Матвеева Марина Александровна
Конспект комплексной ООД «Тарелочка для мишки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексной ООД.
"Золотая хохлома. Тарелочка для мишки".
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие"», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: знакомство детей с народным промыслом "Золотая хохлома".
Задачи:
• Рассказать детям об истории возникновения хохломского промысла
• Рассмотреть основные элементы хохломской росписи, изделия хохломской росписи
Публикация «Конспект комплексной ООД „Тарелочка для мишки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
• Развивать интерес к изучению народных промыслов
• Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев
• Учить украшать тарелочку декоративными элементами в стиле хохлома.
Оборудование и материалы:
-магнитофон, записи народной музыки;
- посуда, мебель с хохломской росписью.
-кукла Маша;
-ободки на голову "Мастер" в стиле хохлома;
-картонные тарелочки, заготовки для украшения тарелочек в стиле хохлома (клубничка,листочки с цветами)
-клей,влажные салфетки для рук;
-коробка для сюрпризного момента; конверт с письмом;
-иллюстрации "История возникновения хохломской росписи",этапы создания изделий.
Ход ООД:
Организационный момент: дети присаживаются на стульчики.
-Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся!
-Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята,а для чего люди здороваются? Что они хотят сказать, говоря "Здравствуйте?"
-Дети: Изучаем с детства мы правила приветствия,
"Здравствуй"-лучшее из слов, означает:"Будь здоров!"
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Чтобы быть здоровыми, нужно следить за своей осанкой: сядьте, пожалуйста, ровно, выпрямите спины, ноги должны стоять на полу.
Воспитатель :
А теперь,ребята:"Друг на друга посмотрите и другу улыбнитесь: ты мой друг и я твой друг- стало радостно вокруг!"Какое у вас сейчас настроение (ответы детей)
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: "Ребята, пойду, посмотрю, кто это к нам пришёл".(возвращается с куклой Машей, героиней мультфильма "Маша и медведь")
-Ребята, узнаёте, кто это (ответы детей). Дети здороваются с куклой.
Ребята, Маше нужна наша помощь. У мишки скоро день рождения, а мишка очень любит принимать гостей!Маша хочет сделать мишке приятное: подарить посуду, которая будет в любое время года дарить солнечное настроение и радость, потому что сама сверкает, как солнышко и переливается яркими красками. Маша слышала, что такую посуду делают и расписывают народные умельцы, называется эта посуда "Золотая хохлома",но как посуда выглядит, Маша не знает. Поможем Маше разыскать такую посуду (ответы детей)
Предлагаю вместе с Машей отправиться в путешествие, в музей "Золотая хохлома"!
Ребята, перед путешествием давайте вспомним правила поведения в музее:(ответы детей)
А теперь садимся в паровозик и отправляемся в путь (дети поочерёдно выстраиваются в колонну и под народную музыку едут в музей). Располагаются вокруг столов с хохломской посудой.
Рассказ воспитателя об истории возникновения посуды с хохломской росписью:(демонстрация цветных иллюстраций с этапами изготовления и росписи посуды).
Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода в деревне Хохлома, которая стоит на берегу реки Волга.
Производство деревянных изделий с Хохломской росписью состоит из нескольких этапов.
Прежде всего, необходимо сделать грубые бруски-заготовки из дерева. Это называется «бить баклуши». Затем мастер при помощи токарного станка снимает с заготовок излишки древесины и придает им нужную форму. Так появляются различные изделия: резные ковши, чашки, ложки, шкатулки
После сушки основу покрывают жидкой очищенной глиной, которая сохнет около 7-8 часов. Далее основа покрывается несколькими слоями льняного масла, и ждут, пока оно высохнет, но не полностью!
Следующий этап – обработка поверхности изделия для придания ему золотистого цвета. Для получения золотистого цвета на деревянную заготовку наносится серебристо-оловянный порошок, и ставят в печь до получения медово-золотистого оттенка.
Итак, изделия готовы для росписи. В Хохломской росписи применяются масляные краски. Её характерными цветами являются красный и черный. Также в узорах можно встретить зеленый и желтый цвета.
Основные орнаменты, использующиеся в Хохломской росписи:
пряник (квадрат или ромб внутри чашки или блюда, украшенный стебельками, ягодами, цветами);
травка – узор из крупных и мелких травинок;
кудрина – листья и цветы в виде золотых завитков на красном или черном фоне;
ягодки рябины, земляники.
Все изделия расписываются вручную и узор нигде не повторяется.
Заключительным этапом является покрытие изделий специальным лаком для получения золотистого оттенка. Лак наносится в 4-5 слоёв с промежуточной сушкой каждого слоя, затем изделия закаливают в печи. Так рождается «золотая» Хохлома.
Дети рассматривают чашки, ложки, тарелки, игрушки, расписную мебель: из какого материала изготовлены мебель и посуда, какие цвета использовали мастера для росписи посуды, обращают внимание на наличие множества элементов,выполненных золотой краской. (Вместе с ребятами посуду и мебель рассматривает кукла Маша).
Воспитатель обращает внимание детей на коробку и конверт, лежащий на коробке.
Распечатывает конверт,читает:"Ребятам детского сада №26,группа №13,на память о посещении музея"(внутри оказываются картонные тарелки, покрытые золотой краской)
Ребята, вот, здорово! Какой замечательный подарок нам сделали работники музея! Эти тарелочки нам очень пригодятся!
Воспитатель: Ребята, предлагаю отдохнуть и подвигаться под весёлую песню "Золотая Хохлома"(разминка под музыку)
Дети вместе с воспитателем под песню "Хохлома" выполняют танцевальные движения, а потом "садятся в паровозик" и "возвращаются в группу вместе с куклой Машей.
Продуктивная деятельность:
Воспитатель :ребята, предлагаю украсить наши тарелочки и подарить их мишке, согласны (ответы детей)
Чтобы у нас всё получилось, сделаем зарядку для глаз:
Глазки вправо, глазки влево, глазки вверх и глазки вниз
Мастера взялись за дело,эй,ребята-не ленись!
Воспитатель напоминает детям о правильной осанке за столом.
Воспитатель:
Перед каждым из Вас стоит тарелочка с заготовками: это клубничка, листья и цветы. В центр тарелочки мы приклеим клубничку, а сверху, снизу,справа и слева- листья с цветочками.
Дети приступают работе, воспитатель с куклой Машей наблюдают за деятельностью детей, помогают по требованию, хвалит детей за старание.
По окончании работы воспитатель хвалит детей, собирает тарелочки и складывает их в коробку, отдаёт Маше. Маша благодарит детей за помощь.
Рефлексия:
-ребята, какое у Вас сейчас настроение (дети поднимают грустный или весёлый смайлик)
-Вам понравилась поездка в музей "Золотая хохлома"? Вам было интересно?
-Из каких материалов выполняют посуду с хохломской росписью?
-Какие краски используют художники,расписывая эту посуду?
-Продолжите предложение: посуда с хохломской росписью. (красивая,солнечная,радостная,нарядная,яркая,золотая,необычная.)
Ребята, Маша благодарит вас за помощь и дарит вам на память ободки мастеров! Воспитатель раздаёт детям ободки, Маша прощается и уходит с коробкой тарелочек для мишки.