Светлана Сатина
Конспект коррекционного занятия «Автоматизация и дифференциация звуков [Ж]-[Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные задачи :
- закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звуков Ш и Ж;
-учить дифференцировать звуки, определять наличие звука в словах,
Коррекционно-развивающие задачи :
- развивать фонематический слух; развивать тонкую моторику пальцев рук, артикуляционного аппарата; развивать внимание, память и мышление
Коррекционно-воспитательные задачи :
Публикация «Конспект коррекционного занятия „Автоматизация и дифференциация звуков [Ж]-[Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
- воспитывать самостоятельность, интерес к занятиям.
Оборудование: зеркала, игрушки со звуками «Ш» и «Ж», игрушки: поросенок и мышь, игра: «Найди и разложи», картинки артикуляционной гимнастики
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент. В гости приходят поросенок и мышь. Они приносят коробку с сюрпризом, для заданий детям.
2. Артикуляционная гимнастика (картинки).
«Улыбка-лягушка», «Змейка», «Качели», «Маятник», «Лопатка», «Вкусное варенье», «Чашечка».
Уточнить артикуляционный уклад звука [Ш] :
— губы слегка округлены и вытянуты вперёд;
— язык принимает форму «чашечки», при этом боковые края языка прижаты к внутренней стороне верхних коренных зубов, препятствуя прохождению воздушной струи сбоку, кончик языка образует щель с альвеолами, задняя часть языка поднимается к мягкому нё бу и оттягивается к стенке зева:
— нёбная занавеска поднята;
— голосовые связки разомкнуты.
При произнесении звука [Ж] артикуляционный уклад сохраняется, но:
- язык больше поднят к твердому нёбу;
голосовые связки сомкнуты;
воздушная струя слабее.
3. Упражнения «Жук» и «Змея» : чередование изолированных звуков (тактильный контроль за работой голосовых связок — ладонь на передней части шеи, акустический — прикрыть уши ладонями). Повторять по 30 секунд слоговые цепочки:
Ж-Ш-Ж-Ш-Ж-Ш;
ЖЖ - Ш - ЖЖ - Ш - ЖЖ - Ш;
ШШ - Ж - ШШ - Ж - ШШ - Ж.
4. Самомассаж (катать каштан между ладонями)
Упражнения: «Колечко». «Ухо-нос».
5. Слоговая отработка. Повторять слоговые ряды, по 3— 5 раз каждую пару:
— слоги ЖА - ША (то же самое со звуками [О], [У], [Э], [Ы]) :
ЖА - ЖА - ША; ША - ША - ЖА;
ША - ЖА - ЖА; ЖА - ША - ША;
ЖА - ША - ЖА; ША - ЖА - ША;
с гласными звуками [О], [У], [Э], [Ы], [Я], [Ё], [ И],[Ю], [Е] по 3 - 5 раз каждую пару:
АЖМА - АШ;
ЖАШ - ЖОШ - ЖУШ - ЖЕШ - ЖИШ - повторять в течение 1 минуты.
4. Повторить пару слов и слово со звуком [Ж] :
жаба — шапка; петушок — дружок;
ежата — мышата; жутко — шутка;
лужок — пушок; кошечка — ложечка;
ближе — дальше; нужно — душно;
пушинка — пружинка; башня — важный.
Повторить пары слов и слова со звуком [Ш] :
лежать — мешать; выше — ниже;
лошадка — вожатый; лыжи — мыши;
каждый — кашка; жёлтый — шёлк;
должок — мешок; нижний — лишний;
дышу — дрожу; уши — ужин.
5. Физическая минутка «ЁЖ» :
6. Настольная игра: «Найди и разложи»
7. Повторить слова парой, заменив звук [Ш] на звук [Ж], [Ж] на [Ш]. Обратить внимание на смыслоразличительную роль звуков :
шаль, Луша, жар, машут, лёжа, наживка, шить.
8. Составить по сюжетным картинкам предложения: «Я держу….» -карандаш, шишку, жука, мышь, жабу, медвежонка….
9. Практическое задание: «Разгладь мятые комочки и отгадай что там».
15. Итог: Молодцы, дети! Поросенок и мышка благодарят вас и дарят вам раскраски.