Екатерина Кочнева
Консультация для воспитателей «Как оборудовать физкультурный уголок в группе согласно ФГОС ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как оборудовать физкультурный уголок в группе, согласно ФГОС ДОУ»
Исходя из требований ФГОС, отличительной чертой в комплектации физкультурного уголка должно являться:
• содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности;
• гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей) ;
• вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей;
• периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.
Цель физкультурного уголка: обеспечение и регулирование уровня двигательной активности детей в режиме дня.
Задачи физкультурного уголка:
• приобретение двигательного опыта и физических качеств: координации и гибкости;
• правильное формирование опорно-двигательной системы организма;
• развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;
• закрепление навыка выполнения основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) ;
• формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
• овладение подвижными играми с правилами;
• становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
• становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Задача воспитателя:
1. Создать разнообразную физкультурно-игровую среду, направленную на оптимизацию двигательной активности.
2. Обогатить детей элементарными знаниями о многообразии подвижных игр и физических упражнений.
3. Развивать двигательные качества и способности (быстрота, ловкость, координация, гибкость, выразительность движений).
4. Поощрять двигательное творчество детей.
5. Формировать основы здорового образа жизни в семье и детском саду.
Требования к спортивному уголку:
1. Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, центром науки и природы, центром песка и воды, центром театра и музыки. Он может быть размещен: в приемной, групповой или спальной комнате.
2. Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение - принципу целесообразности.
3. Уголок должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен.
4. Уголок должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, обеспечивать свободный выбор и доступ детей.
5. Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.
Паспорт спортивного уголка
Паспорт уголка — обязательный документ, он хранится в общей папке документации педагога или в специальной ячейке непосредственно в центре детской активности. Паспорт можно составить в свободной форме, описав в нём цели и задачи, которые были поставлены воспитателем для оформления и работы, расположение, оборудование. В качестве приложения можно добавить эскиз уголка и фотографии.
Шаблон для составления паспорта уголка двигательной активности:
• название уголка;
• номер группы, возраст детей;
• цели и задачи уголка;
• предметы, их количество;
• атрибуты для подвижных игр и упражнений, их количество;
• дидактические материалы (настенные плакаты, тематические альбомы и журналы, доска достижений, настольно-печатные и дидактические игры на тему спорта);
• картотека игр и упражнений в спортивном уголке (объёмный материал, его можно оформить отдельной папкой и хранить в дидактических материалах уголка).
Оснащение физкультурного уголка
Как говорилось выше, мебель в физкультурном уголке должна быть безопасна и расположена слегка в стороне от зоны подвижных игр.
Варианты мебели (пластиковой или деревянной) для спортивного уголка:
• шкаф/стеллаж;
• тумбочки;
• корзины/контейнеры/ящики;
• столик;
• навесные полки.
Как назвать спортивный уголок
Рекомендуется к придумыванию названия привлекать воспитанников. Можно дать задание на выходные: подумать, какое название подойдёт для физкультурного уголка. Выбирают вариант путём простого голосования всеми ребятами: какое название вызывает больший восторг, то и будет использовано в оформлении центра активности.
Традиционные названия: «Спортивный/физкультурный уголок», «Уголок спорта», «Физкульт-ура!», «Здоровячок/Крепыш», «Быстрее, выше, сильнее!», «Радуга спорта».
Креативные и смешные названия: «Догони-ка», «Упражняйся — не стесняйся», «Территория спортивных побед», «Сборная будущего», «Олимпийские чемпионы», «Чемпионика», «Олимп успеха», «На старт! Внимание! Марш!», «Тренируемся с дядей Стёпой».
Первая младшая группа.
Дети третьего года жизни очень активны, стараются действовать самостоятельно, совершая большое разнообразие движений с использованием разных пособий (ходьба по скамейке, лазанье и ползание под столом, стульями, прокатывание шарика, мяча, бросание мяча и различных предметов, ходьба по ограниченной опоре с сохранением равновесия и др.).
Педагогам следует помнить, что у малышей быстро падает интерес к одному и тому же пособию. Поэтому все имеющиеся пособия нежелательно держать в групповой комнате. Лучше вносить их постепенно, чередуя их. Мелкие пособия следует держать в открытых ящиках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.
Младшая группа (дети третьего года жизни)
- картотека подвижных игр;
-картотека малоподвижных игр;
-картотека физкультминуток;
-картотека утренних гимнастик,
- картотека гимнастик после дневного сна,
- маски животных для подвижных игр.
