Миниахметова Вера
«Серебряный ручей». Конспект коррекционно-развивающего занятия по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект коррекционно – развивающего занятия
по познавательному развитию на тему «Серебряный ручей»
Цель:
Познакомить дошкольников с легендой марийского народа, привить любовь к природе, формировать интерес к достопримечательностям родного края.
Задачи:
-выявить особенности легенды;
-познакомить с марийской легендой;
-развивать речь детей;
-развивать мышление в процессе изучения;
-развивать навык работы с легендой;
-воспитывать интерес к легендам;
-раскрыть нравственные аспекты
Ход занятия:
1. Приветствие
Педагог-психолог встречает детей:
— Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами! (Дети с педагогом-психологом стоят в кругу.)
Лёгкое облачко в небе плывёт, нас впереди путешествие ждёт,
А прежде, чем дети отправятся в путь,
Друзей поприветствовать ты не забудь!
Педагог-психолог обращается к ребенку, стоящему слева от него: Здравствуй. (имя ребенка!
Далее дети приветствуют друг друга по кругу таким же способом.
После того, как все дети по очереди поприветствуют своего соседа слева, педагог-психолог продолжает рассказывать:
Нас лёгкое облачко в легенду зовёт,
За ним мы с друзьями шагаем вперед.
А если в легенду попасть нам охота,
То нужно пройти через волшебные ворота.
(Дети высказывают желание пройти через волшебные ворота, чтобы очутиться в легенде.)
2. Вхождение в легенду
(Педагог-психолог и дети проходят через волшебные ворота, в это время звучит сказочная музыка — марийская)
Когда все дети прошли через ворота, педагог-психолог прикрепляет к мольберту красное облако с помощью красных магнитов и продолжает:
Лёгкое облако в небе летит,
Ребята, какое оно на вид?
Дети отвечают: Красное.
Педагог-психолог: А какое у облака настроение?
Дети: Весёлое, радостное.
Педагог-психолог: И очутились мы на полянке.
3. Психогимнастика «Солнечное утро»
Рано утром встало солнце,
(Ребята поднимают ручки вверх, ручки сжаты в кулачок, потом показываются пальчики)
Солнце светит нам в оконце.
(Ребятки зажмуривают глазки,
Просыпаются зверята,
(дети тянутся)
Умываются котята.
(Ребятки делают движения будто они умываются)
Цветочки листья распускают,
(ребята садятся на корточках и медленно встают)
Птички по лесу летают.
(Ребята делают движения будто летают)
Быстро ползают жучки,
(дети встают на коленки и ползают)
Побежали ручейки.
(дети бегут на месте)
Дует теплый ветерок,
(ребята делают движения губами)
Задрожал в лесу цветок.
(дети трут плечики руками)
Солнышко его согрело,
Улыбаться всем велело.
(Дети улыбаются)
4. Рассказ психолога.
-Мы на эту полянку не просто так пришли. Слышите, вода шумит. Я хочу вам рассказать одну легенду, про родник.
Дети садятся на зелёную ткань, расстеленную на ковре. Педагог-психолог рассказывает легенду, дети слушают.
В Шаранском районе Республики Башкортостан существует марийская деревня Енахметово, в ней есть местная достопримечательность – источник Ший памаш (Серебряный родник).
Легенда.
Этот родник известен с момента основания деревни. Он расположен недалеко от деревни в лесу. Люди считают, что святой источник приносит им исцеление и облегчение болезней. Вода в роднике действительно прозрачная и звонкая, будто жидкое серебро бежит из-под земли
По марийской мифологии в воде обитала «мать воды» - с марийского: Вюд ава. Она могла жить как в большой реке, так и в малом ключе, по языческим представлениям она наделялась немалой властью. По марийской мифологии Вюд ава могла наслать засуху, или, наоборот, потоп. По её проклятию в деревне мог быть пожар, неурожай или мор скота. Поэтому «мать воды» старались задобрить, у родника не полагалось громко кричать, мусорить или стирать грязное бельё.
В настоящее время участок у родника благоустроен и огорожен, дорожка замощена, построена беседка для отдыха. В день праздника Родника жители деревни собираются у источника, убирают территорию, косят траву, ремонтируют навес и скамейки.
Педагог-психолог убирает с мольберта красное облако, прикрепляет синее облако с помощью синих магнитов и продолжает:
Ещё одно облако в небе летит,
Ребята, какое оно на вид?
Дети: Синее.
