик старый – ножик новый.
Старая кастрюля- новая кастрюля
Пустая миска- полная миска
Ложка мокрая – ложка сухая
Сковорода грязная- сковорода чистая
Давайте поможем Федоре, порядок в шкафу навести, расставим посуду по полкам и скажем Федоре, какая посуда теперь здесь стоит.
Рефлексия :
У меня всё получилось
Не всё получилось, но я старался
Многое не получилось
Не завершённый конец занятия.
- Вот мы и нашли Федорину посуду, а давайте ее украсим.
Дети украшают посуду, на столах карандаши, восковые мелки, пластилин, клей и цветная бумага, краски, кисточки.
Сказка учит добро понимать
О поступках людей рассуждать
Коль плохой, то его осуждать,
Ну, а слабый – его защищать.