Татьяна Антонова
Конспект коррекционного логоритмического занятия с детьми подготовительной группы «Прогулка в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Прогулка в осенний лес»
Конспект коррекционного логоритмического занятия с детьми подготовительной группы.
Цель: преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций с использованием логопедической ритмики.
Программное содержание :
1. Образовательная задача
Публикация «Конспект коррекционного логоритмического занятия с детьми подготовительной группы „Прогулка в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Закреплять представления детей об осенних изменениях в природе; формировать двигательные умения и навыки; способствовать овладению детьми познавательных эталонов; развивать пространственные представления с помощью логопедической ритмики; расширять словарь.
2. Коррекционно - развивающая задача
Развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат; формировать координацию, переключаемость, плавность движений; развивать фонематический слух, общую моторику, внимание, память, умение правильно согласовывать движения с текстом.
3. Воспитательная задача
Воспитывать музыкальную, речевую и двигательную культуру; личностные качества, умение работать в коллективе; воспитывать просодические компоненты речи.
Задачи интегрируемых образовательных областей:
Образовательная область «Познание» : формировать у детей исследовательские навыки: умение наблюдать, анализировать, сравнивать. Закреплять представления детей о сезонных изменениях осенью.
Образовательная область «Здоровье» : продолжать обучать детей разным видам имитационных движений, закреплять приёмы дыхательной гимнастики.
Образовательная область «Коммуникация» : пополнить и активизировать словарный запас детей, развивать речевую активность.
Образовательная область «Музыка» : развивать умение сочетать темп движений с характером музыки.
Образовательная область «Физическая культура» : развивать двигательные умения, навыки ходьбы и бега.
Методы:
Словесный, наглядно-демонстрационный, игровой, практический.
Приёмы
Поисково-исследовательская деятельность, игровой прием.
Предварительная работа
Знакомство с приметами осени, упражнения на ориентацию в пространстве «Вправо-влево», упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции «Грибок» «Ветерок». Просмотр мультипликационного фильма «Дядюшка Ау».
Материалы для занятия
Иллюстрации осени, бумажные листочки, грибы из картона.
Аппаратное и программное обеспечение
Аппаратное обеспечение: мультимедийное оборудование, музыкальный центр.
Программное обеспечение : MS Power Point, фонограммы музыкальных произведений.
Учитель-логопед приглашает детей, они входят в зал, под тихую спокойную музыку.
Приветствие:
Логопед : Здравствуйте, ребята.
Наступил новый день.
Дети: Здравствуйте! Заниматься нам не лень.
Логопед : Вас на прогулку приглашаю
И новых встреч вам обещаю.
Логопед : Как обычно, для порядка, дружно сделаем зарядку.
Справа друг и слева друг (дают правую, левую руку)
Встанем все в веселый круг! (строят круг).
Ритмическая игра «Раз! Два!» (фонограмма песни «Варенье»)
1 такт – раз, два – мы идём! (ходьба на месте)
2 такт – хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)
3 такт – раз, два – мы поём! (пружинка 2 раза)
4 такт - топ, топ, топ! (притопы)
5 такт – раз, два – мы идём! (пружинка 2 раза)
6 такт – шлеп, шлеп, шлеп! (шлепки по ногам)
7 такт – раз, два – мы поём! (пружинка 2 раза)
8 такт – поворот! (поворот тремя прыжками спиной в круг)
(Повтор движений, стоя спиной в круг, затем, на быструю часть музыки дети двигаются легким бегом по кругу и по сигналу «Направо! Налево! Кругом! Стоп! Врассыпную!» выполняют движения; с окончанием музыки дети садятся на стулья.)
Логопед : Друзья, сегодня я получила загадочную посылку (показывает). Эта корзина с разноцветными осенними листочками и мне кажется что под ними что-то спрятано. (Корзинка с письмом, засыпана листьями)
Упражнение “Дуем, дуем, задуваем”.
Дети: Здесь спрятано письмо.
Логопед : Хотите узнать, от кого это письмо и что здесь написано? (дети выражают согласие).
(звучит фонограмма веселой музыки, педагог направляет внимание детей на экран).
Использование ИКТ- Появление сказочного персонажа на экране
- Здравствуйте ребята! Меня зовут Дядюшка Ау. Я слышал, что вы любите путешествовать! Поэтому приглашаю вас в гости в осенний лес!
Логопед : Отправляемся в путь, в гости к Дядюшке Ау!
Использование ТСО (фонограмма «Марш»)
Упражнение на координацию речи и движения «Мы шагаем»
Мы шагаем, мы шагаем, (движение в левую сторону)
Дружно ноги поднимаем (ритмично шагают друг за другом змейкой)
По дороге мы пойдем,
Автора письма найдём.
Влево – шаг, вправо – шаг, (стоя на месте, выполняют движения по тексту)
Шаг вперёд и шаг назад.
Через лужу прыг, скок, (два приседания, два прыжка на двух ногах)
И выходим на мосток.
Раз, два, не зевай, выше ноги поднимай! (шагают)
Создание проблемно-игровой ситуации
Логопед : Ребята, посмотрите, мы добрались. Здесь и живет Дядюшка Ау.
Прислушайтесь, лес с нами разговаривает:
«У-у-у» - встревожился лес,
«О-о-о» - удивился лес,
«А-а-а» - обрадовался лес (гости пришли)».
Логопед : (Слайд осенний лес.) Посмотрите, какой перед нами красивый лес! Скажите, каким цветом на деревьях листья? (Ответы детей)
А в какое время года бывают такие листочки? (Осенью). Осень бывает – проснешься утром выглянешь в окно: днем на дереве были листочки, а наутро дерево стоит голое; (удивление) .А потом пошел дождь, нельзя гулять (печаль); Дождь закончился выглянуло солнце, дети ловят его лучи над головой, спереди, сбоку, сзади – хлопают в ладоши (радость).
