Ольга Чиндяева
Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей речевой группе для детей с ТНР «Жители Цветочного города»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Расширение и закрепление представлений о профессиях; уточнение, расширение словаря по теме «Профессии»; совершенствование грамматического строя речи - составление предложений с союзом «чтобы», согласование существительных с местоимениями «мой», «моя», «мои», «моё», употребление существительных с предлогами; формирование навыков чтения прямых слогов с пройденными буквами.
Коррекционно – развивающие:
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей речевой группе для детей с ТНР „Жители Цветочного города“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
Развитие связной речи – составление рассказов о профессиях с помощью мнемотаблицы, развитие общей и мелкой моторики, координации движений, графомоторных навыков, психических процессов.
Коррекционно – воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, ответственности, инициативности, самостоятельности, воспитание интереса к разным профессиям.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей», рассматривание иллюстраций «Профессии», «Инструменты», дидактическая игра «Профессии».
Оборудование: презентация, игра на липучках «Кто где работает», иллюстрации сказочных героев из сказочной повести Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», карточки «Читаем слоги», карточки для развития графомоторных навыков, простые карандаши, аптечка, ящик с инструментами.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг,
крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!
(Логопед приглашает детей сесть на стулья, которые стоят полукругом около мольберта)
Логопед: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с удивительными жителями Цветочного города из сказочной повести Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Каждый из жителей Цветочного города был специалистом в своём деле, и даже имена указывали на их род занятий.
Знайка - умный УЧЁНЫЙ
Цветик – ПОЭТ Цветочного города
Пилюлькин – заботливый ВРАЧ
Винтик и Шпунтик – изобретательные МЕХАНИКИ
Гусля – талантливый МУЗЫКАНТ
Тюбик – ХУДОЖНИК
Стекляшкин – наблюдательный АСТРОНОМ
Бублик - умелый ШОФЁР
Незнайка - озорной и любопытный человечек, который не хотел учиться и трудиться, но очень хотел стать кем-то известным: поэтом, художником или музыкантом.
2. Упражнение «Нужные подарки» (Совершенствование грамматического строя речи, составление предложений с союзом «чтобы»).
Логопед: Однажды Незнайка захотел сделать подарки своим друзьям. Возьмите картинки и объясните кому и для чего нужны предметы, изображённые на картинках.
Например: руль нужен шофёру, чтобы водить машину.
1. Краски и кисточки нужны художнику, чтобы рисовать.
2. Аптечка необходима врачу, чтобы лечить людей.
3. Книги нужны учёному, чтобы читать и делать новые открытия.
4. Бумага и ручка нужны поэту, чтобы сочинять стихи.
5. Телескоп нужен астроному, чтобы наблюдать за звёздами и небом.
6. Гитара и ноты нужны музыканту, чтобы сочинять музыку.
7. Инструменты нужны механику, чтобы что-то чинить, налаживать.
Дети подбирают нужные картинки и размещают их на мольберте.
3. Игра с липучками «Кто где работает» (уточнение и активизация словаря)
Логопед: В Цветочном городе проживают люди разных профессий.
Возьмите картинки и подойдите к доске. (Логопед приглашает детей встать полукругом около доски)
- Определите и расскажите где работают люди разных профессий.
Например: Водитель такси работает в таксопарке.
1. Врач работает в больнице.
2. Строитель работает на стройке.
3. Учитель работает в школе.
4. Почтальон работает на почте.
5. Полицейский работает в полиции.
6. Пожарный работает в пожарной части.
7. Повар работает в столовой, в кафе, в ресторане.
(Далее все дети занимают места за столами)
4. Составление рассказов о профессиях с использованием мнемосхемы. (развитие связной речи)
Логопед: Учёному Знайке нравится рассказывать про разные профессии. А вам нравится составлять рассказы?
