Марина Лапкина
Конспект коррекционного занятия в старшей группе детей с нарушением зрения «Путешествие в мир природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Части занятия:
1. Гимнастика для глаз.
2. Дидактическое упражнение «Живой лес».
3. Игра «Кто скажет, кто знает, какой лес бывает?».
4. Беседа о птицах с музыкальной загадкой.
5. Пальчиковая гимнастика «Паучок».
6. Конструирование «Гнезда для птиц».
7. Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик».
8. Релаксация «Очарование».
9. Беседа о лесе и его обитателях.
10. Дидактическая игра «Найди на ощупь».
11. Логоритмика «Лесные звери».
12. Дидактическая игра «Узнай по запаху».
13. Игра «Правила поведения в лесу».
14. Пение песни «Добрый лес».
Публикация «Конспект коррекционного занятия в старшей группе детей с нарушением зрения „Путешествие в мир природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
Материал, используемый на занятии:
1.«Бивизотренер» для выработки бинокулярного зрения.
2. Аудиокассета «Голоса птиц».
3. Музыка Ф. Маршетти «Очарование».
4. Карта путешествия, волшебная палочка, колпачки.
5. Цветные карандаши.
6. Песок, камни, ракушки, счётные палочки.
7. Мешочки с плодами (каштан, орехи, шишки, жёлуди).
8. Мешочки с лекарственными травами (валериана, мята, лаванда).
9. Знаки с изображением правил поведения в лесу.
Задачи:
1. Формировать у детей экологически грамотное отношение к природе, закреплять понятие о взаимосвязи животного и растительного мира с человеком.
2. Закрепить знания детей о деревьях: название, внешний вид, плод, лист. Систематизировать знания о некоторых особенностях строения деревьев.
3. Расширять представления о перелетных и зимующих птицах: внешний вид, гнездование, пение, помощь человека.
4. Развивать мелкую моторику пальцев рук и ног. Учить использовать различные анализаторы в разных видах деятельности.
5. Развивать зрительно-двигательную координацию, тактильные ощущения, стимулировать и активизировать способность к воспроизведению предмета по точкам, силуэтному изображению.
6. Научить детей слышать звуки природы, прислушиваться, эмоционально на них реагировать.
7. Воспитывать умение беречь и охранять природу.
Ход занятия:
-Дети, сегодня у нас необычное занятие: мы отправимся с вами в путешествие в мир природы. Все у нас будет необычно.
-Я буду не педагог, а «лесная фея», а вы будете моими помощниками «лесными гномами».
-Я-волшебница и пришла к вам не с пустыми руками. У меня есть волшебная палочка.
-Я взмахну ею, и вы превратитесь в гномов (одевают колпачки).
-Еще у меня есть карта, на которой схематично изображены наши помощники.
-Назовите их (глаза, ухо, рука, нога, туловище, нос, рот). Они будут нам помогать. Итак, в путь.
-Как вы думаете, что означает первый указатель на карте?
(Глаза). Давайте подготовим наши глаза к путешествию.
Снять очки (проводится гимнастика для глаз).
В небе солнышко сияет (глаза вверх,
В речке рыбок веселит (посмотреть вниз,
Ветер листьями играет (следить за движениями рук над головой,
А сова спокойно спит (глаза закрыть).
Ей приснился сладкий сон (широко открыть глаза) Вот бы не кончался он (часто поморгать).
-Ребята, а теперь оденьте очки. Послушайте, какие задания должны выполнить наши глаза.
1. Соединив точки, надо посмотреть, что же получится? Какое это животное?
2. Обвести трафареты, и назвать с какого дерева лист.
3. Нарисовать через стекло изображение. Пройдите к столам и выберите, что будете делать. Назовите, что у вас получилось на рисунках. Где все это можно встретить?
(Дети называют: листья деревьев, грибы, ягоды, животных).
-А сейчас мы поиграем в словесную игру «Кто скажет, кто знает, какой лес бывает?»
Любит подберезовик лес, какой? (березовый). Дуб налево, дуб направо. Это что у нас? (дубрава). Сосны вышли на бугор. Лес, какой? (сосновый бор). Любит подосиновик лес, какой? (осиновый).
-Дети, скажите, кому нужен лес?
Ответы:
1. В лесу чистый свежий воздух.
2. Это дом для животных, птиц, насекомых.
3. Из древесины делают бумагу, мебель, дом.
4От леса человек получает грибы, ягоды, орехи.
Продолжаем путешествие.
-О чем говорит следующий указатель? (ухо). Нам предстоит что-то послушать. Присядьте на коврик и послушайте звуки природы. Какие звуки вы услышали?
(пение птиц).
-Голоса, каких птиц вы услышали? (воробья, синицы, голубя, соловья, вороны, журавля, утки).
-Молодцы, вы внимательно слушали и узнали птиц по голосам. Какие птицы возвращаются к нам весной? (Жаворонки, скворцы, грачи, журавли, ласточки, стрижи, дикие утки).
