Алиса Егорова
Конспект логопедического занятия по развитию речи с этнокультурным компонентом в подготовительной группе «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по развитию речи с этнокультурным компонентом в подготовительной группе по теме: «Домашние животные»
Цель:
1 Развивать связную речь
2 Обогащение словаря по теме «Домашние животные»
Задачи:
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию речи с этнокультурным компонентом в подготовительной группе „Домашние животные“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные:
- закреплять и расширять знания о домашних животных, знать их внешние признаки;
- упражнять в умении изменять существительное во мн. ч. в Именительном, Родительном и Винительном падежах;
- упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные;
-упражнять в умении образовывать существительное с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
- упражнять в умении образовывать сложные прилагательные;
- упражнять в умении подбирать слова - антонимы;
- упражнять в умении делить слова на слоги;
- упражнять в умении согласовывать числительные с существительными;
- совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза.
Развивающие:
- развивать общую и артикуляционную моторику
- развивать фонематический слух
- память, внимание, мышление
Воспитательные:
- воспитывать контроль за собственной речью;
- воспитывать умение работать самостоятельно и в группе.
Оборудование: презентация «Домашние животные», карточки, мнемотаблица «Домашние животные», мяч, раскраски с изображением животных, письмо от Незнайки.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед: “Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам на занятие. Давайте с ними поздороваемся”.
Дети приветствуют гостей на чувашском языке: Ыр кун пулт р, хакл х насем!
А теперь повторим наш девиз:
«Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Громко, четко говорим.
Никуда мы не спешим».
Л: Ребята, нам пришло письмо от Незнайки. Давайте прочтем, что он пишет: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка. Я много путешествую по миру и видел разных животных. А недавно я узнал, что ваши предки разводили только 4 вида животных. Мне бы очень хотелось приехать к вам и узнать много нового об этих животных. Ждите в гости. До встречи!» Ребята, поможем Незнайке? Давайте подготовимся к приезду нашего гостя и вспомним, что мы знаем об этих животных.
Л: Ребята, как называется наша республика?
Д: Наша республика называется Чувашия.
Л: Как называется город, в котором мы живем?
Д: Город, в котором мы живем, называется Чебоксары.
Л: Ребята, в нашей республике больше городов или сел?
Д: Сел, деревень
Л: Многие жители села у себя во дворах разводят домашних животных. Каких домашних животных вы знаете?
Д: Кошки, собаки, коровы, свиньи, козы, лошади…
Л: Правильно! Но раньше у наших предков не было столько видов животных. Некоторые из них были кочевниками и разводили всего 4 вида скота: лошадей, коров, овец, коз. Дети, перечислите названия этих животных на чувашском языке: лошадь- лаша, корова- не, овца- сур х, коза- качака.
- Где живут эти животные? (Рядом с человеком)
- Как этих животных можно назвать одним словом? (Домашние). На калмыцком языке: килти ч рчунсем. Молодцы!
Сейчас мы ведем оседлый образ жизни, но многие жители республики продолжают заниматься скотоводством, т. е разведением скота в большом количестве на животноводческих фермах. Их называют фермерами.
Объявление темы.
Сегодня мы поговорим о домашних животных, которых издревле разводили наши предки.
А сейчас я хочу вам загадать загадки об этих животных.
Хоть крепки мои копыта
И остры мои рога,
Я добра и не сердита,
Нравом вовсе не строга.
В поле я мычу: "Му-му!
Молочка налить кому?" (Корова- не)
Чемпионка в быстром беге,
Я порой вожу телеги.
Дядя конюх мне принес
Воду, сено и овес. (Лошадь- лаша)
Я знаком давно тебе,
Говорю я: "Бе-бе-бе!"
У меня крутые рожки,
В башмачках-копытцах ножки. (Овца- сур х)
Даёт молоко нам, хотя не корова,
Шерстью своею делиться готова.
Она непоседа и егоза.
Как называем её мы (Коза- качака)
Л: Молодцы! Вы быстро справились с моими загадками.
