Лилия Усова
Конспект логопедического занятия «Путешествие на остров правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе.
«Путешествие на остров правильной речи».
Составила: учитель-логопед
Усова Л. Р
ЦЕЛИ:
• Закрепление знаний по разделам «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».
• Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Социализация».
Публикация «Конспект логопедического занятия „Путешествие на остров правильной речи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
• Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять из слогов слова и из слов - предложения;
• Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);
• Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;
• Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.
• Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков;
• Воспитание ответственности, сотрудничества на занятии.
• Воспитание культуры межличностных отношений.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
• Наглядный (пособия, картинки);
• Словесный (совместная речевая деятельность);
• Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы, массаж);
• Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: закрепление понятий “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: Проектор, экран, магнитофон. Аудиозапись «звуки моря, ветра».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, работа с предложением, разучивание стихов.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: -Доброе утро!
-Доброе утро! - солнцу и птицам.
-Доброе утро! - улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро длится до вечера.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Ребята смотрите у нас сегодня гости давайте, поздороваемся с ними.
Введение в тему занятия :
- Ребята, что это за звук?
- Ветер. Он все усиливается!
- Что это он принес?
- Письмо! Давайте прочитаем!
- “Помогите! На нашем острове произошла страшная беда. Злой Пират похитил все звуки речи, и теперь жители нашего острова не могут говорить! Пират спрятал звуки в свой пиратский сундук. А чтобы найти его, нужно проследовать по пути Злого Пирата и выполнить задания, которые он оставил. За выполнение каждого задания получить букву. Только собрав все буквы можно узнать код замка, открыть сундук и освободить звуки».
Королева Правильной речи.
- Здесь приложена карта!
-Ну, что, поможем жителям Острова Правильной речи? Тогда в путь! Но сначала вспомним:
- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)
- Скажите, какие звуки мы называем гласными?
1 ребенок: Воздух свободно идёт через рот
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поёт.
Звук получается ГЛАСНЫЙ.
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Красным
- Скажите, а какие звуки мы называем согласными?
2 ребенок: А СОГЛАСНЫЕ … согласны
Шелестеть, рычать, скрипеть,
Даже фыркать и хрипеть
Но не хочется им петь.
- Какие бывают согласные звуки? (звонкие-глухие)
-А как определить звонкий или глухой? Когда поднесешь руку к горлу оно будет дрожать.
- Молодцы! Ребята, а давайте отправимся в это удивительное путешествие на корабле.
СЛАЙД 5
Помоги нам, ветерок,
Паруса надуй, дружок!
- Давайте, поможем ветру! (Дыхательная гимнастика) СЛАЙД 6
СЛАЙД 7
-Мы приплыли на ОСТРОВ ЗАГАДОК. Здесь Пират оставил свои Пиратские загадки-обманки. Нужно правильно отгадать все загадки, чтобы получить первую букву!
Кукарекает спросонок
Милый, добрый. ПОРОСЁНОК
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это. МИШКА
Кто с утра в хлеву мычит?
Я так думаю, что. КИТ
Нарушая утром тишь,
Распевает в роще. МЫШЬ
В чаще, голову задрав,
Воет с голоду. ЖИРАФ
Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый. ВОЛК
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать. СОЛОВЕЙ
С пальмы вниз, на пальму снова,
Ловко прыгает. КОРОВА
Над лесом солнца луч потух.
Крадётся царь зверей. ПЕТУХ!
- Мы правильно отгадали загадки и получили первую букву (на экране появляется первая буква – З).
Дети получают букву З. (Выставляется на фланелеграфе)
-Найдите и назовите на картинке все слова, в которых есть звук [З] и звук [Зь].
- Молодцы! Ну, снова в путь! СЛАЙД 9
- Следующий остров - ОСТРОВ ЧИСТОГОВОРОК. СЛАЙД 10
-Я буду читать чистоговорки, ваша задача повторить их правильно и чётко проговаривая звуки.
