Елена Баш
Конспект логопедического занятия «Друзья спешат на помощь»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ДРУЗЬЯ СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ»
№ Этап занятия
Структурные компоненты деятельности Ход занятия
Деятельность педагога Деятельность детей Время
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент Л: Ребята, какое у вас настроение?
Л: Передайте друг другу свое хорошее настроение
Речедвигательное упражнение:
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг
Руки мы пожмем друг другу
Публикация «Конспект логопедического занятия „Друзья спешат на помощь“» размещена в разделах
Побежит тепло по кругу
Будем вместе, будем дружно
На вопросы отвечать
Все хотим мы заниматься
Все хотим мы много знать
Л: Ученье –свет, а неученье – тьма. О чем эта пословица?
Л: Человек должен, постоянно учится, узнавать что-то новое.
Д: Хорошее, отличное
Д: если человек учится, он идет к свету- развивается, а если не учится, становится темным- глупым.
Д: знания приносят человеку пользу, а безграмотному человеку трудно в жизни
Д: кто учится, тот все будет знать, а кто не учится, тот ничего знать не будет 1,5 мин.
2. Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия
Л: А знаете дети, есть такая Страна Знаний. Однажды в этой стране произошло ужасное событие. Злой колдун Звукомор похитил Фею Грамоты и Звуковичков, и спрятал их в своем замке. А потом, прислал нам это звуковое письмо
Звучит аудиозапись: «Дети, я освобожу Фею Грамоты и звуковичков, если вы выполните все мои задания. Думаю вы не справитесь. Тогда Фея Грамоты и звуковички навсегда останутся в моем замке
Проблемная ситуация:
Л: Фея Грамоты и звуковички в замке Колдуна, а нам без них никак нельзя. Что же нам делать?
Л: Да, но как мы сможем им помочь?
Постановка и принятие детьми цели занятия.
Л: Да, нужно отправится в страну Знаний и выполнить все задания колдуна.
Возьмем с собой все необходимое
Пальчиковая гимнастика
Семь вещей у нас в портфеле
Есть альбом и есть тетрадь
Ручка есть чтобы писать
И резинка, чтобы пятна
Убирала аккуратно
И пенал и карандаш
И букварь помощник наш
Л: Закройте глаза и «Ветер странствий» перенесет нас в страну Знаний. Звучит аудио «шум ветра».
Пока дети стоят с закрытыми глазами, логопед включает СЛАЙД № 1. Страна Знаний
…
….
Д: нужно освободить Фею Грамоты и звуковичков
Д: нужно выполнить все задания колдуна 1,5 мин
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Л: И вот мы в стране Знаний, это - задания Звукомора (логопед показывает конверты, если выполните их, то получите буквы. Из этих букв «соберете» слово и узнаете, что помогло вам справится с заданиями и освободить Фею Грамоты и звуковичков
Л: первый конверт, отгадайте загадку
Один мягкий и свистит
Другой твердый и шипит,
Третий сразу запоет
Кто его произнесет
Л: В конверте несколько заданий:
Л: первое задание: «Вопрос –ответ»
1. Чем звук отличается от буквы?
2. Какие бывают звуки?
3. Назовите гласные звуки.
4. Почему они так звуки называются - гласными?
5. А согласные звуки почему так называются?
6. Какими бывают согласные звуки?
7. Каким цветом обозначается твердый согласный звук?
8. Каким цветом обозначается мягкий согласный звук?
9. Каким цветом обозначается гласный звук?
Д: Это звук
Д: звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим, пишим и читаем
Д: звуки бывают гласные и согласные
Д: А,О,У,И и т. д.
Д: Потому, что их можно петь, они не встречают преграды во рту.
Д: Потому что их нельзя петь, они встречают преграду во рту
Д: согласные звуки бывают твердые и мягкие, глухие и звонкие
Д: твердый согласный звук обозначается синим цветом
Д: мягкий согласный звук обозначается зеленым цветом
Д: гласный звук обозначается красным цветом
4.
Л: второе задание: «Разложи фрукты и овощи»
по корзинкам зеленого, синего и красного цвета, выделяя первый звук в словах-названиях.
Дети раскладывают по корзинкам муляжи лимона, апельсина, перца, баклажана, огурца. Объясняя свой выбор.
Л: третье задание: «Где спрятался звук З?»
Я называю слова и бросаю мяч, а вы определите где слышится звук З – в начале, середине или конце слова
ЗОНТ, ЗУБ, ГЛАЗА, МИМОЗА, ЗАМОК.
Дети выполняют задание
Л: Вы справились с заданиями связанными со звуками и освободили звуковичков
СЛАЙД № 2 (на экране появляется изображение звуковичков).