-Чем занимаются птицы весной?
-Ответы:
1. Птицы приводят в порядок свое жилье.
2. Строят новые гнезда.
-Из чего птицы строят гнезда?
(Ответы):
1. Грачи строят гнезда из длинных прутьев на высоких деревьях.
2. Жаворонок вьет гнездо в траве.
3. Скворцы занимают скворечники, которые для них построили люди.
4. Ласточки вьют гнезда из глины и травы, соединяя их собственной слюной).
-Ваше новое задание подскажет новый указатель. Что это?
(Рука). Чтобы руки хорошо трудились надо их потренировать.
«Паучина» (пальчиковая гимнастика)
Пау-паучина паутину шил,
Вдруг закапал дождик, паутину смыл.
Выглянуло солнце, Стало подсыхать.
Пау-паучина трудится опять.
-А сейчас подойдите к столам и постройте домики для птиц из разных материалов. Кто из чего хочет выложить гнездышко?
(Дети по желанию выкладывают скворечник, ласточкино гнездо, гнездо жаворонка. Выкладывают под песню «Здравствуйте, птицы»).
-Готовы скворечники, можно селиться. Готовы дома-терема.
-Давайте снова подойдем к карте. Какой следующий знак (нога). Что же интересное задание ждет нас впереди? Посмотрите на полянку, сколько на ней грибов, но собирать их нежно
не руками, а пальцами ног. Снимите носочки, и, захватывая грибы пальцами ног, соберите их в свое ведерко.
- Вы хорошо потрудились, собрали все грибы, а теперь ложитесь солнышком на полянку, с вами поиграет солнечный зайчик.
- Снимите очки, положите на животики, следите за лучиком.
-А теперь закройте глазки, пусть они отдохнут.
(Релаксация под музыку).
-Оденьте очки. Наше путешествие продолжается. Что подскажет следующий указатель на карте? (Человек). Что бы это могло быть?
(Выходит царь Берендей с корзиной).
Царь: Здравствуйте, гномы! Царь лесной я - Берендей.
Друг всех птиц и всех зверей.
В чаще я лесной живу,
К людям редко выхожу.
Мое царство всех чудесней.
Шум листвы и птичьи песни,
Мягкие перины мха
И журчанье ручейка.
Скачут белочки-резвушки,
Еж бежит, шурша травой,
И медведи всем семейством
Топают на водопой.
По лесу весь день брожу,
Охраняю тишину,
И со всем лесным народом
Разговаривать могут.
-Вот я сейчас и проверю, что вы знаете о лесе, о зверях и птицах.
1. Кого называют лесным доктором? (Дятел).
2. Кто является санитаром леса? (Муравьи, волки).
3. Какой зверь всю жизнь проводит под землей? (Крот).
4. Белка живет в дупле, а лиса? (В норе).
5. У зайца хвост короткий, а уши? (Длинные).
6. Кто полгода живет без обеда? (Медведь).
-На вопросы вы ответили, а вот задание потруднее (раздает мешочки с плодами). Садитесь на стульчики. Я буду показывать листок, а вы должны будете найти плод этого дерева и показать мне (подводится итог).
- А сейчас подвигаемся, как звери (физкультминутка «Лесные звери» в кругу).
У нас славная осанка - мы свели лопатки,
Мы походим на носках, а потом на пятках:
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк-волчишко,
Вот свернулся еж в клубок, потому, что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.
Царь: Вы знаете, что многие животные и люди лечатся травами. Я тоже их собираю, сушу, раскладываю по мешочкам, но забываю их подписать. Вот и сейчас все мешочки у меня перепутались. Помогите мне (раскладывают траву на три стола: мята, валерьяна, лаванда).
Царь: Спасибо вам, гномы! Теперь я буду внимательнее и все буду подписывать. Да, ребята, лес для всех нас - родной дом и кормилец. И наша главная задача - сохранить и уберечь этот дом. А вы знаете как вести себя в лесу? Да. Сейчас проверим.
(«Правила поведения в лесу». Одни дети читают правила, другие — находят картинки).
Царь: Молодцы! Знаете правила поведения в лесу.
Воспитатель: А ребята еще хотят спеть тебе песню «Добрый лес». Тем более, что последний указатель на карте указывает на рот.
Ребенок: Говорим тебе «Спасибо»
За прекрасный воздух твой,
За рябину и калину,
За ромашку, зверобой.
На одной большой планете
Нам с тобою вместе жить.
Будем взрослые и дети
Дружбой с лесом дорожить!
Царь: Мои маленькие друзья, лес тоже благодарит вас за бережное отношение к нему и ваши знания и преподносит вам свои дары. (Орехи, грибы). А мне пора. До свидания!
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? Куда бы вы еще хотели отправиться в следующий раз? А теперь я взмахну волшебной палочкой и вы снова - дети, а я - Тифлопедагог. Занятие окончено.