Анна Полякова
Конспект логопедического фронтального занятия «Формирование навыков самостоятельной связной повествовательной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического фронтального занятия.
Тема: Формирование навыков самостоятельной связной повествовательной речи.
Цели:
1. Закрепить представление о правилах смысловой связи предложений в рассказе повествовательного характера.
2. Формировать навыки первоначального программирования связного сообщения.
3. Довести объем зрительной и вербальной линейной памяти до восьми элементов.
Публикация «Конспект логопедического фронтального занятия „Формирование навыков самостоятельной связной повествовательной речи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
4. Развитие пространственного гнозиса.
Лексический материал занятия :
Рассказ "Воришка".
Наша белка очень любила конфеты.
Конфеты лежали в буфете.
Однажды из буфета пропали все сладости.
Всю неделю сладостей не давали Саше.
Как-то раз после обеда Саша наблюдал за белкой.
Белка прыгнула с корочкой хлеба на шкаф.
За шкаф решил заглянуть Саша.
Там Саша и нашел конфеты.
Рассказ "Корова и волк".
Девочка пасла около оврага корову с теленком. Вдруг из оврага выскочил волк. Он хотел схватить теленка. Но корова не дала теленка. Она прижала теленка и девочку к дереву. Корова подставила волку рога и громко замычала. Недалеко люди косили траву. Они услыхали корову, прибежали и прогнали волка.
Деформированный вариант рассказа " Корова и волк ".
Она прижала теленка и девочку к дереву. Они услыхали корову, прибежали и прогнали волка. Недалеко люди косили траву. Но корова не дала теленка. Девочка пасла около оврага корову с теленком. Корова подставила волку рога и громко замычала. Он хотел схватить теленка. Вдруг из оврага выскочил волк.
Наглядный материал:
Предметные картинки: белка(3 шт., конфета(3 шт., буфет(2 шт., сладости(2 шт., мальчик(4 шт., шкаф(2 шт.); лист ватмана с графической схемой для девяти предложений.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Ориентировочный этап.
Логопед : "Я прочитала в книге интересный рассказ и переписала его на листок бумаги, и оставила его на столе. Мой попугай прилетел на стол и поклевал бумагу. Это все видел дедушка. Он решил склеить все как было. Но дедушка старался сделать это побыстрее и не успел найти свои очки. Угадайте: где настоящий рассказ, а где лист, склеенный дедушкой? "
Детям читаются два варианта рассказа " Корова и волк ".
Рассказ повествовательного характера Деформированный вариант рассказа
Девочка пасла около оврага корову с теленком. Вдруг из оврага выскочил волк. Он хотел схватить теленка. Но корова не дала теленка. Она прижала теленка и девочку к дереву. Корова подставила волку рога и громко замычала. Недалеко люди косили траву. Они услыхали корову, прибежали и прогнали волка. Она прижала теленка и девочку к дереву. Они услыхали корову, прибежали и прогнали волка. Недалеко люди косили траву. Но корова не дала теленка. Девочка пасла около оврага корову с теленком. Корова подставила волку рога и громко замычала. Он хотел схватить теленка. Вдруг из оврага выскочил волк.
Логопед : "Скажите, почему на склеенном листе рассказ не получился?"
(Предложения "рассыпались"; невозможно представить событие.)
III. Самостоятельное составление детьми картинно-графического плана.
Логопед предлагает детям вспомнить уже знакомый рассказ " Воришка " и выстроить к нему денотативно-графический план.
Логопед : "Давайте вспомним рассказ о белке и картинками запишем его".
Дети по-очереди отбирают картинки к каждому предложению рассказа и последовательно заполняют всю схему.
в
Из
за
на
За
VI. Пересказ рассказа с опорой на часть программы.
Логопед закрывает экраном правый вертикальный ряд картинно-графической схемы и предлагает детям восстановить их содержание, ориентируясь на картинки левого вертикального ряда.
Логопед : "Давайте расскажем о том, что случилось с конфетами, глядя только на один ряд картинок. Вспоминайте, как "дружат" между собой все предложения".
V. Моделирование "поломки" смысловой программы.
Логопед незаметно для детей меняет местами третье и шестое предложения в картинно-графической схеме. Затем детям предлагается найти в плане ошибку и исправить ее.
Логопед : " Посмотрите внимательно: наши предложения "поссорились" между собой. Давайте найдем ошибку. Скажите, понятен ли стал этот рассказ? Почему рассказ не получился? Как можно исправить ошибку?"
VI. Заключительный этап.
Логопед вместе с детьми делает вывод о том, что рассказ получается тогда, когда все предложения "дружат" между собой, как колечки в елочной гирлянде.