Елена Мощинская
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию речи «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию речи
Тема: «Посуда»
Цели: уточнить с детьми названия посуды; уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; уметь называть части посуды и внешние признаки; образовывать существительные родительного падежа, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; согласовывать числительные с существительными; составлять предложения с предлогами; активизировать словарь по данной теме.
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию речи „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Оборудование: демонстрационный материал — посуда и картинки с изображением посуды; раздаточный материал — сюжетные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент
—Ребята, кто назовет несколько предметов посуды (множественное число существительных) : чашка, блюдце, тарелка, бокал, стакан, чайник, кружка, селедочница, сковородка, солонка и т. д.
Например: чашка — чашки, бокал — бокалы и т. д.
2. Беседа о посуде
— Как одним словом можно назвать все эти предметы? (Посуда.)
— Какие предметы посуды вы еще знаете?
— Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? (Ложка, вилка, нож.)
— В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковородка, противень и т. п.)
— Как называется эта посуда? (Кухонная.)
— Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? (Чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник, конфетница и т. п.)
— Как называется эта посуда? (Чайная.)
— А как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу? (Столовая.)
— Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатница, солонка, селедочница и т. д.) Выставляются предметы посуды :
а) кастрюля с крышкой.
— Из каких частей состоит кастрюля? (Стенка, донышко, крышка, ручки.)
(Аналогично рассматриваются чайник и стакан. Чайник – донышко, ручка, крышка, стенки, носик. Стакан – стенки, донышко)
б) Сравнение предметов посуды : чашка и стакан. Что общего у этих предметов посуды? (Назначение – нужны, чтобы пить. Части: донышка, стенки. Различия: у стакана нет ручки)
3. Игровое упражнение «Подбери слова-действия к предметам»
а) Чайник — стоит, наливают, выливают, доливают, моют, сушат, вытирают, чистят.
б) Сахарница — кладут, высыпают, берут, насыпают, рассыпают.
в) Кастрюля — закрывают, ставят, чистят, наливают и т. д.
г) Чашка — пьют, наливают, разливают, выпивают и т. д.
Логопед выставляет картинки с изображением посуды.
— Назовите предметы посуды, которые сделаны из металла? Значит, они какие? (Металлические.)
( Аналогично: из пластмассы, фарфора, стекла, алюминия, дерева, чугуна глины и т. д.)
4. Физкультминутка
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник. Дети «надувают» живот, одна рука
изогнута, как носик.
Вот фарфоровые чашки, Приседают, одна рука на поясе
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками круг
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки, Потягиваются, руки вверх, сомкнуть над
Вот пластмассовый поднос — головой Рисуют руками большой круг
Он посуду нам принес. Жест «подношения»
5. Игра с мячом
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом: чашка — чашечка, ложка — ложечка и т. д.
6. Рассказ логопеда
Посудой люди пользовались с древних времен. Сначала она была деревянная. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом появилась стеклянная, металлическая, фаянсовая, фарфоровая посуда. Появились сервизы. Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадет труд человека, который ее делал. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из нее приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой : сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем ее основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают и убирают в шкаф.
«Логический поезд» - «Что из чего сделано?»
Вы передаете мяч друг другу, тот, у кого мяч, отвечает на вопрос полным ответом.
- Лиса из пластилина - пластилиновая лиса.
- Шляпка из соломы – соломенная шляпа.
- Ваза из хрусталя – хрустальная ваза.
- Чашка из фарфора – фарфоровая чашка.
- Платье из шелка – шелковое платье.
- Мяч из резины – резиновый мяч.
- Варенье из абрикосов – абрикосовое варенье.
- Шуба из меха – меховая шуба.
- Пюре из картофеля – картофельное пюре.
- Сок из земляники – земляничный сок.
- Сумка из кожи – кожаная сумка.
- Стена из камня - каменная стена.
7. Итог занятия
Рефлексия: Ребята, вам понравилась игра? Какие задания вам понравились больше? А какие - то задания было трудно выполнять? А вы бы хотели поиграть в нее еще? (Ответы детей).
- Молодцы, вы ответили правильно и показали свои знания! Пройдет ещё немного времени, вы все пойдете в школу и обязательно попадёте в волшебную страну Знаний! Я вам благодарна за ваши знания.