МААМ-картинки

Конспект литературно-музыкальной композиции к юбилею М. Ю. Лермонтова для для старшей группы

нина халитова
Конспект литературно-музыкальной композиции к юбилею М. Ю. Лермонтова для для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель:

-освоение поэтического наследия М. Ю. Лермонтова.

Задачи:

Образовательные:

-знакомство с годами жизни и творчеством выдающегося русского поэта М. Ю. Лермонтова.

Развивающие:

Публикация «Конспект литературно-музыкальной композиции к юбилею М, Ю, Лермонтова для для старшей группы» размещена в разделах

-развитие музыкальных и творческих способностей детей на поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова, имеющих подлинную художественную ценность с помощью различных видов музыкальной и творческой деятельности.

Воспитывающие:

-воспитание эмоционально – ценностного отношения к поэтическому искусству своего народа;

-воспитание у детей интерес к творческому процессу, чувство самореализации и востребованности в обществе.

Оборудование и материал:

портрет М. Ю. Лермонтова (в детские годы и взрослого) иллюстрации и фотографии, отражающие жизнь и творчество поэта, иллюстрации картин М. Ю. Лермонтова «Воспоминание о Кавказе», «Тифлис», «Автопортрет», проектор, аудиоаппаратура, музыкальные композиции на стихотворения М. Ю. Лермонтова «Казачья колыбельная песня», «Парус», «Молитва», «Тучки небесные», «Выхожу один я на дорогу».

Предварительная работа:

беседы о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова, рассматривание иллюстраций и фотографий «Тарханы», «Кавказ», чтение и заучивание наизусть стихотворений «Тучи», «Белеет парус…», «Утес», «Осень», отрывка из стихотворения «Бородино».

Ход:

Педагог приглашает детей рассмотреть выставку фотографий о жизни и творчестве поэта М. Ю. Лермонтова.

15 октября 2019 года исполнилось 205 лет со дня рождения выдающегося поэта М. Ю. Лермонтова. Наш литературный музыкальный вечер посвящен его памяти.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 г. в Москве. Отец – Юрий Петрович Лермонтов носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода. Мать – Марья Михайловна происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.

Мамы у поэта не стало, когда малышу еще не исполнилось и 3 года, но он хорошо запомнил колыбельные песни, которые она ему пела у колыбели. Лермонтов вспоминал : «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал, ее не могу вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать».

Прослушивание музыкальной композиции «Казачья колыбельная песня».

Вероятно, смутные воспоминания о звуках материнской песни, которая не раз звучала над его колыбелью, навеяли строки стихотворения «Ангел».

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;

И месяц и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под пущами райских садов;

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез;

И звук его песни в душе молодой

Остался – без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна;

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

Воспитывала Михаила Юрьевича, его бабушка Елизавета Алексеевна в своем родовом поместье «Тарханы» Пензенской губернии. Мальчик не остался с папой, так как, его отец был беден, и жалование капитана не позволяло дать сыну хорошее образование. Елизавета Алексеевна окружила внука заботой и лаской, не жалея средств на развитие многообразных талантов Михаила.

Рассматривание фотографий усадьбы «Тарханы».

С детских лет Михаил Юрьевич писал стихи, рисовал, увлекался музыкой, в совершенстве овладел французским и немецким языками. Но семейная драма наложила свой отпечаток на характер поэта. Сердце мальчика разрывалось между доброй бабушкой и любимым отцом. Эти чувства Лермонтов выразил в стихах.

Ужасная судьба отца и сына –

Жить разно и в разлуке умереть…

Но ты простишь мне! Я ль виновен в том,

Что люди угасить в душе моей хотели

Огонь Божественный, от самой колыбели

Горевший в ней, оправданный творцом?