И получаете первую букву З. КАКАЯ это буква (дети помещают букву на магнитной доске)
Л: - второй конверт, снова загадка
Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту
Д: Это слово
5. Самостоятельное применение нового на практике,
либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)
Л: первое задание: «Подбери слово»
Выберите картинки и подберите к ним слова- предметы, слова- признаки, слова – действия
Дети выполняют задание
Л: второе задание: «Пассажиры в поезде»
Л: Слова бывают короткими и длинными. На что мы делим слова?
Л: как мы «измеряем» слова?
(Логопед вывешивает на магнитной доске «слоговой поезд»)
Л: Скоро в путь отправится поезд. Помогите пассажирам занять свои места в вагонах. В первом вагоне поедут животные в словах - названиях, которых есть один слог, во втором – два слога, в третьем – три слога.
Дети размещают карточки с изображением животных в окошках вагонов. Проводят слоговой анализ
Л: как можно еще не отхлопывая слоги, определить количество слогов в слове?
Л: вы справились с заданиями и получаете
букву КАКАЯ это буква? эН (дети помещают букву на магнитной доске) (дети помещают букву на магнитной доске)
Л: третий конверт, отгадайте загадку
Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Если понятным будет изложение
Получу я …
Д: на части, на слоги
Д: хлопками
Д: сколько гласных в слове, столько и слогов
Д: предложение
Л: одно задание: «Составь предложение»
Л: Слова в предложении «дружат» между собой и пишутся раздельно, первое слово пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка.
Какие маленькие слова –помощники (предлоги) могут встречаться в предложении, назовите их.
Логопед показывает схемы предлогов. Дети отвечают.
Л: Составьте предложения о белке, используя слова – помощники
Дети поочередно составляют предложения.
Л: Вы справились, и получаете букву КАКАЯ это буква? А (дети помещают букву на магнитной доске)
Л: предлагаю немного отдохнуть Разминка
Мы ногами топ-топ
Мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг
Мы плечами чик-чик
Раз-сюда, два-туда
Повернись вокруг себя
Раз -присели, два-привстали
Руки кверху мы подняли.
Раз –присели, два-привстали
На носочках побежали
Раз-два, раз-два
Заниматься нам пора
Л:Четвертый конверт, загадка:
Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает?
Л: Звукомор хочет проверить, хорошо ли вы знаете буквы?
Д: Это буквы
Л: задание: «Найди букву»
Л: Рассмотрите значки на карточках и обведите только буквы.
Дети выполняют задания на индивидуальных карточках. Логопед проверяет и при необходимости помогает.
Л: И с этим заданием все справились. Получаете букву КАКАЯ это буква? Н (дети помещают букву на магнитной доске)
Л: У меня в руках пятый конверт. Открываем одно задание: «Подбери звуковую схему к слову»
Л: Соедините линией картинку со звуковой схемой, которая подходит к названию изображенного предмета.
Л: А теперь проверьте друг друга. Л: И с этим заданием все справили. Получаем букву КАКАЯ это буква? И Дети проверяют выполненные задания друг у друга (дети помещают букву на магнитной доске)
Л: шестой конверт. Открываем
задание: «Придумай слова со слогами ШИ, ЖИ»
Л: придумайте слова со слогами ШИ, ЖИ.
Я бросаю вам мяч, а вы называйте слова со слогами ШИ, ЖИ Дети называют слова: шина, уши, ежи, камыши, машина, жираф, ужи
Л: И с этим заданием все справились. Получаете букву Я КАКАЯ это буква (дети помещают букву на магнитной доске) (дети помещают букву на магнитной доске)
Л: Молодцы! Получаете букву Я
(дети помещают букву на магнитной доске)
Л: Вы выполнили все заданиями Звукомора!
Посмотрите, мы получили электронное письмо от Феи Грамоты
СЛАЙД № 3
На экране появляется Фея Грамоты и звуковое письмо.
Большое спасибо вам ребята! Вы освободили нас!
Л: Молодцы ребята! Вы действительно, много знаете и умеете.
Л: Попробуем прочитать слово, которое сложилось из букв, и узнаем, что помогло вам освободить Фею Грамоты
Дети читают с помощью логопеда слово ЗНАНИЯ
Л: Вы помогли, Фее Грамоты и звуковичкам и обязательно встретитесь с ними в школе. А теперь «ветер странствий» перенесет нас в детский сад. Закройте глаза
Звучит «шум ветра» дети открывают глаза.
6.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итог занятия. Систематизация знаний.
Л: Дети давайте вспомним, где мы были?
Дети отвечают
Л: какие задания были легкими? Какие задания трудными?
Если было трудно возьмите грустный смайлик, если легкие, веселый Дети берут смайлики и
Л: Кому вы помогали? Дети отвечают
Воспитатель отмечает: «Вы смогли помочь Фее Грамоты и звуковичкам, и жители сказочной страны дарят вам маленькие подарки.
Д: В стране Знаний