Логопед : Осенью дует холодный ветер. Он срывает с деревьев жёлтые листья. Они кружатся и падают на землю. (Слайд) Дыхательно – артикуляционный тренинг «Ветер»
(Регулировка силы звука голоса жестом и музыкой) .
Логопед : Давайте покажем, как ветерок дует на листья.
Дует легкий ветерок – ф- ф- ф…
И качает так листок – ф – ф – ф …
Дует сильный ветерок – ф – ф – ф …
И качает так листок – ф – ф – ф…
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.
Логопед : Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а – а – а…
Рябиновый – и – и – и …
Березовый – о – о – о …
Дубовый – у – у – у …
И все листики зашуршали – ш – ш – ш … .
(Звук дующего ветра)
Ветер северный подул:
«С-СС»,все листья
С деревьев сдул…
Полетели, покружились
И на землю опустились.
Логопед : Как называется явление когда листья опадают с деревьев? ( Дети:Листопад). Правильно. (Песенка «Листик, листопад.»)
Логопед : Осенью часто идет дождь. У дождя есть своя песенка. Дождик капает и поет “кап-кап-кап”. Давай покажем, как капельки дождя капают медленно (дети ударяют пальчиком по ладошке и медленно произносят “КАП – КАП – КАП”, а теперь покажите, как капельки капают быстро (дети повторяют движения и быстро произносят “кап-кап-кап-кап”.
А теперь давайте попробуем спеть песенку дождя по рисунку. Большая капелька означает, что петь надо медленно, а маленькие – быстро. Попробуйте повторить (КАП – кап-кап-кап).
Логопед : Прошел осенний дождь и в лесу выросло много грибов.
После дождика смотри в лесу выросли грибы
В своем письме Дядюшка Ау советует вам собрать грибы. Под громкую музыку мы будем ходить по лесной полянке. Под тихую – собирать грибы и класть их в корзинку.
(Хоровод «Грибочки» слова и музыка М. Д. Быстровой)
- Какие вы молодцы! А теперь давайте проверим, какие грибы оказались у нас в корзинке. Отгадав загадку, вы их узнаете.
Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шапкой, с бархатной подкладкой.
(Белый гриб)
Нам издалека красная шапка видна,
Лесного обманщика – хвастуна.
Ему нам в корзину попасть не придется,
Пусть мухам на гибель в лесу остается.
(Мухомор)
Я в красной шапочке расту,
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я ….
(Подосиновик)
Их в лесу много синеньких,
Много желтеньких, много розовых?
(Сыроежки)
Логопед : А как вы думаете какие грибы съедобные, а какие ядовитые,.
(ответы детей)
Логопед : Ребята, в нашем зале тоже вырос гриб, давайте его поищем.
Артикуляционная гимнастика
1,2,3,4,5 мы идем грибок искать Поочередно показывать пальцы,имитация ходьбы ими Языком двигать вверх-вверх
Собирем грибок в корзинку Переплести пальцы в «корзинку» Язык «Чашечкой»
Дождик стал стучать Постучать по коленкам Барабанчик
На поляне толстячек – это гриб боровичок Одна рука в кулаке-другой ладонью прикрыть грибок
А под ним собрав пожитки,в домик прячутся улитки улитка Рот открыт, язык лежит за зубами
Какие молодцы, вы его нашли. (слайд)
Логопед : Праздник осенью в лесу, и светло и весело.
Вот какие украшенья, осень здесь развесила.
Фонопедическое упражнение «Осень» -
Идет осень по лесу, шуршит листвой (Дети произносят шур-шур и скользят ладонями друг о друга)
Прикоснется осень рукой к березе, пожелтеют листья и запоют свою песенку
(Усиление и уменьшение звука а)
Прикоснется к рябинке покраснеют листочки, запоют свою радостную песенку. (звук о)
Заденет осинку красные листья запоют (Звук э)
Взмахнет руками осень завоет ветер (звук у)
Затрепещут,задрожат листья на деревьях (произносят Ш-Ш-Ш подняв руки вверх и встряхивая кистями)
Полетят на землю разноцветным дождем (Произнося П-П-П постепенно опуская руки).
Логопед : А теперь с помощью чистоговорок мы вспомним какие животные живут в лесу.
Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнения чистоговорки. Дети поют на одном звуке:
Са-а-а, в лесу бегает лиса.
Дети изображают лису, используя мягкие движения рук,
Со-о-о, еж свернулся в колесо. Изображают ежа, делают руками «моталочку»,
Бу-у-у - сидит ворон на дубу. Под музыку на сильную долю передают игрушку ворона по кругу
Логопед : Давайте остановимся с вами на солнечной полянке. Ребята, скажите пожалуйста, а в гостях у кого мы сегодня побывали?
Дети: В гостях у Дядюшки Ау в осеннем лесу!
Логопед : А что вам запомнилось из нашей прогулки? (дети отвечают)
А теперь ляжем на полянку, закроем глазки и увидим сладкий сон.
(Звучит фонограмма релаксационной музыки.)
Листья стали опадатьь, глазки будем открывать.
В осенний денек мы ходили в лесок.
Мы пели и плясали, отлично погуляли.
А теперь пора прощаться нам.
Гостям мы говорим: «До свиданья вам!»
А теперь пора нам возвращаться в детский сад. А приведет домой нас эта тропинка.
(Дети друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего идут змейкой. Первый ребенок двигается, меняя направление, остальные - за ним).