В детстве Лермонтов много болел. Тяжелый недуг надолго приковывал его к постели, приучал к задумчивости и одиночеству. Тогда Елизавета Алексеевна уехала с внуком для лечения на Кавказ. И еще несколько раз они туда возвращались. Эти поездки принесли Лермонтову столько впечатлений : незабываемы была его поездка на лошадях через всю Россию и пребывание на Кавказе. Все, что видел мальчик в дороге - родные просторы России, природа Кавказа - навсегда запомнились и нашли свое отражение в будущем творчестве поэта. На Кавказе он впервые увидел снежные вершины гор, бьющие на Машуке серные источники, степь на десятки верст, бурные и быстрые реки.

Чтение отрывка из стихотворения «Кавказ».

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

Природа наделила поэта великими способностями. Он был удивительно музыкален - играл на скрипке, фортепиано, пел и сочинял музыку на свои собственные стихи.

Обдумывая стихотворные строки, Лермонтов любил рисовать и по свидетельству его родственника Лермонтов начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. И, если бы он занимался профессионально живописью, то мог бы стать настоящим художником.

Рассматривание иллюстраций картин, написанных М. Ю. Лермонтовым.

Когда Михаил Лермонтов окончил Московскую юнкерскую школу и впервые надел офицерский костюм, бабушка заказала художнику парадный портрет внука.

Рассматривание фотографии М. Ю. Лермонтова в офицерском костюме.

На нем мы видим гвардейца с правильными чертами лица: высокий лоб, строгие карие глаза, прямой правильный нос, щегольские усики над пухлыми губами. Печально-взволнованные глаза передают его задумчивое, часто грустное настроение.

Со временем Лермонтов уезжает в Петербург и однажды, бродя по берегу Финского залива, он пишет стихотворение «Парус». Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями.

«Парус»

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?.

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит.

Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой.

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

После чтения стихотворения М. Ю. Лермонтова исполняется музыкальная композиция по мотивам стихотворения "Белеет парус…" (дети изображают волны моря и одинокий парусник, плывущий по волнам).

Самым любимым поэтом для Лермонтова был А. С. Пушкин. Они были дружны. Однако на дуэли Пушкин был смертельно ранен. На следующий день М. Ю. Лермонтов опечаленный таким известием, написал стихотворение «Смерть поэта»

Чтение отрывка из стихотворения «Смерть поэта»

Погиб поэт! – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой,

Со свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой.

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде…и убит!

За строки этого стихотворения поэт был арестован. Под арестом к нему пускали только его камердинера, приносившего обед. Лермонтов велел заворачивать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью сажи и спички написал несколько стихотворений. В числе которых «Молитва»

Прослушивание музыкальной композиции «Молитва.

Направляясь в свою первую ссылку, он на месяц задержался в Москве, которая готовилась к большому торжеству - 25-летию Бородинского сражения. Поэт пишет стихотворение «Бородино»

Инсценировка отрывка из стихотворенья «Бородино».

1 ребенок.

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

2 ребенок.

Ведь были ж схватки боевые?

Да, говорят, еще какие!

Не даром, помнит вся Россия

Про день Бородина!»

3 ребенок.

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля.

Не будь на то господня воля (крестится)

Не отдали б Москвы!

Все:

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в бородинский бой.

Мальчики исполняют марш. Построение в шеренгу.

Дети:

Клянемся мы героям быть первыми во всем,

Их славу не уроним и дальше пронесем.

Клянемся, клянемся, клянемся.

Стихи Лермонтова по сей день зажигают душу стремлением к добру, к красоте и жизни. Хотя они и полны грусти, за этой грустью жила его любовь к Родине.

Дети читают стихотворения Лермонтова о природе.

Осень

Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою

Уж не любит, меж цветов,

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл, и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится - и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

После участия в боевых действиях на Кавказе Лермонтов уезжает в отпуск в Санкт-Петербург. По окончании отпуска Михаил Юрьевич навсегда покидает Петербург. Перед отъездом он написал стихотворение «Тучи». Когда поэт прочел это стихотворение при прощании с друзьями, глаза были полны слез. Он чувствовал, что больше сюда не вернется. Лермонтов возвращается на Кавказ и живет в Пятигорске.

Дети читают стихотворение «Тучи»

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

На слова этого стихотворения была написана музыка.

Прослушивание музыкальной композиции «Тучки небесные».