Педагог-психолог: А какое у облака настроение?
Дети: Грустное.
Педагог-психолог: Как вы думаете, почему облако грустное?
Дети высказывают свои мнения.
-Ему скучно. Поэтому он грустный. Давайте мы послушаем стихотворение, посвященное этому Серебряному роднику. (Читает психолог).
-Я включу музыку и буду читать стих. Вы внимательно слушайте и представьте картину о котором рассказывается в стихотворении.
- Стихотворение называется «Серебряный родник». Автор этого стихотворения марийский поэт Шадт Булат,родился в д. Енахметово. В 2004 году, к 95-летию со дня рождения Ш. Булата, именем поэта была названа улица в его родном селе в Башкортостане. В с. Енахметово на территории сельского клуба в поэту был установлен памятник. Позже памятник был перенесён на новое место и ныне представляет собой 2-метровую стену из красного кирпича с изображением поэта на мраморной плите и отрывком из его знаменитого стихотворения «Ший памаш» («Серебряный ручей») на марийском языке.
Местный художник Латыпов Рафаил Калимуллинович нарисовал картину «Ший памаш».
Перевод на русский язык Эзры Левонтина (1891-1968)
Выбегая из оврага,
Разливаясь меж камней,
Льёт серебряную влагу
Разыгравшийся ручей.
Под деревьями весёлый
Пляшет мошек хоровод,
Пролетают в чащу пчёлы
Собирать душистый мёд.
Вон с детёнышем лосиха
Чуть заметною тропой
В этот час приходит тихо
На привычный водопой.
Приближаясь осторожно,
Озирается вокруг,
Смотрит вдаль она тревожно,
Напрягая чуткий слух.
А потом к воде студёной
С жадным трепетом прильнёт.
. Вот над рощею зелёной
Слышен дикой утки лёт,
Вот она стрелой слетает
И вонзается в ручей,
Бьёт крылом - и пропадает
В блеске солнечных лучей.
Вон лисица ей на смену
Привела своих лисят, -
То глядят они на пену,
То на мать глаза косят.
Чу! Раздался, всё пугая,
Человечий смех и крик!
Всполошилась лисья стая,
Скрылась в чаще в тот же миг!
И, как прежде, у оврага,
Рассыпаясь меж камней,
Льёт серебряную влагу,
Брызжет пеною ручей.
И под сывыном* зелёным
Чащи - весел волн разбег,
И спешат к волнам студёным
Птица, зверь и человек.
Педагог-психолог меняет синее облако на жёлтое:
Ещё одно облако в небе летит,
Ребята, какое оно на вид?
Дети: Жёлтое.
Педагог-психолог: А какое у облака настроение?
Дети: Удивлённое.
Педагог-психолог: Облако любит удивляться и играть
5. Игра с фиброоптическими волокнами.
«Поймай нить».
-Нити переливаются разными цветами. Давайте назовем их. Я буду называть цвет, вы будете ловить нужного цвета. Как только цвет меняется – отпустить.
Педагог-психолог:
Ещё одно облако в небе летит,
Ребята, какое оно на вид?
Дети: Зелёное.
Педагог-психолог: А какое у облака настроение?
Дети: Спокойное.
Игра для развития чувства ритма «Ручей»
Цель: Развивать ощущение законченности предложения, учить ритмично пользоваться музыкальными инструментами, как средством выразительности.
Ход игры: Дети стоят в кругу, у каждого в руках музыкальный инструмент, поют текст песни, исполняя последний слог фразы в нисходящем движении мелодии с ослаблением звучания голоса и музыкального инструмента.
1. Ты куда бежишь, ручей, чей, чей, чей, чей?
Среди леса и полей, лей, лей, лей, лей!
2. Ты торопишься всегда, да, да, да, да!
К речке, озеру, куда? Да, да, да, да!
3. Не спеши бежать, постой, ой, ой, ой, ой!
Не угнаться за тобой, ой, ой, ой, ой!
4. Ручеек, а где же я, я, я, я, я?
Будет грустно без тебя, бя, бя, бя, бя!
6. Возвращение из легенды
- Пора возвращаться из легенды обратно в детский сад. Звучит марийская музыка. Дети проходят в обратную сторону через волшебные ворота.
7. Рефлексия
«Смайлики». Показ карточек с изображением трехлиц; веселого, грустного, нейтрального.
8. Прощание
Педагог-психолог благодарит детей за работу на занятии, предлагает попрощаться с легендой.