Дунаева Лилия
Конспект логопедического занятия по развитию речи «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание: Данный материал может быть использован в работе с детьми старшей и подготовительной группы детского сада.
Цель: Закрепление и обобщение представлений о зимующих птицах.
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы». Совершенствование грамматического строя речи. Закрепление умения делить слова на слоги. Расширение опыта ориентировки детей в окружающем пространстве. Развитие связной речи.
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели. Развитие внимания, тонкой и общей моторики, логического мышления.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание бережного, заботливого отношения к природе, к птицам.
Оборудование. Ободки с изображением зимующих птиц, искусственные ёлочки, гимнастические обручи небольшого диаметра, картонные «семечки», ватные диски, ножницы, краски, фланелеграф, картинки с изображением зимующих птиц, кормушки
Предварительная работа. Прогулки по территории детского сада, наблюдения за птицами. Чтение стихов, загадок о зимующих птицах. Рассматривание картинок с изображением зимующих птиц. Заучивание пальчиковой гимнастики. Прослушивание голосов зимующих птиц.
Ход НОД
Логопед: Какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Логопед: Назовите приметы зимы.
Дети: Зима – самое холодное время года. Земля покрыта снегом, реки и озёра замерзают, покрываются льдом. Трещат морозы. Метут метели. Дни становятся короче, а ночи длиннее.
Логопед:
В парк сегодня на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключения
Нам, ребята, не найти.
(На ковре рисунки с изображением следов от птичьих лап)
Логопед: Интересно, кто здесь ходил и следы оставил? Кажется, я догадалась. Сейчас я загадаю вам загадки и вы тоже догадаетесь, чьи следы мы видим.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Птичка-невеличка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крошки собирает.
(Воробей)
Дети: Это птицы оставили следы.
Логопед:. Какие птицы зимуют с нами?
(Каждый ребёнок называет зимующую птицу, ищет ободок с изображением этой птицы, надевает на голову)
Логопед: Что едят птицы, если всё снегом замело?
Дети: Птицы зимой едят ягоды, семена шишек, семена различных растений.
Логопед: Нелегко живётся птицам зимой. Как мы можем им помочь?
Дети: Можем смастерить кормушку, насыпать туда корм.
Пальчиковая гимнастика
Мы кормушку смастерили (стучать кулачком о кулачок)
И столовую открыли. (поменять кулачки местами)
Птицы, прилетайте, (скрестить ладони, «крылья»)
Зёрна собирайте. (хватательные движения, руки вытянуть вперёд)
Вот ворона, воробей, («крылья»)
Дятел, пара голубей. (постучать указательным пальцем правой руки по
ладони левой; покрутить головой вправо, влево)
Вот спасибо, детвора, (хлопки)
Очень вкусная еда!
Игра «Покорми птиц»
Логопед: Давайте в кормушку птицам добавим семечек.
Называйте зимующую птицу, отхлопывайте слово по слогам, берите такое количество «семечек», сколько слогов в слове и добавляйте «семечки» в кормушку.

Мимические упражнения
Логопед: Как вы думаете, у птиц есть враги? Кто в городе может поймать птицу?
Дети: Кошка.
Логопед: Изобразите воробья, попавшего в лапы к кошке (испуг). Покажите: вы рассердились на кошку (сердитое лицо). Кошка отпустила воробья. Изобразите: вы пожалели воробья, а потом очень обрадовались (радость).
Игра «Птичка, какая ты?»
Логопед: Синица, у тебя жёлтая грудка, какая ты?
Ребёнок: Желтогрудая.
Логопед: Снегирь, у тебя красная грудка, ты какой?
Ребёнок: Красногрудый.
Логопед: Сорока, у тебя белые бока, ты какая?
Ребёнок: Белобокая.
Логопед: Сорока, у тебя длинный хвост, ты какая?
Ребёнок: Длиннохвостая.
Логопед: Ворона, у тебя чёрные крылья, ты какая?
Ребёнок: Чернокрылая.
Логопед: Дятел, у тебя длинный клюв, ты какой?
Ребёнок: Длинноклювый.
Логопед: Клёст, у тебя пёстрые крылья, ты какой?
Ребёнок: Пёстрокрылый.
Игра «Весёлые птички»
(На ковре в произвольном порядке разложены обручи)
Логопед: Ребята, вы птички, по сигналу «День» бегаете по группе, размахиваете крыльями, по сигналу «Ночь» садитесь «на ветки» - в обручи.
Логопед: Птицы, все сели? Голубь, где ты сидишь? (Я сижу за воробьём (перед синицей, между вороной и дятлом, за сорокой)
Рисование снегирей на ватных дисках
Логопед: Предлагаю из ватных дисков сделать стайку снегирей.
(Детям объясняется порядок выполнения работы: ватный диск разрезается пополам, от другого диска отрезается маленький треугольник – «клюв», треугольник побольше – «хвостик», красной краской раскрашиваем брюшко снегиря, остальные части – чёрной краской)


