Мартемьянова Мария Юрьевна
Консультация для педагогов «Знакомство с дидактическим материалом «Цветные счетные палочки Кюизенера»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель консультации : повышение педагогической компетенции по работе с дидактическим материалом «Цветные счетные палочки Кюизенера».
Задачи консультации : формирование представления у педагогов о математическом дидактическом материале; знакомство педагогов с «Цветными счетными палочками Кюизенера».
Публикация «Консультация для педагогов „Знакомство с дидактическим материалом „Цветные счетные палочки Кюизенера“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Палочки Кюизенера
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Цвет. Учим различать цвета. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
Методы и приё мы: словесные (беседа, вопросы, наглядные (показ презентации, практические (альбом-игры).
Оборудование: памятка, ИКТ, альбом-игры, набор «Цветные счетные палочки Кюизенера».
1. Организация
Здравствуйте уважаемые педагоги, меня зовут Мария Юрьевна, и свою консультацию хочу начать со стихотворения Юрия Яковлева:
Без счета не будет на улице света.
Без счета не сможет подняться ракета.
Без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Стихотворение повествует нам о важности счета в жизни. Я думаю, что счет важен для человека в жизни и первые навыки нужно формировать в дошкольном возрасте. Сейчас я предлагаю подумать, что же такое счет и для чего он нам нужен.
2. Актуализация знаний
Счет – это действие благодаря, которому мы можем определить любое количество предметов и не только. Мне бы хотелось узнать у вас, как вы думаете счет важен в жизни человека? Ответы педагогов.
Где мы в повседневной жизни применяем счет? Ответы педагогов.
Если счет важен, то какими способами нужно формировать его у детей? Ответы педагогов.
3. Сообщение новой информации
Сегодня хочу вас познакомить, а может кто-то уже знаком с интересным дидактическим материалом «Цветные счетные палочки Кюизенера». Разработал дидактический материал для развития у детей математических способностей бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976). В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10 мм, является кубиком. Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Каждая палочка образует определенное «семейство». Палочки 2,4,8 образуют «красную семью»; 3,6,9 «синюю семью». «Семейство желтых» составляют 5 и 10. В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает.
Подбор палочек в одно «семейство» происходит не случайно. А связан с определенным соотношением их по размеру. Например, в «семейство красных» входят числа кратные двум, «семейство синих» состоит из чисел, кратных трем; числа кратные пяти, образованы оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета («семейство белых») целое число раз выкладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство».
Использование палочек Кюизенера способствуют :
• Формированию понятия числовой последовательности, состава числа;
• Подводит к формированию у детей отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. Др;
• Учат детей делить целое на части и измерять объекты условными мерками;
• Дети знакомятся со сложением, умножением, вычитанием и делением чисел.
• Развивается детское творчество, фантазия и воображение, познавательная активность;
• Развивается умение работать в коллективе.
Для того, чтобы познакомить ребенка с палочками Кюизенера существуют определённые этапы, о которых я сейчас расскажу.
Этапы обучения:
На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма (возраст 3-5 лет).
На втором этапе палочки уже выступают, как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий (возраст 5-7 лет).
Существует множество пособий для каждого возраста, по которым удобно и интересно заниматься с детьми.
3. Практическая работа
Сейчас я вам предлагаю познакомиться с пособиями к цветным палочкам и попробовать самим с ними поработать. Педагогам младшей группы я предоставляю альбом-игру «Волшебные дорожки», представлен на экране. На иллюстрациях изображены детские сказки такие, как «Волк и семеро козлят» и «Заюшкина избушка». Представьте себя на месте детей и вам нужно подобрать по размеру, по количеству и по цвету палочки Кюизенера, чтобы составить картинку. Таким образом, дети знакомятся с понятием «один и много», сравнивают предметы по количеству и величине, ориентируются на плоскости.
Для педагогов, работающих в средней группе, я предлагаю альбом-игру «Дом с колокольчиком», представлен на экране. На иллюстрациях изображены детские сказки такие, как «Красная шапочка» и «Дюймовочка». Представьте себя на месте детей, вам нужно подобрать по размеру, по количеству и по цвету палочки Кюизенера, чтобы составить картинку. Выполняя задания из альбома у детей развивается воображение, мелкая моторика рук и аккуратность, а также развитие внимания.
Педагогам старшей и подготовительной к школе группы, я предлагаю альбом-игру «Посудная лавка», представлен на экране. Первая игра конструирование посуды на рабочих листах. Нужно составить рисунок чайника из палочек Кюизенера на листах. Вторая игра конструирование посуды по замыслу, на рабочих листочках изображена только половина изображения. Нужно правильно подобрать нужные палочки, чтобы получился рисунок. Этот альбом развивает у детей речь, память, внимание; умение сравнивать; умение работать по схеме; знакомство с симметрией.
Вот мы познакомились с пособиями, узнали, как с ними можно работать, а теперь я вам предлагаю самим придумать и что-то составить из палочек Кюизенера. Педагоги составляют свои постройки. Отличные работы у вас получились, смотрите на экране, что еще можно с детьми построить из палочек.
4. Закрепление материала
Наша консультация подходит к концу, и я бы хотела узнать, полезной была для вас информация про «Цветные счетные палочки Кюизенера»? Ответы педагогов. Понравилось работать с таким набором? Ответы педагогов. Использовали бы вы палочки Кюизенера в работе с детьми? Ответы педагогов.
Мне интересно ваше мнение, насколько хорошо вы оцениваете мою консультацию и оценки предлагаю ставить необычным способом, палочками Кюизенера, так как каждый цвет отображает определенное число и оценку нужно выбрать от 1 до 10.
Спасибо за ваше мнение, вы можете лучше ознакомиться с «Цветными счетными палочками Кюизенера», прочитав памятку.