Наталья Никанина
Конспект лексико-грамматического занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Продукты питания»
▼ Скачать + Заказать документы
Никанина Наталья Валерьевна
Учитель-логопед
высшей квалификационной категории
БДОУ г. Омска «Детский сад № 191
компенсирующего вида»
Конспект лексико-грамматического занятия по развитию
связной речи в старшей группе на тему «Продукты питания»
для детей с тяжелыми нарушениями речи
Виды деятельности: познавательная, игровая, двигательная, исследовательская, коммуникативная.
Публикация «Конспект лексико-грамматического занятия по развитию речи в старшей группе на тему „Продукты питания“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Продукты питания
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Форма организации детей:
- групповая.
Формы организации совместной деятельности:
-совместные действия педагога и детей;
-подгрупповая работа детей;
- индивидуальная работа детей;
-действия по словесной инструкции;
Методы организации:
- наглядные: демонстрация ( презентация: рассматривание (Игра «Магазин», «Пирожки с начинкой», «Холодильник»).
- словесные: беседа, объяснение, координация речи и движений, чтение рассказа «Сушки с веснушками»;
- игровые: дидактическая игра, игровое упражнение;
- работа с раздаточным материалом.
ТЕМА: «Продукты». Пересказ текста «Сушки с веснушками» по опорным картинкам
Цель: совершенствовать умение детей пересказывать близко к тексту;
Компетенции (задачи)
Образовательные: активизировать словарный запас по теме; уточнить и систематизировать знания детей по теме; закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными; совершенствовать умение пересказывать текст по опорным картинкам; формировать творческие способности.
Коррекционные: совершенствовать грамматический строй речи; формировать двигательные навыки и координацию речи с движениями; формировать умение использовать в речи распространенное предложение; закрепить умение образовывать слова существительные суффиксальным способом.
Развивающие : развивать слуховое внимание, логическое мышление, зрительную память; развивать подвижность мимических мышц.
Воспитательные : прививать навыки умения слушать товарища и не перебивать.
Оборудование и материалы:
- демонстрационные: опорные картинки для пересказа, картинки к игре «Магазин»;
- раздаточные: линейка и картинки к игре «Магазин»; картинки к игре «Холодильник», сигнальчики для самооценки детей;
Предварительная работа: наращивание активного словаря по темам «Продукты».
Оргмомент
- Ребята, на прошлом занятии мы читали стихотворение Юлиана Тувим «Овощи». - Где хозяйка покупала овощи? Что она приготовила из овощей? Что ещё можно приготовить из овощей? Овощи - это что? Правильно, это продукты питания. А где ещё можно купить продукты питания? (Ответы детей)
- Ребята, вы уже много знаете о продуктах питания. А мы могли бы помочь хозяйке и предложить свои варианты блюд из продуктов питания?
- Сегодня на занятии мы будем закреплять те знания, которые вы уже получили на предыдущем занятии и узнаем что-то новое. Как вы думаете, ребята, какая тема нашего занятия? (Ответы детей) - Правильно, тема нашего занятия продукты питания и пересказ рассказа «Сушки с веснушками». Цель нашего занятия, - это закрепить полученные знания о продуктах питания. Верно, чтобы помочь хозяйке, мы расскажем о продуктах питания и отправим ей видео нашего занятия.
- Сегодня на занятии мы узнаем : для чего нужны продукты; в каких продуктах содержатся витамины и чем они полезны; выполним глазодвигательную, пальчиковую и дыхательную гимнастику; поиграем в игру «Магазин»; «Пирожки с начинкой»; будем работать с предлогами; пересказывать рассказ «Сушки с веснушками». Работать будем подгруппой, парами и индивидуально. За каждое задание, вы будете оценивать себя с помощью полочек в холодильнике и продуктов питания.
- Если ответ правильный, то поставим, выбранный вами продукт на какую полку? - Если была допущена одна ошибка, поставим продукты на какую полку? - Если было допущено несколько ошибок, поставим продукты на какую полку?
- Для чего нам нужны продукты питания? Какие бывают продукты питания?
- Ребята, вы знаете, где можно купить продукты. В магазине. Как называется магазин, в котором продают продукты? Предлагаю вам поиграть в игру «Продуктовый магазин».
1. Игра «Продуктовый магазин» (Дети выполняют задание индивидуально).
Существуют разные группы продуктов, в зависимости от того, из чего они сделаны, все продукты в продуктовом магазине находятся в разных отделах. Вам нужно разложить продукты по отделам.
- У тебя какой отдел? (Ответы детей)
Дети выполняют задание. Затем проверяем.
- Теперь вы знаете в какой отдел вам идти за тем или иным продуктом.
- Оцените себя за это задание?
- Ребята, а с продуктами питания что поступает в наш организм?
- Правильно, это витамины. А для чего нам нужны витамины?