Следующее стихотворение, которое нам сейчас прочитают, было написано Михаилом Юрьевичем в Пятигорске и это одно из последних его стихотворений.

«Утёс»

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко

И тихонько плачет он в пустыне.

В предчувствии роковых событий Лермонтов пишет стихотворение «Выхожу один я на дорогу».

Прослушивание музыкальной композиции «Выхожу один я на дорогу».

Трагические события произошли 13 июля 1841 года. Лермонтова вызвал на дуэль молодой офицер Мартынов. Дуэль состоялась 15 июля, где Лермонтов был смертельно ранен. Михаил Юрьевич был похоронен на Пятигорском кладбище. Позднее по просьбе бабушки поэт был перезахоронен в Тарханах в фамильном склепе.

Вот так печально закончилась жизнь и творчество выдающегося поэта, музыканта, художника М. Ю. Лермонтова. Сколько замечательных художественных произведений он создал за свою непродолжительную жизнь.

Мы надеемся, что услышанное вами сегодня оставит след в вашей душе и может быть, некоторые из вас в скором времени откроют для себя нового поэта, великого поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова.

И память об этом великом и талантливом человеке мы будем хранить вечно!

Публикации по теме:

«Мир дому твоему». Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 70-летию Победы«Мир дому твоему». Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 70-летию Победы Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 70-летию Победы "Мир дому твоему. " Сценарий ко Дню Победы разработала и прислала:.

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Портреты осенних деревьев» для подготовительной группы Уважаемые коллеги! Я приглашаю Вас на литературно-музвкальную гостинную "Портреты осенних деревьев".Мне очень нравится проводить подобные.

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Унылая пора! Очей очарованье!»Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Унылая пора! Очей очарованье!» Соавторы данного мероприятия: Анахина Л. В., Задурова Л. Е., Проскурникова Л. А., Алексеева Ю. Н., Рыбинцева Т. В., Шоль Г. В. Цель: Обогатить.

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Дети блокадного Ленинграда»Сценарий литературно-музыкальной композиции «Дети блокадного Ленинграда» Цель мероприятия: Развивать нравственно-патриотические качества у дошкольников. Задачи: Расширить знания детей о жизни детей во время войны. Развивать.

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Есть у каждого город, в котором он рос. Город-герой Севастополь»Сценарий литературно-музыкальной композиции «Есть у каждого город, в котором он рос. Город-герой Севастополь» Сценарий литературно-музыкальной композиции «Есть у каждого город, в котором он рос» Каждый год в нашем городе проходит конкурс «Сталинградская.

Сценарий литературно-музыкальной композиции к 75-й годовщине Победы «Пусть будет мир!» (подготовительная группа) Ведущая: Сегодня будет день воспоминаний И в сердце тесно от высоких слов. Сегодня будет день напоминаний О подвиге и доблести отцов. (на.

Сценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню Победы «Чтобы помнили» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню Победы «Чтобы помнили» для детей старшего дошкольного возраста Гаснет свет Танец «Ангелы со свечами» После танца замирают. Голос за кадром: Помните! Через века, через года – Помните! О тех, кто уже.

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Летняя радуга» Художник-мальчик: От добра, любви и цвета Раскраснелось чудо-лето! Колосится в поле рожь, Скачет, скачет летний дождь! Зреют травы, зреют.

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Планета детства» Литературно-музыкальная композиция «Планета детства».1. Здравствуй, детская планета! Ты теплом сердец согрета. На планете той народ Очень.

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Сегодня здоровая молодёжь — завтра здоровая нация!» для школьной агитбригады Районный смотр-конкурс агитбригад и плакатов «Мы здоровью скажем: «Да!» Сценарий литературно-музыкальной композиции «Сегодня здоровая молодёжь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект литературно-музыкальной композиции к юбилею М. Ю. Лермонтова для для старшей группы
Опубликовано: 10 января 2024 в 19:05
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект литературно-музыкальной композиции к юбилею М. Ю. Лермонтова для для старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем нина халитова (УИ 498542) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД