Фарухшина Наталья Михайловна
Конспект культурно-досуговой деятельности для детей 5–7 лет «В гостях у Федоры Фольклоровны»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект культурно - досуговой деятельности для детей 5-7 лет
«В гостях у Федоры Фольклоровны».
Цель:
Ознакомление старших дошкольников с художественной литературой через драматизацию русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».
Приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества.
Задачи:
Публикация «Конспект культурно-досуговой деятельности для детей 5–7 лет „В гостях у Федоры Фольклоровны“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Чуковский. Сценарии развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
1. Закрепить знания о жанрах и видах русского народного устного творчества.
2. Познакомить с характерными чертами русского фольклора.
3. Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.
4. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского
народного творчества.
5. Развитие творческих способностей дошкольников и умения
находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
6. Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и
преображение богатого опыта русских традиций.
7. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя,
выразительности интонации и фонематического слуха.
Предварительная работа:
1. Выставка книг и иллюстраций устного народного творчества;
2. Коллективное чтение фольклорных произведений;
3. Заучивание наизусть малых форм устного народного творчества;
4. Игры-драматизации с использованием русских народных костюмов, игры-инсценировки с разными видами театра (бибабо, настольный театр игрушек, пальчиковый);
5. Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни, хороводы;
6. Творческие мастерские по изготовлению атрибутов и костюмов к русской народной сказке.
Ход занятия:
Ребята, мы сегодня собрались с вами, чтобы отправиться в очень увлекательное путешествие. А догадаться, куда же мы отправимся, вам поможет стихотворение, которое я вам расскажу. Слушайте внимательно.
Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось.
Чтоб никто не грустил и никто не скучал
Сам народ песни, сказки, былины слагал.
С колыбельными песнями деток качали.
Пестушки и потешки в избах звучали.
В поговорках, пословицах мудрость жила
И до нашего времени славно дошла.
О чем это стихотворение? (Об устном народном творчестве). Правильно.
А почему такое творчество называется устным? (Потому что уста- это губы. И в старину и сказки, и колыбельные песенки и потешки рассказывали. А не записывали.)
А почему называется народным? (Потому что придумывались простыми людьми и передавались от родителей детям, внукам и т. д.)
А как одним словом можно назвать устное народное творчество? (фольклор)
Фольклор в переводе с англ. народная мудрость.
И прямо сейчас мы отправимся в гости к хранительнице русского народного фольклора, к Федоре Фольклоровне. Вставайте. Беритесь за руки и пойдем неизведанными тропками и загадочными дорожками…
(Идут хороводами под музыку.)
Здравствуйте, дети! Меня зовут Федора Фольклоровна. Как я рада, что вы ко мне в гости пришли! Сейчас вы находитесь в моей горнице. У меня для вас есть волшебный сундучок. (Достает) Вот сундучок, не простой, расписной, с секретом. Нет в сундучке ни злата, ни серебра, нет в нем алых ленточек и разноцветных платочков, а живут здесь разные загадки. Я вам их загадаю, а ответы вы сможете увидеть в моей горнице.
В избе- изба
На избе – труба
Зашумело в избе.
Загудело в трубе.
Видит пламя народ.
А тушить не идет.
(Печь)
Стоит толстячок
Подбоченивши бочок
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит.
(Самовар)
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Красные щечки
Пестрые платочки.
(Матрешки)
Молодцы, все загадки отгадали. Давайте посмотрим, что еще в волшебном сундучке живет. Это надо произнести четко и быстро. Что это? (Скороговорка)
Какие вы знаете скороговорки?
Около кола колокола.
У елки иголки колки.
Хорош пирожок внутри творожок.
Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.
Хороши детки ваши язычки. Посмотрим, что еще живет в моем волшебном сундучке. Это потешки. Кто хочет рассказать потешку? (Дети подходят достают игрушку и рассказывают потешки)
Божья коровка,
Черная головка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.
Лиса по лесу ходила,
Звонки песни выводила,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела.
Себе- двое,
Мужу- трое
И детишкам
По лаптишкам.
Кот на печку пошел-
Горшок каши нашел.
