Екатерина Климова
Конспект занятия «Развитие слухового внимания и фонематического восприятия» в старшей группе по обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятие в старшей группе по обучению грамоте на тему :
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
Воспитатель : Климова Е. И
Тема: Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Формирование фонематического восприятия заключается в последовательности усвоения фонематических представлений, позволяющих выходить за пределы непосредственного опыта ребенка, подготавливая его к усвоению ритмико-интонационной стороны речи. Параллельно формируется скоординированная работа речеслухового, речедвигательного, зрительного анализаторов, обеспечивающих основу коммуникативной функции речи.
Таким образом, формируя фонематическое восприятие, можно уменьшить дефицит языковой способности, развить мышление и коммуникативную компетенцию ребенка.
Программные задачи :
познакомить с правилами поведения на занятии;
развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале неречевых и речевых звуков.
Оборудование:
небольшая ширма;
звучащие игрушки и предметы (бубен, барабан, колокольчик, губная гармошка и пр.);
Ход занятия:
1. Организационный этап
- Садится тот из детей, кто хлопками воспроизведет заданный логопедом ритм звучания «волшебного бубна».
2. Сообщение темы занятия
- Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.
(Детям объясняются правила поведения на занятии : не мешать соседям, поднимать руку и пр.).
3. Развитие слухового внимания. Игра «Молчанка»
- Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки. Проводится игра «Молчанка».
- Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков.
Посмотрите, сколько разных предметов перед вами. Эти предметы могут звучать по-разному.
Послушайте эти звуки.
А) работа ножниц, шуршание бумагой, постукивание молотком, постукивание ложечкой о стакан.
А сейчас отгадайте предмет по звучанию.
Действия выполняются логопедом за ширмой, а дети называют, что звучало.
Б) - Игра «Что звучит?»
Детям предлагается при зрительном контроле послушать звучание четырех предметов (бубен, барабан, колокольчик, губная гармошка). Затем предметы убираются за ширму, и дети отгадывают - что звучит.
Уточняется, что дети слушали разные ЗВУКИ.
4. Физминутка
Игра «У кого колокольчик?»
Дети образуют круг. Водящий становится в центр круга и закрывает глаза. Дети передают колокольчик друг другу. По беззвучному сигналу логопеда ребенок, получивший колокольчик, звонит и прячет колокольчик за спину. Водящий определяет направление звучания и угадывает того, кто звонил.
5. Знакомство с термином «Речевой звук»
Вы уже слышали, как звучат разные не живые предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».
Где-то собаки рычали: Листья на ветру шумели:
• Р-р-р’ —Тсс!
В стойле коровы мычали: Змеи в лесу шипели:
• Мммуу! — Шшш!
В комнате мухи жужжали: А комары все пели:
• Жжж! — Ззз!
Мимо машины бежали: Непоседа мячик днем и ночью
• Тррр! Успокоиться не хочет:
Гудели от ветра все провода: — Пам! Пам!
• Зззнь! Куклы кашляют в постели —
Капала в кухне из крана вода: Днем мороженое ели!
• Динь! — Кхх! Кхх!
Перекликались в ночи поезда:
• Ууу! Ууу! Э. Нийт. (Перевод с эстонского Е. Ракеева)
- Как перекликались поезда? (Ууу) Как коровы мычали? Как куклы кашляют от мороженого?
Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить.
Звуки издают разные животные, а мы с вами — говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и образуют слова. А помогают говорить нам наши ротик, губки, язычок и голосок. Запомните главное правило: Звуки мы слышим и говорим! (выставляется табличка, см приложение)
7. Итог занятия.
- Что вы на занятии учились слушать и различать? (Звуки)
Что вы узнали про звуки? (Звуки мы слышим и говорим)