Самедова Виталия
Конспект коррекционо-развивающего занятия «Я учусь владеть собой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие произвольной саморегуляции двигательной активности и
поведения
Материалы: маленькие бусинки, мяч, обруч
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия:
Дети сидят на ковре по кругу. Педагог передает клубок ниток ребенку, приветствуя его ласково, ребенок предает следующем точно так е и так далее.
2. Беседа.
«Наше занятие посвящено преодолению тревожных состояний. Как вы думаете, что такое тревожность? Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного. Как выглядит тревожный человек? (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.) Как вы думаете, какие физиологические изменения происходят в его организме? (Учащение сердцебиения, дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и пр.).
Публикация «Конспект коррекционо-развивающего занятия „Я учусь владеть собой“» размещена в разделах
Какие ситуации вызывают у людей тревожность? Вспомните ситуации, когда вы тревожились. Люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Накануне важных событий в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Вслед за ними, как правило, следует собранность, сосредоточенность, концентрация. Наши отрицательные эмоции считают «сторожами», которые не дают нам впасть в беспечность, что угрожало бы нашей жизни. Важно знать, что определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Однако повышение оптимального уровня и длительное пребывание в таком состоянии опасно, так как приводит к состоянию ступора. Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, испытывает стресс. Стресс – в переводе с английского языка обозначает давление, натяжение, усилие». Очень важно уметь преодолевать данное напряжение и помогать организму.
3. Игра «Камушек в ботинке» Игра проходит в два этапа.
Первый этап (подготовительный) : «Случалось ли, что вам в ботинок попал
камешек? Ведущий кладет маленькие бусинки в сандалии каждому и просит
пройти. Сначала камешек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть его,
найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и
неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если
очень не хочется, нам приходиться снимать ботинок и вытряхивать камушек.
Он почти всегда совсем крошечный, и мы даже удивляемся, как такой
маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Нам-то
казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвия бритвы краями».
Далее вы говорите ребё нку: «Случалось ли, что вы так и не вытряхнули
камешек, а, придя домой, просто снимали ботинки?» Тогда в
освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но
на утро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль,
соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем, более сильная,
чем накануне, обида, злость – вот такие чувства обычно испытывают дети.
Так маленькая проблема становиться большой неприятностью.
Второй этап:«Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это
воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же
почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой.
А если оставим камушек на месте, то у нас, скорее всего, возникнут
проблемы, и не малые. Поэтому всем людям – и взрослым, и детям – полезно
поговорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.
Далее вы говорите: «Давайте договоримся: если кто-то из вас скажет: «У
меня камушек в ботинке», мы все сразу поймем, что вам что-то мешает, и
сможем поговорить об этом. Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какогото неудовольствия, чего-то такого, что мешало бы вам. Если чувствуете.
Скажите нам, например: «У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что
Олег стукнул меня». Расскажите. Что вам ещё не нравится. Если же вам
ничего не мешает, вы можете сказать: «У меня нет камушка в ботинке». И вы
вместе оговариваете способ, как можно избавиться от «камушка». Поиграв
несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем испытывают потребность
рассказывать о своих проблемах.
4. Упражнение «Даже если… – в любом случае…»
Детям раздаются листочки, на которых написано «Даже если…», каждый должен продолжить фразу указав какую-то свою проблему ( например: мне плохо, я невезучий, у меня нет отца, я получил двойку и т. д.).
Листочки передаются по кругу до тех пор, пока не вернутся к владельцу. Каждый, к кому попал листок - дописывает предложение, начиная со слов «в любом случае…». Заканчивать надо положительной фразой, тем, что дает силы, вдохновляет ( например: это только на сегодня, я могу видеться с моим отцом, я не буду расстраиваться, и впадать в депрессию, а исправлю двойку и т. д.).
Рефлексия. Получилось выполнить упражнение? Трудно было выполнять? Вывод: в сложных ситуациях необходимы навыки саморегуляции. Можно пользоваться правилом: «Мысли выбирай, как цветы – и выбирай только красивые (положительные)».
5. Психогимастика «Драка»
«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните,
крепко- накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до
боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько минут.
Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура.
Неприятности позади!».
Как только почувствуешь, что хочется кого-то стукнуть: обхвати ладонями
локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека.
.Игра «Злые - добрые кошки»
Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого на полу
лежит физкультурный обруч. Это «волшебный Круг», в котором будут
совершаться «превращения».Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу
ведущегопревращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается.
При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг
обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее.»,
— и ребенок, изображающий кошку, делает все более и более «злые»
движения. По повторному сигналу ведущего «превращение» заканчивается,
после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется.
Когда все дети побывают в «волшебном круге», обруч убирается, дети
разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу
взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать и сам
ведущий.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если
оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает
пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному
сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами.
На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать
добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек,
которые ласкаются друг к другу.
6. Упражнение «Похвалилки»
Цель: повысить самооценку и значимость учащегося в коллективе.
Дети садятся в круг. Далее по очереди должны озвучить какое-либо одобряемое окружающими действие, которое он совершил, начав словами «Однажды я…». Например, «однажды я очень быстро выполнил домашнее задание» и т. д.
Рефлексия. После того, как все дети выскажутся, педагог может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами.
7. Упражнение «Пушинка».
«Ребята, сядьте удобно, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. Представьте, что у вас в ладошке есть мягкая, белоснежная пушинка. Прошепчите ей все самые теплые и добрые слова и пожелания. Например: «Я вас всех люблю, желаю счастья, мой класс самый лучший, самый замечательный и дружный и т. д.». А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, улыбнитесь друг другу и подарите всем свою пушинку, дунув на ладошку».
8. Ритуал прощания.
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает
психолог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши
к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что
дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей
дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»