На печи калачи,
Как огонь, горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются.
Продолжим рассматривать, что еще живет в волшебном сундучке. А еще в моем сундучке живет русская народная сказка. (Достала сказку «Петушок и бобовое зернышко»).
Большой удивительный мир устного народного творчества, и мы сегодня отправимся в сказку.
Книга открывается.
Чудо начинается!
Рассказчица:
На красивейшей земле, на родной на стороне.
Солнце утречком вставало, нашу сказку начинало…
Выходит петушок :
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Ты нас всех обогрей!
Затем выходят курочка и цыплята.
Песня «Петухи запели, утром рано-рано»
Цыплята: 1) Петя-Петя петушок
Золотистый гребешок
Пестрый хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
2) Шитый золотом мундир.
Во дворе ты командир.
Спой нам песню петушок.
Кукарекни хоть разок!
Ведь там где песня льется, легче и живется.
Петушок: Ладно, ладно, так и быть
Уж меня уговорить
Вы умеете всегда.
Начинаем?
Цыплята: Да! Да! Да!
Петушок: О! Вот бобовое зерно!
Видно вкусное оно!
Я сейчас его склюю,
А потом для вас спою.
(Петушок клюет, кашляет, цыплята под музыку суетятся вокруг петушка, машут руками, держатся за голову)
Цыплята: Караул! Беда! Беда! Помогите! Все сюда!
Курочка: (вбегает с ведрами)
Что случилось?
Я бежала, всю водицу расплескала!
Цыпленок 1: Подавился наш дружок,
Петя, Петя, петушок!
Курочка: Расскажи-ка, сделай милость,
Как же это приключилось?
Петушок: (охрипшим голосом)
Подавился я бобком.
В горле он засел моем.
Маслица мне принеси.
У хозяюшки спроси.
Смажу горлышко скорее.
Проглотить бобок сумею.
Курочка: Ладно, потерпи чуть-чуть.
Раздобуду что-нибудь.
Я к хозяйке поспешу
Помощи я попрошу!
Доброму то человеку помощь не в убыток.
(Уходит под музыку, встречается с Хозяюшкой)
Хозяюшка: Хорошая хозяюшка,
Зовут все так меня.
Соседи и знакомые
И даже вся родня.
Ведь для людей хороших
Открыта дверь моя.
Когда приходят гости в дом
Им очень рада я.
Ах вы. гости- господа,
Заходите в ворота!
Игра: «Золотые ворота»
Ой, спасибо угодили!
У меня вы погостили
Приходите, и не раз
Буду рада видеть вас.
Хозяюшка: Что за крики во весь двор?
Может к нам забрался вор?
Курочка: Нет хозяйка – это Петя
Растревожил всех на свете.
Хозяюшка: Что случилось с петушком?
Курочка: Подавился он бобком
И не может протолкнуть,
Не взглотнуть и не вздохнуть.
Дай, мне маслица немножко.
Хозяюшка: Я б дала, да нет ни крошки
В доме масла. Вот беда!
Курочка: Что же делать-то тогда?
Хозяюшка: (обняв курочку за плечи)
Ты немножко помоги
И к коровушке беги.
Молочка её проси
И сюда скорей неси.
Ступку я возьму свою
Мигом маслица собью.
Курочка: (подпрыгивая от радости)
Петю-петушка спасем!
Побегу за молочком.
Курочка бежит к коровушке, та гуляет по лужку, собирает ромашки. Звучит песня «Ромашковая Русь».
Курочка: Ох, коровушка привет!
Коровушка: Сколько зим и сколько лет.
Что же ты так запыхалась?
Курочка: Да бежать к тебе старалась!
Коровушка: Расскажи-ка, сделай милость.
Что за спешка? Что случилось?
Курочка: Горе с Петей-петушком.
Подавился он бобком.
И не может протолкнуть,
Не взглотнуть и не вздохнуть.
Коровушка: Чем же я помочь смогу?
Петя там – я на лугу.
Курочка: Ох, коровка, выручай!
Молочка немножко дай.
Я ведерко с молоком
Отнесу хозяйке в дом.
Молоко она возьмет.
Маслица чуток собьет.
