Елена Челюканова
Конспект логопедического занятия «Путешествие в страну сказок» для воспитанников старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование интереса и потребности в восприятии книг.
Задачи:
- совершенствовать умение узнавать сказку по иллюстрациям,
- пополнить лексический словарь по теме «Сказки»,
- совершенствовать диалогическую форму речи,
- развивать темп, ритм, выразительность речи, речевое дыхание,
- развивать артикуляционную моторику, координацию речи с движением,
- развивать память, мышление, творческое воображение,
- образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных,
- развивать умение подбирать противоположные по смыслу слова,
Темочки:
- воспитывать дружеские отношения между детьми, умения работать сообща,
- воспитывать любовь к чтению сказок, бережное отношение к книгам,
Словарная работа: персонаж, испытание, дремучий, мрачный.
Возраст: старший возраст 5-6 лет.
Тип занятия: интегрированный.
Формы, методы и приемы работы:
Словесные: поисковые вопросы, беседа, художественное слово, поощрение, рассуждение.
Наглядные: показ, наблюдение, иллюстрации, предметные картинки.
Практические: физ. минутка, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, речевая разминка «Сказочные чистоговорки», игровая ситуация.
Форма проведения : совместная деятельность учителя – логопеда с детьми.
Материалы, оборудование: проектор, ноутбук, презентация, сундук, сказочные ворота – радуга, картинки с героями сказок, зеркало, полка с книгами, книга без страниц, письмо с заданиями, пенек, полянка с осенними листьями и цветами, книги - раскраски, музыкальное сопровождение: «Музыка волшебства», аудиозапись- голос книги.
Предварительная работа:
- Чтение сказок, просмотр сказок: «Приключение Буратино» «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Маша и Медведь», Царевна Лягушка», «Гуси – Лебеди».
- Разгадывание загадок о героях сказок;
- Рассматривание иллюстраций к сказкам
- Рисование: «Сказка в гости к нам пришла»
- Д/и: ««Что сначала, что потом». Д/и «Лото по сказкам».
- Артикуляционная гимнастика на тему «Сказки».
- Физкультминутка «Сказки».
Структура занятия:
1. Организационный момент. – 3 минуты.
Мотивация на деятельность, введение в тему.
2. Основная часть – 15 минут.
Беседа о книгах, сюрпризный момент, артикуляционная гимнастика, игра «Превращалки», дыхательная гимнастика, речевая разминка, игра «Угадай сказку», физкультминутка «Сказки», игра «Скажи наоборот».
3. Заключительная часть. Подведение итогов – 2 минуты.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Дети заходят в кабинет.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Давайте поздороваемся друг с другом и пропоем:
-Здравствуй, здравствуй, не зевай
И ладошку мне давай!
У меня сегодня замечательное настроение, а у вас? Давайте улыбнемся друг другу. А сейчас подуем на ладошки и поделимся своими улыбками и хорошим настроением с гостями.
2. Основная часть.
(На полу лежит книга)
Логопед: Посмотрите, ребята, книга лежит на полу. А разве книги должны здесь лежать? Где нужно хранить книги?
Ответы детей.
Логопед: Правильно, на книжной полке. А как мы должны обращаться с книгами?
Ответы детей.
Логопед: Давайте прочитаем книгу и поставим ее на полку. (Поднимает книгу и раскрывает ее).
Логопед: Ребята, посмотрите, книга- то пустая. А где же сказки?
Голос из книги: Ребята, помогите вернуть мне сказки. Они обиделись, потому что их забыли, перестали читать, небрежно с ними обращались. Они исчезли в волшебной стране Сказок и, чтобы их вернуть, надо пройти испытания.
Логопед: Ребята, вы готовы помочь Книге вернуть ее сказки?
Ответы детей
Логопед: Для этого нам надо попасть в волшебную страну Сказок. Слайд 2 Включается музыка Логопед: Далеко-далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве находится огромная страна Сказок.
Дети встают под радугу.
Артикуляционная гимнастика:
Слайд 3
Если в сказку всем сердцем поверить, В мир волшебный откроются двери. (приоткрыть рот)
Вы туда без труда попадете (широкий расслабленный язык удерживать на нижней губе) Слайд 4 На летучем большом корабле! (уражнение «Чашечка») Слайд 5 Или с Бабой - Ягой на метле! (упражнение «Болтушка») Слайд 6 А может верхом на Коньке- Горбунке! (упражнение «Лошадка») Слайд7 А ещё на Грибке – Боровичке! («Грибок») Слайд8 Можно в сказку влететь на Жар Птице, («Качели.») Слайд9 Можно на Колобке закатиться! («Маляр») Слайд10 Можно въехать, как слон, на еже(«Накажем непослушный язычок») Ой, мы кажется в сказке уже… Слайд 11 Логопед: Посмотрите, ребята, мы очутились на полянке, волшебный сундук стоит, а в нем, наверное, для нас задание: Логопед открывает письмо и читает : «В сундучке спрятаны герои сказок, вам нужно превратить их из больших в маленьких.»
Игра «Превращалки». Логопед: А помогут вам волшебные слова: «Тили-тим! Был большим, стань маленьким!». Запомнили слова? (Произносят вместе с логопедом.)
Ответы детей:
Картинки: лиса-лисенок, заяц-зайчонок, кот-котенок, волк-волчонок, коза-козленок, медведь-медвежонок, белка-бельчонок.
Дети называют героев и садятся полукругом на полянке.
Логопед: Молодцы, правильно выполнили это задание, посмотрите, мы помогли одной сказке вернуться в книгу.
Слайд 12
Логопед: Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Речевая разминка «Сказочные чистоговорки».
Логопед: Повторяйте вместе со мной.
Он-он-он – у меня зазвонил телефон.
Ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.
Ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-ца-ца – нынче Муха-Цокотуха именинница.
Ит-ит–ит – добрый доктор Айболит.
Са-са-са - в лесу бегает лиса.
Сы-сы-сы - хвост пушистый у лисы.
Ру-ру-ру - лиса спряталась в нору.
Логопед: Молодцы! Вы готовы приступить к следующим испытаниям?
(Ответы детей).
Логопед: Но для этого мы должны быть сильными. Давайте выполним упражнения на дыхание.
Дыхательная гимнастика:
Вдыхаем носом-выдыхаем ртом (Упражнения проводятся 3 раза)
Вдыхаем здоровье-выдыхаем болезни,
Вдыхаем добро – выдыхаем зло,
Вдыхаем хорошее настроение – выдыхаем грусть.
Логопед: Молодцы, мы стали еще сильнее и отважнее. А теперь внимание на экран.
Дети подходят к экрану.
Мультимедийная игра «Угадай сказку».
Логопед: Нам нужно угадать, из какой сказки эти сказочные герои.
Старик, Старуха, море («Сказка о Золотой рыбке»)
Слайд 13- 14
Царь, три сына, стрела, болото («Царевна- лягушка»).
Слайд 15-16
Маша, пирожки, медведь. («Маша и медведь»)
Слайд 17-18
Яблонька, пирожки, козленок. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Слайды 19-20
Логопед: Ой, какие молодцы, все вместе угадали и сказку назвали! И помогли еще одной сказке вернуться на свое место.
Слайд 21
Логопед: В благодарность за вашу помощь сказки хотят поиграть с вами: В круг вставайте дружно,
В сказки поиграть нам нужно!
Физкультминутка "Сказки"
Мышка быстренько бежала, (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла. (имитация движения)
Ой, яичко уронила, (наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила. (показать "яичко" на вытянутых руках)
- Какая это сказка?
Дети отвечают
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили. (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка. (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем, (имитация движения)
И из репы кашу сварим. (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие! (показать "силу")
- А это что за сказка? (ответы детей)
Мы славная семья козлят.
Мы любим прыгать и скакать, (подпрыгивание на месте)
Мы любим бегать и играться,
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки")
- Как называется эта сказка? (ответы детей)
Логопед: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете сказки и их героев, посмотрите, еще одна сказка вернулась в книгу!
Слайд 22
Слайд 23
Игра: «Скажи наоборот»
Логопед: Посмотрите - ка, ребята, на дне сундучка волшебное зеркало? Это кривое зеркало. Оно показывает предметы наоборот. Ведь в этих краях живет злая Баба Яга. Никого и ничего она не любит. Взяла Баба Яга в руки зеркало, посмотрела в него и глазам своим не поверила.
В зеркале она была совсем даже не старая, а…
/ молодая /, не толстая, а … / худая /, не горбатая, а …/ стройная /.
Всю жизнь лицо у Бабы Яги мрачное и злое, а в зеркале, оно оказалось … / веселое
и доброе /. А уши — не большие, а / маленькие /., нос не кривой, а …
/ прямой. /
Грязное платье ее в зеркале стало / чистым/. Старые туфли у стали / новыми /. Длинная юбка стала / короткой /
Логопед: Молодцы! Вы были очень сообразительными, и благодаря вам очередная сказка вернулась в книгу.
Слайд 24
Ну вот и все, все наши сказки попали в книгу. А нам пора возвращаться в детский сад.
Слайд 25
Звучит музыка. Дети встают под радугу и произносят: Мы под радугой пройдем,
Дружно в группу попадем.
Голос книги: Спасибо большое за помощь.
3. Заключительная часть. Подведение итогов.
Логопед: Вот и завершилось наше путешествие. Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер мы будем ее читать! Вы все молодцы! Я вижу, что вы любите сказки и цените книги!
-Вам понравилось наше путешествие?
- Ребята, где мы с вами побывали?
- Чем занимались?
- Ребята, что было самым интересным?
- Как же нужно относиться к книгам?
- А как вы думаете, почему мы справились со всеми заданиями?
Ответы детей
Логопед: Чтобы сказки не обидеть -
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее,
Пети, Саши, Тани,
Леши, Кати, Вани.
И другие ребятишки,
Кто читать умеет книжки,
Сказки чаще "проверяйте",
Ежедневно их читайте.
И в благодарность за вашу помощь Книга дарит вам вот такие раскраски, на страницах которых вы вновь встретитесь со сказочными героями! Спасибо за участие. Всего вам доброго!