в разных формах для ходьбы;
- коврики массажные;
- канат – веревка (для хождения босиком)
- бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов и т. д.) для самомассажа, захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
- нестандартное оборудование, сделанное своими руками (веревочки-моталочки, варежки, носочки с пуговицами)
- мячики – ежики;
- погремушки.
Кубики, ленточки с колечками, обручи малые, воротца (для подлезания,
Мячи разного размера и из разных материалов, корзина для заброса мячей, кегли
- мячи резиновые;
- обручи;
Младшая группа
(дети 3-4 лет)
- картотека подвижных игр;
-картотека малоподвижных игр;
-картотека физкультминуток;
- картотека утренних гимнастик;
- картотека считалок;
-картотека гимнастики для глаз;
- картотека пальчиковой гимнастики;
- картотека гимнастик после дневного сна,
- маски животных для подвижных и малоподвижных игр.
- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
- коврики массажные,
-канат – веревка (для хождения босиком)
- бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
- нестандартное оборудование, сделанное своими руками (веревочки- моталочки, варежки, носочки с пуговицами).
- мячики – ежики;
Скакалки, обручи, ленточки с колечками, обручи малые, -воротца (для подлезания,
Мячи разного размера и из разных материалов, корзина для заброса мячей, мишень мягкая, кегли.
- мячи резиновые;
- обручи.
Средняя группа
(дети 4-5 лет)
- картотека подвижных игр;
-картотека малоподвижных игр;
-картотека физкультминуток;
- картотека утренних гимнастик;
-картотека гимнастики для глаз;
- картотека пальчиковой гимнастики;
-- картотека гимнастик после дневного сна,
-иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;
- дидактические игры о спорте: -настольно -печатные игры,
-парные картинки, лото.
- маски животных для подвижных и малоподвижных игр.
- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
- коврики массажные,
- канат – веревка (для хождения босиком)
- бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрприз и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
- нестандартное оборудование, сделанное своими руками (веревочки- моталочки, варежки, носочки с пуговицами).
- мячики – ежики;
Скакалки, обручи, ленточки с колечками, обручи, воротца для подлезания.
Мячи разного размера и из разных материалов, мяч на липучке с мишенью, кольцеброс, кегли.
- мячи резиновые;
- мяч футбольный;
- скакалки;
- обручи.
Старшая группа
(дети 5-6 лет)
- картотека подвижных игр;
-картотека малоподвижных игр;
-картотека физкультминуток;
- картотека утренних гимнастик;
-картотека глазодвигательной гимнастики,
- картотека гимнастик после дневного сна,
-иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта.
- дидактические игры о спорте: -настольно -печатные игры,
-парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы,
-игры с фишками,
-спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д. ,
- маски для обыгрывания подвижных и малоподвижных игр
- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
- коврики массажные,
- канат – веревка (для хождения босиком,
- бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
- нестандартное оборудование, сделанное своими руками (веревочки- моталочки, варежки, носочки с пуговицами).
- мячики – ежики;
Скакалки, обручи, ленточки с колечками, обручи малые, обручи большие, воротца (для подлезания,
Мячи разного размера и из разных материалов, кольцеброс,
мячик для настольного тенниса с ракеткой, мяч на липучке с мишенью, кегли, мяч фитбол.
- мячи резиновые;
- мяч футбольный;
- бадминтон;
- скакалки;
- обручи.
Подготовительная группа
(дети 6-7 лет)
- картотека подвижных игр;
- картотека малоподвижных игр;
- картотека физкультминуток;
- картотека утренних гимнастик;
- картотека глазодвигательной гимнастики,
-- картотека гимнастик после дневного сна
-сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (книжки-самоделки, альбомы,
-иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;
-иллюстрированный материал о выдающихся спортсменов нашего края.
- символика и материалы по истории Олимпийского движения.
- дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками, спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д. ,
- маски для обыгрывания подвижных и малоподвижных игр
- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
- коврики и массажные,
- канат – веревка (для хождения босиком)
- бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
- нестандартное оборудование, сделанное своими руками (веревочки- моталочки, варежки, носочки с пуговицами).
- мячики – ежики;
Скакалки, обручи, ленточки с колечками,
обручи малые, обручи большие, воротца (для подлезания,
Мячи разного размера и из разных материалов, кольцеброс,
мячик для настольного тенниса с ракеткой, мяч на липучке с мишенью, кегли, мяч фитбол.
- мячи резиновые;
- мяч футбольный;
- бадминтон;
- скакалки;
- обручи.