Смажет горло петушок
И проглотит он бобок.
Коровушка: Я бы рада, да пока
Нет ни капли молока.
Добеги до косарей.
Постарайся поскорей!
Начался покос с утра!
Курочка: Мигом сбегаю! Ура!
Коровушка: (останавливает)
Это ж надо попросить
Свежей травки накосить.
Травку солнышко подсушит
Ох, и вкусно будет кушать!
Я ромашки вот жевала,
С них, как видишь, толку мало.
Коль коровку не накормишь, молока и не надоишь.
Девица: Звонко льется над лугами
Песня душу веселя.
Вышли девушки с граблями
Ходят сено шевеля.
Девица: Пахнет клевером и мятой.
Ох, и жарко же с утра!
Как же, девочки, приятно…
Сенокосная пора.
Танец «Сенокосная пора».
(Вышли косари.)
Косари: Солнце нежно на рассвете
Зажигает россыпь рос.
На лугу в начале лета
Слышен звон веселых кос.
Пот смахну со лба соленый.
Полдень жаркий, манит в тень.
Не до отдыха, ведь кормит
Зиму всю июньский день.
Курочка: С добрым утром! Как дела?
Я за сеном к вам пришла!
Косари: Мы не против накосить.
Ну а чем помочь? Проси.
Курочка: Горе с Петей-петушком.
Подавился он бобком.
И не может протолкнуть,
Не взглотнуть и не вздохнуть.
Косари: Подавился? Так не гоже!
Но, а сено, чем поможет?
Курочка: Расскажу вам по секрету
Я коровке сено это отнесу
Она пусть поест его, потом
Даст ведерко с молоком.
Я ведерко с молоком
Отнесу хозяйке в дом.
Молоко она возьмет.
Маслица чуток собьет.
Смажет горло петушок
И проглотит он бобок.
Косари: Петушку помочь мы рады
Только нам сначала надо
По хорошей взять косе
Износились эти все.
Курочка ты не робей
К кузнецам беги скорей.
Лишь на остру косу. много сенокоса.
(Курочка побежала.)
Кузнец: Я кузнец народный мастер
Кую я косы и мечи.
И никогда не потухает,
Живой огонь в моей печи.
Музыкальная композиция «Во кузнеце»
Курочка: Добрый день, вам кузнецы!
Помогите, молодцы!
Косы сделать очень нужно.
Вы возьмитесь вместе дружно.
Кузнецы: А зачем коса нужна?
Курочка: Травки накосить сполна.
С Петей очень-очень худо.
Кузнец: Что ж расспрашивать не буду.
Мы любой работе рады.
Если надо, значит надо.
Будем помогать друг другу
И не будет в жизни туго.
Кузнецы: Косы острые новы
Много выкосят травы
Ты бери их поскорей.
Да беги до косарей!
(Отдает косы, косари косят под музыку, отдают сено курочке.)
Косари: Будет петушку подмога
Бери сено и в дорогу.
(Курочка отдает сено корове)
Коровушка: Сено свежее разнотравное.
Эх, медовое! Эх, душистое!
Молоко мое вкусное, славное
Ох и жирное, сливки чистые!
(Курочка несет хозяйке, та выливает в ступку взбивает, дает масло.)
Хозяюшка: Вот и маслица горшок,
Чтоб здоров был петушок.
(Курочка берет масло бежит к петушку.)
Курочка: Живо расходитесь прочь.
Дайте петушку помочь!
Петушок: Ку-ка-ре-ку! Я спасен!
Ах, ты курочка-пеструшка!
Настоящая подружка!
Прибегала, помогала
И в беде не оставляла.
Песню лучшую свою
Я вам всем сейчас спою.
Ку-ка-ре-ку!
Песенка «Ах ты Петя-петушок»
Расказщица: Ну что гости дорогие!
Понравилась вам наша сказочка?
Вот так, все вместе выручили петушка из беды!
Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.
Сказка ложь, да в ней намек,
Будет каждому урок!
Я очень рада, что вы узнали и полюбили устное народное творчество. Давайте пронесем эту любовь через всю свою жизнь и поделимся ею со своими близкими.