- Посмотрите внимательно на знакомую схему и составьте по ней рассказ. Сначала вы должны сказать, как называется профессия, потом – где работает этот человек, что он делает и что ему нужно для работы.
Например: это водитель такси. Он работает в таксопарке. Он водит машину, развозит на ней пассажиров. Водитель крутит руль, нажимает на педали, соблюдает правила дорожного движения. Для работы ему нужны права, машина и инструменты, чтобы чинить машину.
Аналогично рассказы составляют дети (2 ребёнка).
5. Упражнение «Мой, моя, моё, мои» (согласование существительных с местоимениями)
Логопед: Музыкант Гусля любит сочинять музыку и играть на разных музыкальных инструментах. Назовите предметы и инструменты со словами: мой, мои, моя, моё. Например: моя труба.
Слова: микрофон, ноты, скрипка, бубен, пианино, балалайка, гусли, барабан.
6. Физминутка (эстафета «Собери чемоданы») (развитие общей моторики, внимания)
Логопед: Врач Пилюлькин и Механики Винтик и Шпунтик рано утром торопятся на работу. Помогите сказочным героям собрать аптечку и ящик с инструментами.
Разделимся на 2 команды. Первая команда собирает аптечку, а вторая ящик с инструментами.
Упражнение на дыхание
12345 – все умеем мы считать, отдыхать умеем тоже,
Руки на живот положим, голову поднимем выше
И легко, легко подышим. Вдох-выдох через нос. (далее дети садятся за столы)
7. Упражнение «Где строитель?» (совершенствование грамматического строя речи – употребление существительных с предлогами)
Логопед: Строитель, проживающий в Цветочном городе, построил новый дом. Расскажите, где находится строитель.
- Строитель перед домом, строитель за домом, строитель на крыше дома, строитель около дома, строитель в доме, строитель подошёл к дому, строитель отошёл от дома.
8. Пальчиковая гимнастика «Дом» (развитие мелкой моторики)
Логопед: Поэт Цветик сочинил стихотворение про дом.
Повторяйте слова и движения вместе со мной.
Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – "бутончик тюльпана")
9. Упражнение «Послушный карандаш» (развитие графомоторных навыков)
Логопед: Художник Тюбик любит рисовать картины. Но он так торопился, что не успел дорисовать свои рисунки. Помогите Тюбику закончить работу.
- Возьмите карандаши и проведите линии по пунктиру.
Логопед: Молодцы, вы отлично справились с заданием!
10. Упражнение «Учимся читать» (формирование навыков чтения прямых слогов с пройденными буквами)
Логопед: Любопытный Незнайка вместе с нами хочет научиться читать.
Поставьте указательный палец под первый слог. Прочитаем слоги все вместе: та, ту, то, ти, ты.
- Что можно подарить Незнайке? (Книги) Для чего подарим ему книги? (чтобы он учился читать, стал умным и обучился какой-нибудь профессии)
Логопед: Каждый взрослый человек имеет профессию, которой он обучался. И ваши родители работают, приносят пользу обществу.
- Ребята, расскажите, а кем вы хотите стать в будущем?
Подойдите к стойке и подберите себе необходимые вещи.
(Дети подходят к стойке с одеждой и выбирают себе подходящую).
11. Итог занятия. Упражнение «Кем ты хочешь стать» (Актуализация словаря по теме «Профессии»- расширение и уточнение глагольного словаря по теме. Совершенствование синтаксической стороны речи – составление предложений.)
- Кем вы хотите стать и что вы будете делать?
Я хочу быть машинистом – я буду управлять поездом.
Я хочу стать учительницей – буду учить детей читать и писать.
Я хочу стать художницей – буду рисовать красивые картины.
Я стану полицейским – буду следить за порядком в городе.
Я хочу стать пожарным - я буду тушить пожары и спасать людей.
Я хочу стать врачом – буду осматривать больных, лечить, выписывать лекарство.
Я хочу стать поваром, я буду готовить вкусную еду.