Артикуляционная гимнастика
Ребята, давайте сделаем зарядку для язычка. Наш веселый Язычок сегодня отправился в путешествие из Чебоксар к своей бабушке (асанне) в деревню. Он оседлал лошадку и поскакал (Лошадка - цокаем). Доскакал до леса и остановил лошадку (пррр- пррр- движение губами). Сел передохнуть (Лопатка). Отдохнул, дальше поскакал (Лошадка). Доскакал до луга. Чуть- чуть осталось, лошадка устала и Язычок поехал медленно (Грибок). Прискакал наш Язычок в деревню. Тут он увидел много коров, овец, коз. Коровы мычали (Мууу- губы вытянуть трубочкой). Овцы блеяли (Беее - губы в улыбке). А козы стояли и жевали траву (имитировать движение жевания). Посмотрел Язычок на животных и поехал к своей бабушке (асанне). Она уже замесила тесто для пирогов (Месим тесто). Когда пироги были готовы, они сели пить чай (Чашка).
Молодцы!
Дидактич. игра: «Назови семью»
На столе у каждого ребёнка лежат изображения домашних животных с детёнышами.
- Ребята, у вас на столе карточки, надо выйти к доске, прикрепить и назвать маму и папу с детёнышами со словами: у меня….
у меня корова и бык с телятами,
у меня лошадь и конь с жеребятами
у меня овца и баран с ягнятами
у меня коза и козел с козлятами.
Дидактич. игра: «Чей, чья, чьё?» (образование прилагательных)
Дети отвечают на вопросы, а педагог выставляет на доску изображения.
- чья это голова? (коровья, лошадиная, овечья, козья)
- чья грива? (лошадиная грива)
- чей это хвост? (лошадиный, коровий, овечий, козий хвост)
- чьи копыта? (лошадиные, коровьи, овечьи, козьи копыта)
- чье туловище? (лошадиное, коровье, овечье, козье туловище)
Чистоговорки
му- му- му- не кала ать
ме- ме- ме- качака хуравлать
бе-бе-бе - сур х юрлать
цок- цок- цок - лаша шаккама тыт нать
Дидактич. игра «Назови ласково» (игра с мячом) - образование существ. с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
ягненок-…ягненочек
теленок- теленочек
жеребенок-… жеребеночек
козленок- …козленочек
овца -… овечка
бык-… бычок
баран-…баранчик
лошадь -…лошадка, лошадочка
корова- …коровка, коровенка, коровонька, коровушка
коза-…козочка
Дидактич. игра: «Подумай и назови какой, какая, какие?» (образование сложных прилагательных)
- если у коровы длинный хвост, то какая она? (длиннохвостая)
- если у быка острые рога, то какой он? (остророгий)
- если у овцы короткие ноги, то какая она? (коротконогая)
- если у лошади длинная грива, то какая она? (длинногривая)
- если у овец длинная шерсть, то какие они? (длинношерстные)
- если у козы бородка, то какая она? (бородатая)
Дидактич. игра: «Скажи наоборот» (подбор слов- антонимов)
Посмотрите на животных, давайте их сравним:
- у коровы длинный хвост, а у овцы … (короткий)
- коза рогатая, а овца… (безрогая)
- у быка прямые рога, а у барана….
- у лошади жёсткая шерсть, а у овцы … (мягкая)
- бык большой, а теленок (маленький)
- корова и лошадь - это крупные животные, а овца и коза (мелкие).
Физ. минутка
П ч к кай к ушк н
В ме хат рленн.
унаттисемпе сулса
П л те кленн.
В н, в н ыв нн
Хыр м те вы ма тыт нн.
Х в ртрах киле тавр нн,
Унш н пит сав нн.
Дидактич. игра «Подели слова на слоги»
ЛО-ШАДЬ, КО-РО-ВА, КО-ЗА, ОВ-ЦА, ЖЕ-РЕ-БЯ-ТА, БЫК, ТЕ-ЛЕ-НОК, КОНЬ, БА-РАН, Я-ГНЯ-ТА, КОЗ-ЛЯ-ТА
Дидактич. игра «Посчитай»
Лошадь, корова, ягненок, теленок, верблюд, верблюжонок, жеребенок, овца.
Дидактич. игра «4ый лишний»
Корова- баран - верблюд- ЛОШАДЬ.
Шерсть - лошадь - ОВЦА - барашек.
Лошадь- БЫК- седло- верблюд.
Мнемотаблица
Составление описательного рассказа о домашних животных с помощью мнемотаблицы.
Итог: Л: Молодцы, очень хорошо! Ребята, скажите, кто прислал нам письмо? О чем он просил нас? Молодцы, ребята, вы много знаете о животных. Когда приедет Незнайка, вы сможете рассказать ему о них. А я хочу вам подарить раскраски, чтобы вы подарили свои рисунки нашему гостю.