Приложение МААМ

«Серебряный ручей». Конспект коррекционно-развивающего занятия по познавательному развитию

Миниахметова Вера
«Серебряный ручей». Конспект коррекционно-развивающего занятия по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект коррекционно – развивающего занятия

по познавательному развитию на тему «Серебряный ручей»

Цель:

Познакомить дошкольников с легендой марийского народа, привить любовь к природе, формировать интерес к достопримечательностям родного края.

Задачи:

-выявить особенности легенды;

-познакомить с марийской легендой;

-развивать речь детей;

-развивать мышление в процессе изучения;

-развивать навык работы с легендой;

-воспитывать интерес к легендам;

-раскрыть нравственные аспекты

Ход занятия:

1. Приветствие

Педагог-психолог встречает детей:

— Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами! (Дети с педагогом-психологом стоят в кругу.)

Лёгкое облачко в небе плывёт, нас впереди путешествие ждёт,

А прежде, чем дети отправятся в путь,

Друзей поприветствовать ты не забудь!

Педагог-психолог обращается к ребенку, стоящему слева от него: Здравствуй. (имя ребенка!

Далее дети приветствуют друг друга по кругу таким же способом.

После того, как все дети по очереди поприветствуют своего соседа слева, педагог-психолог продолжает рассказывать:

Нас лёгкое облачко в легенду зовёт,

За ним мы с друзьями шагаем вперед.

А если в легенду попасть нам охота,

То нужно пройти через волшебные ворота.

(Дети высказывают желание пройти через волшебные ворота, чтобы очутиться в легенде.)

2. Вхождение в легенду

(Педагог-психолог и дети проходят через волшебные ворота, в это время звучит сказочная музыка — марийская)

Когда все дети прошли через ворота, педагог-психолог прикрепляет к мольберту красное облако с помощью красных магнитов и продолжает:

Лёгкое облако в небе летит,

Ребята, какое оно на вид?

Дети отвечают: Красное.

Педагог-психолог: А какое у облака настроение?

Дети: Весёлое, радостное.

Педагог-психолог: И очутились мы на полянке.

3. Психогимнастика «Солнечное утро»

Рано утром встало солнце,

(Ребята поднимают ручки вверх, ручки сжаты в кулачок, потом показываются пальчики)

Солнце светит нам в оконце.

(Ребятки зажмуривают глазки,

Просыпаются зверята,

(дети тянутся)

Умываются котята.

(Ребятки делают движения будто они умываются)

Цветочки листья распускают,

(ребята садятся на корточках и медленно встают)

Птички по лесу летают.

(Ребята делают движения будто летают)

Быстро ползают жучки,

(дети встают на коленки и ползают)

Побежали ручейки.

(дети бегут на месте)

Дует теплый ветерок,

(ребята делают движения губами)

Задрожал в лесу цветок.

(дети трут плечики руками)

Солнышко его согрело,

Улыбаться всем велело.

(Дети улыбаются)

4. Рассказ психолога.

-Мы на эту полянку не просто так пришли. Слышите, вода шумит. Я хочу вам рассказать одну легенду, про родник.

Дети садятся на зелёную ткань, расстеленную на ковре. Педагог-психолог рассказывает легенду, дети слушают.

В Шаранском районе Республики Башкортостан существует марийская деревня Енахметово, в ней есть местная достопримечательность – источник Ший памаш (Серебряный родник).

Легенда.

Этот родник известен с момента основания деревни. Он расположен недалеко от деревни в лесу. Люди считают, что святой источник приносит им исцеление и облегчение болезней. Вода в роднике действительно прозрачная и звонкая, будто жидкое серебро бежит из-под земли

По марийской мифологии в воде обитала «мать воды» - с марийского: Вюд ава. Она могла жить как в большой реке, так и в малом ключе, по языческим представлениям она наделялась немалой властью. По марийской мифологии Вюд ава могла наслать засуху, или, наоборот, потоп. По её проклятию в деревне мог быть пожар, неурожай или мор скота. Поэтому «мать воды» старались задобрить, у родника не полагалось громко кричать, мусорить или стирать грязное бельё.

В настоящее время участок у родника благоустроен и огорожен, дорожка замощена, построена беседка для отдыха. В день праздника Родника жители деревни собираются у источника, убирают территорию, косят траву, ремонтируют навес и скамейки.

Педагог-психолог убирает с мольберта красное облако, прикрепляет синее облако с помощью синих магнитов и продолжает:

Ещё одно облако в небе летит,

Ребята, какое оно на вид?

Дети: Синее.

Педагог-психолог: А какое у облака настроение?

Дети: Грустное.

Педагог-психолог: Как вы думаете, почему облако грустное?

