Маргарита Акимова
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
▼ Скачать + Заказать документы
Подгруппое занятие по коррекции нарушений звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Построено в форме дидактической игры – «Ворона Карповна в гостях у детей». Закрепление навыков правильного произношения и дифференциации звуков [Р] – [РЬ] на основе лексической темы «Зимующие птицы».
Тема: Дифференциация звуков [Р] – [РЬ] в слогах, словах и предложениях.
Цель: Закрепить навыки правильного произношения и дифференциации звуков [Р] – [РЬ].
Публикация «Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
Задачи:
Образовательные: закреплять правильное произношение звуков [р] – [рь], в слогах, словах, предложениях; совершенствовать навык образования существительных единственного и множественного числа в родительном падеже, согласования имен числительных с именами существительными в ед. и мн. числе.
Развивающие: продолжать развивать связи между произносительным и слуховым образом звука; развивать слуховое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, навыки самоконтроля.
Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки; интерес к логопедическим занятиям.
Коррекционные: активизировать словарный запас по лексической теме «Зимующие птицы»; коррегировать психоэмоциональное состояние воспитанников; предупреждать нарушения грамматического строя речи.
Здоровьесберегающие: Создавать благоприятные условия для эмоционально-положительного восприятия материала; совершенствовать длительный речевой выдох при произношении звуков [р] – [рь], избегать переутомления детей и психомышечного напряжения.
Организационный момент.
Ребята, какое у вас настроение? (хорошее)
Улыбнитесь мне, а я в ответ улыбнусь вам.
-Сядет тот, кто повторит за мной правильно слоговую цепочку : ра-ро-ру (ро-ру-ры, ру-ры-ра, ры-ра-ро).
Ребята, посмотрите кто это к нам пожаловал в гости? (ворона)
- Как зовут тебя, ворона?
- Карповна.
-Что ты делаешь ворона?
- Каркаю.
- Что кричишь как на пожар?
-Нрравится. Карроша я! Хороша я! Каррасавица!
-Как вы думаете, какой звук у вороны Карповны самый любимый? (звук «р»)
- Правильно! Что делают наши губы, зубы и язык, когда мы произносим звук «р».(губки – свободны, зубки сближены, но не соприкасаются, кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубками и дрожит, горлышко работает)
- Давайте все вместе произнесем любимый звук Карповны (р-р-р-р-р-р).
Основная часть.
- Сегодня мы с вами будем закреплять и различать звуки [р] – [рь] в словах и предложениях.
- Что мы еще знаем о звуке «р»? (согласный, звонкий, сонорный, бывает твердый, бывает мягкий)
- В слове «пожар» какой слышится звук [р]? (твердый, а в слове «кричишь»? (мягкий)
- Карповна, ребята у нас очень добрые и они любят дарить подарки. Ребята, подарим подарки-слова со звуком «р» Карповне. Говорим что дарим и в какой позиции стоит звук «р» в этом слове (дети придумывают слова со звуком «р», сопровождая словами «Я дарю Карповне розу в слове роза звук «р» стоит в начале слова; зерно, перо и т. д.)
- Знаете, ребята, Карповна мне сейчас сказала, что она к нам прилетела, чтобы попросить помочь птицам. Сейчас зима. На улице стоят морозы. Птицам холодно и голодно. Как вы думаете, чем мы можем помочь птицам? (сделать кормушки)
Правильно, надо сделать кормушки! А скажите, ребята, как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? (зимующие птицы) Молодцы! Назовите каких зимующих птиц вы знаете? (воробей, синица, ворона, сорока, голубь, дятел, снегирь) В названиях каких птиц звук «р» твердый, а в каких мягкий? (ворона, воробей, сорока – твердый, а снегирь - мягкий).
- Сейчас я вам прочитаю стихотворение, вы внимательно слушайте, а потом скажете в какой день недели какие птицы прилетали.
(логопед читает стихотворение З. Александровой – Новая столовая)
-Мы кормушки смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел гонец весенний –
Путешественник-скворец…
Вот и песенке конец.
- Назовите первый день недели? (понедельник) Кто прилетел в первый день недели? (синицы)
Второй день недели? (вторник) Кто прилетел во вторник? (снегири)
(дети называют дни недели и какие птицы прилетали в этот день)
Молодцы, ребята, запомнили всех птиц, а сейчас давайте отдохнем.
Динамическая пауза
(речь дети сочетают с ритмическими движениями)
Скачет, скачет воробей:
Прыг скок, прыг-скок,
Не боится он детей :
Прыг-скок, прыг-скок.
(На магнитной доске иллюстрация кормушки).
- Ребята, поможем птицам. Какой корм можно насыпать в кормушку? (крошки, зерно, крупу и т. д.)
Д/игра «1-2-5» (логопед садит в кормушку воробья, затем еще одного, пять воробьев)
Кто прилетел к кормушке первый? (воробей) Сколько воробьев в кормушке? (один воробей)
(логопед добавляет еще одну птицу) Сколько теперь воробьев? (два воробья)
(логопед садит в кормушку пять птиц) Сколько стало воробьев? (пять воробьев)
(1-2-5 синицы, сороки, вороны, голуби, снегири)
Д/игра «Какой птицы не стало?»
На доске – пять картинок с изображением зимующих птиц. Логопед незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает: «Какой птицы не стало?» Дети отвечают: «Не стало сороки».И так далее.
- Ребята, ворона Карповна благодарит вас за то, что вы помогли птицам. Она прощается с нами, а в подарок оставляет вам чудесные яйца (киндер-сюрпризы). До свидания Карповна!
Заключительная часть. Рефлексия.
- Ребята, скажите пожалуйста кому мы сегодня с вами помогали? (зимующим птицам)
- В какие игры мы играли с птицами?
- Что вам понравилось больше всего?
- Я благодарю вас всех за старание. Молодцы!
- Когда вы отдохнете после занятия, мы сделаем с вами кормушку и во время прогулки повесим ее на дерево на нашем участке и насыплем в нее корму. Будем ждать прилета птиц в нашу столовую!