любовь мителева
Конспект Конспект занятия «Зачем зимой снег?» Конспект занятия «Зачем зимой снег?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Зачем зимой снег?»
Задачи:
-Развивать познавательный интерес, любознательность.
-Воспитывать бережное отношение к природе.
-Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя.
Активизация словаря: опыт, кристаллы, снегопад, оттепель.
Формы и методы организации совместной деятельности
Познавательно - исследовательская
Опыт — демонстрация «Снежинка - прозрачная, снег — белый», опыт со снегом
Темочки:
Игровая
Дидактическая игра «Хорошо - плохо»
Коммуникативная
Отгадывание загадок, беседа после чтения сказки
Восприятие художественной литературы и фольклора
Чтение сказки «Зачем зимой снег»
Двигательная
Физкультминутка «Снежинок хоровод»
Музыкальная
Музыкальное сопровождение физкультминутки
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Ход занятия:
Познавательный опыт
Воспитатель: мы сегодня с вами будем говорить о том, чего вы все ждете с большим нетерпением. Но чтобы узнать, что это, вам надо отгадать загадку:
Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось —
На землю с неба к нам свалилось.
(Снег)
– Да, это снег.
Послушайте красивое стихотворение Ивана Сурикова :
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
Воспитатель: А вы знаете, что у нас в России снег зимой бывает почти на всей территории страны, разница только в количестве снега. На севере снега много, а южнее его намного меньше.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Хорошо — плохо».
«Перечислите мне, пожалуйста, когда снег – это хорошо, когда снег – это плохо.
Дети перечисляют: хорошо, когда строим горки и снежные крепости, лепим снежную бабу, снеговиков, катаемся на санках, лыжах, коньках и т. д.
Плохо - тяжело идти, засыпаны дорожки, если снега много, можно промочить ноги, ноги могут замерзнуть, можно заболеть, не может проехать машина, может застрять в снегу, холодно и т. д.
- А вы знаете из чего состоит снег?
Дети: из снежинок.
Воспитатель: А что такое снежинка? Это снежный или ледяной кристалл. Оказывается, снежинок так много, что считают, что не бывает двух одинаковых снежинок.
Воспитатель показывает детям искусственную снежинку на ниточке, предлагает рассмотреть её, задает вопрос «Сколько лучей у снежинки?» объясняет, что все снежинки имеют лучики, они бывают большие и маленькие.
Вопрос: «Какого цвета снежинка?» Нам кажется, что она белая. На самом деле снег не совсем белый. Белым он кажется только в тот момент, когда на него падают солнечные лучи. Да и в этот момент трудно не заметить его голубовато-серый оттенок. Оказывается, если разделить снежное покрывало на снежинки, каждая из них была бы прозрачной.
Демонстрация опыта:
Хотите провести опыт, который поможет нам разобраться: почему снег белый?
Рассматриваем большой лист прозрачной упаковочной пленки, посмотреть на просвет — он прозрачен; после разрезаем его на несколько частей — все части прозрачны, но если их мелко-мелко настричь и насыпать горкой, то образуется кучка белого цвета. (тоже происходит в природе со снегом и льдом)
Дети рассматривают большой лист пленки, части листа и делают вывод, что если много маленьких кусочков сложить горкой, то они не прозрачны. Горка белого цвета.
Воспитатель задает вопросы:
- Что же такое снежинки?
-Где образуются снежинки?
-Все ли снежинки долетают до земли?
-Как падают снежинки?
-Почему не существует одинаковых снежинок?
Дети отвечают на вопросы:
- Снежинки это кристаллы льда;
-Снежинки образуются высоко в небе;
-Не все снежинки долетают до земли, если на улице тепло, то они тают в воздухе;
-Снежинки падают медленно;
Снежинки падают медленно, потому что у каждой снежинки свой путь.
Физкультминутка.
Снежинки.
( По тексту делать легкий массаж: касаться пальчиками разных частей тела).
Падают снежинки, белые пушинки.
Падают на плечи
Падают на ножки,
Падают на щечки, также на ладошки.
Падают на грудку, падают на нос.
С северного полюса ветер их принес.
Воспитатель: давайте узнаем, зачем, зимой снег, послушайте сказку, которая так и называется «Зачем зимой снег?»
Задает вопросы:
-Кто спорил о том, что снег это хорошо или плохо?
-Почему для Зайца снег это плохо?
-Почему для Тетерева снег это хорошо?
-Кого просили Тетерев и Заяц рассудить спор?
-Что отвечали животные?
-Кто выиграл спор? Почему?
-Для чего же зимой снег?
Слушают сказку.
Отвечают на вопросы:
-Между собой поспорили Заяц и Тетерев.
-На снегу остаются следы, следы выдают, то собака выследит, то лиса.
- Тетереву хорошо, ночью под снегом тепло.
-Тетерев и Заяц спрашивали у Мышки, Медведя, Соек.
- Мышке хорошо под снегом, снег не только от мороза прячет, но и от совы и лисы. Под снегом есть еда для Мышей. Медведь сладко спит под снегом до самой весны, ему там тепло и уютно. У Соек кладовые под снегом.
-Спор выиграл Тетерев, потому что все животные снег добрым словом вспоминают.
-Под снегом животным и растениям тепло.
Воспитатель предлагает детям провести опыт со снегом.
Взять стаканчики, насыпать в них снег и поместить их в горячую и холодную воду и понаблюдать что произойдет.
Дети насыпают снег в стаканчики, помещают их в холодную и теплую воду, наблюдают, что происходит со снегом. Делают выводы, что снег в теплой воде тает быстрее.
- В какую погоду комки из снега лепятся лучше и почему?
Ответы детей
Дети делятся своими впечатлениями после опыта.