Дети высказывают свои мнения.

-Ему скучно. Поэтому он грустный. Давайте мы послушаем стихотворение, посвященное этому Серебряному роднику. (Читает психолог).

-Я включу музыку и буду читать стих. Вы внимательно слушайте и представьте картину о котором рассказывается в стихотворении.

- Стихотворение называется «Серебряный родник». Автор этого стихотворения марийский поэт Шадт Булат,родился в д. Енахметово. В 2004 году, к 95-летию со дня рождения Ш. Булата, именем поэта была названа улица в его родном селе в Башкортостане. В с. Енахметово на территории сельского клуба в поэту был установлен памятник. Позже памятник был перенесён на новое место и ныне представляет собой 2-метровую стену из красного кирпича с изображением поэта на мраморной плите и отрывком из его знаменитого стихотворения «Ший памаш» («Серебряный ручей») на марийском языке.

Местный художник Латыпов Рафаил Калимуллинович нарисовал картину «Ший памаш».

Перевод на русский язык Эзры Левонтина (1891-1968)

Выбегая из оврага,

Разливаясь меж камней,

Льёт серебряную влагу

Разыгравшийся ручей.

Под деревьями весёлый

Пляшет мошек хоровод,

Пролетают в чащу пчёлы

Собирать душистый мёд.

Вон с детёнышем лосиха

Чуть заметною тропой

В этот час приходит тихо

На привычный водопой.

Приближаясь осторожно,

Озирается вокруг,

Смотрит вдаль она тревожно,

Напрягая чуткий слух.

А потом к воде студёной

С жадным трепетом прильнёт.

. Вот над рощею зелёной

Слышен дикой утки лёт,

Вот она стрелой слетает

И вонзается в ручей,

Бьёт крылом - и пропадает

В блеске солнечных лучей.

Вон лисица ей на смену

Привела своих лисят, -

То глядят они на пену,

То на мать глаза косят.

Чу! Раздался, всё пугая,

Человечий смех и крик!

Всполошилась лисья стая,

Скрылась в чаще в тот же миг!

И, как прежде, у оврага,

Рассыпаясь меж камней,

Льёт серебряную влагу,

Брызжет пеною ручей.

И под сывыном* зелёным

Чащи - весел волн разбег,

И спешат к волнам студёным

Птица, зверь и человек.

Педагог-психолог меняет синее облако на жёлтое:

Ещё одно облако в небе летит,

Ребята, какое оно на вид?

Дети: Жёлтое.

Педагог-психолог: А какое у облака настроение?

Дети: Удивлённое.

Педагог-психолог: Облако любит удивляться и играть

5. Игра с фиброоптическими волокнами.

«Поймай нить».

-Нити переливаются разными цветами. Давайте назовем их. Я буду называть цвет, вы будете ловить нужного цвета. Как только цвет меняется – отпустить.

Педагог-психолог:

Ещё одно облако в небе летит,

Ребята, какое оно на вид?

Дети: Зелёное.

Педагог-психолог: А какое у облака настроение?

Дети: Спокойное.

Игра для развития чувства ритма «Ручей»

Цель: Развивать ощущение законченности предложения, учить ритмично пользоваться музыкальными инструментами, как средством выразительности.

Ход игры: Дети стоят в кругу, у каждого в руках музыкальный инструмент, поют текст песни, исполняя последний слог фразы в нисходящем движении мелодии с ослаблением звучания голоса и музыкального инструмента.

1. Ты куда бежишь, ручей, чей, чей, чей, чей?

Среди леса и полей, лей, лей, лей, лей!

2. Ты торопишься всегда, да, да, да, да!

К речке, озеру, куда? Да, да, да, да!

3. Не спеши бежать, постой, ой, ой, ой, ой!

Не угнаться за тобой, ой, ой, ой, ой!

4. Ручеек, а где же я, я, я, я, я?

Будет грустно без тебя, бя, бя, бя, бя!

6. Возвращение из легенды

- Пора возвращаться из легенды обратно в детский сад. Звучит марийская музыка. Дети проходят в обратную сторону через волшебные ворота.

7. Рефлексия

«Смайлики». Показ карточек с изображением трехлиц; веселого, грустного, нейтрального.

8. Прощание

Педагог-психолог благодарит детей за работу на занятии, предлагает попрощаться с легендой.

Автор публикации:
«Серебряный ручей». Конспект коррекционно-развивающего занятия по познавательному развитию
Опубликовано: 12 декабря 2024 в 07:26
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Серебряный ручей». Конспект коррекционно-развивающего занятия по познавательному развитию» (включая файлы) размещена пользователем Миниахметова Вера (УИ 2200350) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД