Юрина Алена Викторовна
«Овощи». Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе (ЗПР)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
Тема: «Овощи»
Методическая ситуация: дети с задержкой психического развития, возраст 4-5 лет (средняя группа)
Цели:
Коррекционно-образовательная: уточнять представления детей об овощах через дидактическую игру «Посади овощ», их дифференцировать овощи по их признакам через дидактическую игру «Какие овощи играют в прятки» учить. Активизировать речевую деятельность через дидактическую игру «Волшебный мешочек», продолжать совершенствовать развитие наглядно -образного мышления.
Коррекционно - развивающая: закрепить названия овощей через дидактическую игру «Посади овощ», формировать умение выделять их характерные свойства: цвет, форму, размер путем зрительного и осязательного обследования через дидактическую игру «волшебный мешочек»; развивать непроизвольную память, развивать наглядно-образное мышление.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать чувство здорового соперничества через отгадывание загадок; воспитывать уважение к труду взрослых через дидактическую игру «Посади овощ»; воспитывать элементы экологической воспитанности.
Предварительная работа:
Рассматривание овощей
Беседа о пользе овощей
Знакомство со схемой овощи
Составление рассказов по схеме
Разучивание пальчиковой гимнастики
Оборудование: интерактивная игра «Отгадай овощ» https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/zagadki-rebusy-sharady/detskie-zagadki-ovoshi
Ход занятия
I. Этап
Психологический настрой
Воспитатель приглашает детей в круг
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
- Какой у нас получился замечательный круг (небольшая беседа о настроении).
2 этап сюрпризный момент
Появляется зайчик с пустой корзинкой.
Зайчик плачет.
Воспитатель: Зайчик, что у тебя случилось?
Зайчик: Я бежал с сюрпризом к вам, но по дороге все растерял. Помогите мне ребята! Моя корзина была полна полнехонька овощей.
3 этап актуализация знаний детей по теме, ознакомление с окружающим миром
Ребята, поможем зайчику? Соберем ему корзинку? Но для начала давайте вспомним, какие овощи вы знаете, а для этого давайте отгадаем загадки https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/zagadki-rebusy-sharady/detskie-zagadki-ovoshi
4 этап развитие речевой активности детей
Дидактическая игра «Посади овощ»
Дидактическая задача: продолжать формировать представление об овощах и место их выращивания (в и на земле, Словарная работа, развитие сенсорных представлений, цвет. Словарная работа, развитие сенсорных представлений, цвет.
Игровая задача: посади овощ на грядку.
Оборудование: Презентация, интерактивная панель
Игровые действия: подойди к инт доске, выбури из представленных на доске картинок, овощ, нажми на него.
Правила: перед тобой на экране представлены картинки, нужно из них выбрать один овощ, описать его (форма, цвет, нажать на него.
Ход игры:
Воспитатель задает вопросы:
- Что это? (огурец). Какого он цвета? (зеленого). Какой формы огурец? (продолговатый). Что еще можно сказать об огурце? (сочный, шероховатый). Да, огурец зеленый, продолговатый, сочный. Где он растет? (на грядке). Аналогично обсуждаются помидор, капуста, морковь, лук, картошка, свекла. Дети отвечают примерно так: капуста – белая, твердая, хрустящая; лук - круглый, горький; морковь – оранжевая, сочная, сладкая, твердая, когда сварят - мягкая.
5 этап Игра средней подвижности «Зайка в огороде»
Дидактическая задача: научить детей выделять роль и игровые действия. Способствовать речевому развитию
Игровая задача: Мы играем в догонялки, убегаем от сторожа.
Игровые действия: В центре группы стоит ребенок – «сторож». Он прикладывает руки к глазам, как бинокль. Дети – «зайки» прыгают по группе. «Зайки» прыжками приближаются к «сторожу», прыгают вокруг него, дразнят. На слово «лови» «сторож» кидается ловить «зайчат». Дети убегают за линию в конце группы.)
Правила игры: Будь внимательный!
Ход игры:
Тень-тень-потетень,
В огороде-то плетень.
За плетнем капуста,
Сладкая до хруста.
Зайкам хочется капусты,
В животе голодном пусто.
Зайки – прыг в огород,
А там сторож у ворот.
Убегайте, зайки, прочь,
Вы должны себе помочь.
Раз, два, три,
Зайчишек лови.
6 этап развитие зрительного внимания и восприятия
Дидактическая игра Какие овощи играют в прятки
Дидактическая задача: развитие зрительного внимания и восприятия; обогащение словарного запаса по лексической теме.
Игровая задача: назови все овощи на картине
Оборудование: интер. Доска с изображением «спрятанных» овощей.
Игровые действия: подойди к доске, нажми мышкой на овощ, скажи его название и увидишь какой овощ спрятался.
Правила: перед тобой на доске картинки с изображением овощей, тебе нужно найти и назвать овощ, нажать на него мышкой.
7 этап Физ. Минутка «Огородик»
Летом в огород пойдем, урожай там соберем.
1, 2, 3, 4, 5 начинаем собирать.
Мы морковки натаскаем,
Мы картошки накапаем,
Срежем мы кочан капусты
Круглый, сочный, очень вкусный.
Щавеля нарвем немножко,
И вернемся по дорожке.
- Какой замечательный собрали урожай!
8 этап развитие сенсорного восприятия
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Дидактическая задача: закрепить умение узнавать на ощупь различные овощи, называть.
Игровая задача: определи овощ на ощупь, назови и опиши.
Оборудование: мешочек, овощи.
Игровые действия: подойди к мешочку, опусти в него руку, возьми один овощ, ощупай, назови его, достань и опиши.
Правила: (овощи складываются в мешочек). Перед тобой мешочек с овощами, ты должен опустить в него руку, взять один предмет и определить его на ощупь, какой это овощ, назвать его. Вытащить, и описать его.
Дети достают из волшебного мешочка овощи и складывают их в корзинку.
Зайка: спасибо ребята, сколько много овощей, но к сожалению нет моего любимого и плачет.
Ребята, как вы думаете, какой овощ у зайки самый любимый?
Правильно, давайте нашему зайчику слепим морковки, что б на всю зиму хватило.
9 этап Развитие мелкой моторики Пальчиковая гимнастика «Огород»
Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца
Вырос у нас чеснок, (указательный)
Перец, томат, кабачок, (средний)
Тыква, капуста, картошка (безымянный)
Лук и немножко горошка. (мизинец)
Овощи мы собирали, (мизинец)
Ими друзей угощали, (безымянный)
Квасили, ели, солили, (средний)
С дачи домой увозили. (указательный)
Прощай же на год, (большой палец левой руки)
Наш друг – огород! (большой палец правой руки)
10 этап Продуктивная деятельности (лепка) «Морковка для зайчика» (лепка)
Задачи:
Учить детей лепить из пластилина морковку.
Закреплять умение детей скатывать пластилин между ладонями прямыми движениями (скатывать из пластилина колбаски).
Учить детей сплющивать колбаску с одного конца.
Учить создавать изображение, соединяя 2 – 3 детали прижиманием.
Продолжать учить детей внимательно слушать объяснение воспитателя.
Формировать интерес к работе с пластилином.
Материал:
Демонстрационный: игрушка – зайчик, искусственный кустик, картинки с овощами, морковка слепленная воспитателем, корзиночка для зайчика, корзина.
Раздаточный:
дощечка для лепки, пластилин оранжевого цвета (разделённый на кусочки, пластилин зелёного цвета.
Перед лепкой я погрею пластилин в ладошках (пластилин я сжимаю с начала в одной ладошки, потом в другой ладошки). Когда пластилин согрелся, можно начать лепить. Сначала я буду лепить морковку. Я беру кусок оранжевого пластилина, кладу его на ладошку и буду скатывать колбаску. У меня получилась вот такая колбаска. Но морковка с одного конца толстая, а с другого – острая. Я беру колбаску и с одного конца пальчиками сплющиваю пластилин (по кругу, так, чтобы от пальчиков не оставалось следов. У меня получилась колбаска с одного конца с острым кончиком, а с другого толстый кончик.
Воспитатель: Вот у меня получилась морковка. Теперь мне надо слепить травку для морковки. Чтобы сделать травку для морковки, я беру кусок зелёного пластилина, отщипываю от большого куска немного пластилина, кладу на ладошку и скатываю тонкую колбаску. Получилась травка, и я её прижимаю к толстому концу морковки.
Ещё отщипываю от большого куска немного пластилина, кладу на ладошку и скатываю тонкую колбаску. Получилась травка, и опять я её прижимаю к толстому концу морковки, вот так. Морковка готова.
Детям раздаётся раздаточный материал: дощечка для лепки, бумажная салфетка, пластилин оранжевого цвета (разделённый на кусочки средней величины, пластилин зелёного цвета в брусках.
Воспитатель предлагает детям начать лепить. По ходу работы воспитатель вновь проговаривает последовательность работы. Дети лепят, в процессе лепки воспитатель контролирует выполнение приёмов раскатывания и придания нужной формы. Ребёнку, который затрудняется, можно показать индивидуально. Воспитатель подбадривает, хвалит детей.
11 этап Рефлексия
Воспитатель: Зайчик, посмотри, сколько детки тебе морковок слепили. Теперь тебе и твоим братикам – зайчатам хватит. Ребята посмотрите на зайчика, он улыбается и говорит вам большое спасибо! Я тоже хочу вас похвалить, вы внимательно меня слушали, и у вас ребята получились красивые, аппетитные морковки. Молодцы!
Зайчик: Спасибо ребята! А теперь, мне пора домой, до свидания!
Дети прощаются с зайчиком.
Ребята давайте вспомним с вами, что мы делали?
- Какие овощи вы знаете? А как их можно назвать вместе одним словом?
- Вам понравилось наше занятие? А что именно?
- Какие овощи растут в земле? Какие на земле?
Какие все молодцы!