РА – РЯ - РА — начинается игра.
РИ – РЫ - РИ – чисто говори
ЛИ – ЛЫ - ЛИ - в море корабли
ЛА – ЛЯ - ЛА – здесь скала
УРЬ - УР - УРЬ - не боимся бурь.
ШО – СО - ШО - у меня все хорошо.
ЖУ – ЗУ - ЖУ - я со звуками дружу.
ЩУ – СЮ - ЩУ – я звуки отыщу.
БРО – БРА - БРО — делайте всегда добро.
РЫ – ЛЫ - РЫ — наступил конец игры.
- Молодцы! Мы выполнили это задание и получили букву… У! (на экране появляется буква – У).
Дети получают букву У. (Выставляется на фланелеграфе)
- Поплыли дальше! Впереди вижу остров. Он называется ОСТРОВ ПЕРЕПУТАННЫХ СЛОГОВ.
Я ДАЮ ЗАДАНИЕ ВАМ:
ВСЁ РАССТАВИТЬ ПО МЕСТАМ!
СО СЛОГАМИ НЕТ ТУТ ЛАДА.
ПЕРЕСТАВЬТЕ ВСЁ КАК НАДО!
ДИЛ-КРО-КО, РУ-КЕН-ГУ, РАФ-ЖИ, БРА-ЗЕ.
- Сколько слогов в слове?
- Молодцы! Вы справились! (на экране появляется буква – К).
Дети получают букву К (выставляется на фланелеграфе)
- Как обрадовались животные! Они весело запели! А нам пора плыть дальше, но послушаем их веселую песню и потренируем наши глазки!
«Электронная физминутка для глаз» И. А. Галкина СЛАЙД 13
- Впереди ОСТРОВ НЕПРАВИЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Нас встречают странные предложения. Нужно слова расставить в правильной последовательности и назвать количество слов в предложении:
КРОКОДИЛ, ЛЕЖИТ, ПЕСКЕ, НА.
ЛЮБЯТ, КОКОСЫ, ОБЕЗЬЯНЫ.
СВЕТИТ, ЛАСКОВОЕ, ЯРКО, СОЛНЦЕ.
- Назовите предложение. Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе, третье…
- Молодцы! (на экране появляется буква – В).
Дети получают букву В (выставляется на фланелеграфе).
- Мы собрали все буквы. Нужно найти сундук (карта). Он находится на побережье Острова Правильной речи. Поплывем вдоль берега. Но что я вижу! Это же крабы!
Пальчиковая гимнастика. (Железнова Е. «Пальчиковые игры»). ЗАПИСЬ
- Наш корабль причалил к берегу.
- Что это? Сундук.
- Но как его открыть? Нужно из букв выложить слово.
- Какое слово получилось?
Дети выкладывают слово «ЗВУК» (сундук открывается, звуки рассыпаются из сундука.
- Сколько букв в слове?
- Сколько звуков в слове?
- Составьте схему слова ЗВУК. В этом вам поможет таблица- помощница.
Дети выкладывают звуковую схему слова «ЗВУК»
- Назовите первый звук – [З].
- Назовите второй звук – [В].
- Назовите третий звук – [У]. Расскажите про этот звук (гласный).
- Назовите четвертый звук – [К].
- Проверьте, правильно ли вы выложили слово ЗВУК.
Ребят встречает Королева острова Правильной речи.
- Ребята, нас встречает Королева острова Правильной речи и жители этого острова - Звуковички. Они очень рады освобождению. Благодарят вас за помощь.
- Заканчивается наше путешествие. Нам пора в группу. Вы оказались смелыми и отважными моряками.
- Вас не напугали трудные задания Злого Пирата?
- Какое задание показалось самым трудным?
- Все закройте глаза. Вот мы и в детском саду. В группе вас ждет посылка от жителей острова Красивой речи и их Королевы. Я благодарю вас. Спасибо! Попрощайтесь с нами гостями. А теперь ребята вы можете идти в группу. До встречи!