2. Работа с компьютером (Презентация о том что такое витамины и для чего они нам нужны)
- В полезных продуктах есть витамины. А давайте с вами разберём, что такое витамины? Первые витамины появились около 100 лет тому назад. Слово «Витамины» - в переводе с латинского «Дающий жизнь». Витамины делят на разные группы. Например, витамин Витамин А - это витамин роста и ещё очень важен для зрения. Витамин С отличное средство в борьбе с простудными заболеваниями. Витамин Д делает вас сильными и крепкими. Витамин Б укрепляет иммунитет и укрепляет работу мышц. Человеку нужны разные витамины. Если витаминов не хватает, то человек начинает болеть, становится слабым, уставшим, у него снижается зрение, портятся зубы.
Вывод: Чтобы быть здоровым, надо питаться разнообразной пищей.
- Ребята, в каких продуктах содержатся витамины группы Б? (В хлебе)
- Назовите хлебобулочные изделия.
3. Глазодвигательная гимнастика «Сушки».
- Ребята, вы с воспитателем слепили сушки из теста. Вот какие красивые получились сушки. Сейчас мы выполним глазодвигательную гимнастику. Глазами, не поворачивая головы, следим за сушками. (Мультимедийная презентация для глазодвигательной гимнастики).
3. Физкультминутка – логоритмика.
Холодильник открываем (имитация открывания холодильника одной рукой,
Пачку масла вынимаем (наклон вперед, изобразить движения руками вперёд к груди,
Колбасу, сметану, сыр,
Йогурт, ряженку, кефир (хлопки перед собой на каждое слово,
Не забудем торт и фрукты, (руки перед собой округлить, присесть, руки в стороны).
Что достали мы? Продукты.
4. Упражнение «Для каких продуктов нужен холодильник?» (Дети выполняют задание под музыку, работают в парах).
- Соедините с холодильником продукты питания, которые нужно хранить в холодильнике.
- Поменяйтесь заданиями. Проверьте друг друга. Какое задание вы выполняли?
- Оцените себя за это задание.
5. Упражнение «Пирожки с начинкой»
- Ребята, что можно испечь? Правильно. А теперь, я хочу вас угостить пирожками. Пирожки у меня с разной начинкой. Этот пирожок с капустой, значит какая в нём начинка?
- Это пирожок с грибами. Начинка в нем какая?
- Это пирожок с рыбой. Значит начинка?
- Это пирожок картофелем. Значит в нём начинка какая?
- Это пирожок с морковью. Значит в нём начинка какая?
- Это пирожок с ягодами. Значит в нём начинка какая?
- Это пирожок с мясом. Значит в нём начинка какая?
- Какое упражнение вы выполняли? - Оцените себя за это задание.
6. Работа с предлогами. (Дети работают индивидуально).
Молоко в холодильнике. Пирожки на столе. Сметана между молоком и кефиром
- Проверьте задание друг у друга. - Какое задание вы выполняли?
- Оцените себя за это задание.
7. Пересказ рассказа «Сушки с веснушками»
Саша с Машей едят сушки. Не довольна Саша:
— У меня смешные сушки! На них веснушки, я не буду их есть. Это надо суметь в сушки засунуть веснушки!
— Не шуми, Саша, это не веснушки, а мак. Смешивают тесто с маком и пекут. Поешь, они вкусные!
— Ясно! Дай-ка мне ту, где веснушек побольше!
Вопросы к рассказу:
- Что ели Саша с Машей? - Почему Саша была недовольна? - Что она сказала? - Что ей ответила Маша? - Что было дальше?
8. Физминутка - игра на внимание «Сушки-рыбки-овощи»
Ребята, чтобы вас запутать, я буду показывать одно, а говорить другое. Например, показывать овощи, а говорить рыбки. Будьте внимательными и делайте то, что я говорю.
9. Упражнение «Дуем на горячий чай» : вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох, подуть на горячий чай (выдох). Пересказ рассказа логопедом и детьми по цепочке.
- Рассказ какой пары вам понравился больше всего? Кто полностью справился с пересказом без моей помощи?
- Оцените себя за два задания, пересказ рассказа и за игру на внимание.
10. Итог занятия
- О чём мы сегодня говорили? - Что нового вы узнали сегодня? - Ребята, а что вы узнали про витамины? - Для чего человеку нужны витамины? - Какие задания вам понравились больше всего? - Какие задания вызвали затруднения? - Посмотрите на свои полочки в холодильнике. Ребята, у которых все продукты в холодильнике находятся на верхней полке, вы теперь «Знатоки правильного питания». Ребята, у которых продукты есть и на средней полке, вам нужно ещё заниматься по этой теме, чтобы побольше узнать о продуктах питания. - Почему ты считаешь, что ты работал хорошо?
- На занятии мы закрепили знания о продуктах питания. Посмотрев наше занятие, хозяйка приготовит вкусные и полезные блюда.
- На следующем занятие вы узнаете, почему продукты нужно хранить в холодильнике и каким был самый первый холодильник.
- Занятие окончено. Все молодцы.