Щепелина Ольга Васильевна
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [З]-[З’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: Звуки [З]-[ЗЬ].
]Цель занятия: дифференциация звуков [З]-[ЗЬ].
Задачи:
Коррекционно-развивающие: автоматизировать навык различения звуков [З]-[ЗЬ] в слогах, словах и чистоговорках, уточнить артикуляционный уклад при произнесении звуков,; развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук, лексико-грамматический строй речи;
]Коррекционно-образовательные: закрепить знание характеристик звуков [З]-[ЗЬ]; дифференцировать твердый звук [З] и мягкий звук [ЗЬ] в словах;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Дифференциация звуков [З]-[З’]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к занятиям, умение слушать друг друга.
]Оборудование: настольные зеркала, цветные звуковые схемы, мячики Су-Джок, картинки для характеристики звуков [З]-[ЗЬ]; предметные картинки;
Ход занятия
I. Вводная часть
Психологический настрой перед занятием. Дети приветствуют друг друга: Сегодня всем с утра, желаем мы добра!
Формулировка темы занятия. Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [З]и [ЗЬ].
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика «Заборчик», «Слоник», «Заборчик - слоник», «Блинчик на тарелочке», «Чистим зубки», «Горка».
2. Артикуляционный уклад звуков и их характеристика.
Логопед: Для того, чтобы различать два эти звука, мы должны вспомнить, как произносятся эти звуки. Давайте возьмем зеркала и произнесем звук [З]. Какие губы, когда мы произносим этот звук?какие зубы? где находится язык, какой воздух? (губы в улыбке, зубы видны, слегка разомкнуты, язык за нижними зубами, воздух прохладный).
Логопед: А теперь давайте дадим характеристику этому звуку. Этот звук согласный или гласный? Он твердый или мягкий? Каким цветом мы его обозначаем?
Дети: [З]- согласный,твердый, обозначается синим цветом
Логопед: А теперь произнесем звук [ЗЬ] и посмотрим в зеркале положение губ, зубов и языка (губы в улыбке, зубы видны, слегка разомкнуты, язык за нижними зубами, воздух прохладный).
Дети: [ЗЬ]- согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом.
Логопед: Ребята, подумайте и скажите, чем похожи и чем отличаются звуки [З] и [ЗЬ] ?
Дети: Звук [З] и [ЗЬ] - согласные, одинаково произносятся, но [З]-твердый звук, обозначаем синим цветом, а [ЗЬ] - мягкий, обозначаем зеленым цветом.
3. Развитие фонематического слуха. Игра «Светофорчик».
Логопед: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте и определите какой первый звук в этих словах. Если первый звук твердый [З]- вы поднимаете вверх кружок синего цвета, а если первый звук [ЗЬ]- вы показываете кружок зеленого цвета (зубр, магазин, зебра, зануда, зубы, зевок, зефир, зерно, зеркало, заяц).
4. Дифференциация звуков [З]-[ЗЬ] в слогах и словах
а) дифференциация звука [З] и [ЗЬ] в слогах
б) дифференциация звука [З] и [ЗЬ] в словах (зайка – сайка, роза – роса,Захар – сахар, зуб – суп, бузина – бусина, газета – кассета, злой – слой, Лиза – лиса, коза – коса, зима – Сима, козы – косы).
в) Игра «Камень-вата».
5. Развитие мелкой моторики. Игра с массажными шариками. Дети надевают кольца-массажеры поочередно на пальцы, проговаривая чистоговорки.
За-за –за- во дворе стоит коза
Зу-зу-зу- накормлю травой козу
Зы-зы-зы- отойдите от козы
Зи-зи-зи- сено козе отвези
Зе-зе-зе- сено я даю козе
Зя-зя-зя- козу дразнить нельзя!
6. Развитие лексико-грамматического строя речи. Игра «Доскажи предложение»
- Осенью мы надеваем осеннюю одежду. А зимой. (зимнюю).
- Осенью листья на деревьях желтые. А летом. (зеленые).
- Зимой на окнах от мороза появляются. (узоры).
- Когда идет дождь, мы берем с собой. (зонтик).
- Чтобы пойти в лес за грибами, надо взять с собой. (корзину).
- Летом можно купаться в море, в реке, в. (озере).
7. Компьютерная игра «Аленький цветочек» Цель: Упражнять детей в различении мягкого и твердого звука [З] в словах.
III. Заключительная часть. Рефлексия.
- О каких звуках мы сегодня говорили? Чем они похожи? А чем отличаются?
Что вам больше всего понравилось на занятии? А какое задание было сложно выполнять? Вы сегодня справились со всеми заданиями, молодцы!