НАТАЛЬЯ ШАКИРОВА
Конспект комплексного занятия «Волшебник Дед Мороз» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
Комплексного занятия «Волшебник-Дед Мороз»
Ход занятия
Приветствие
Приветствие педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:
Собрались сегодня снова,
Все к занятию готовы!
Будем весело играть
И друг другу помогать!
Обучение чтению. Знакомство с образом буквы «Б».
Цель: познакомить с буквой «Б», развитие моторной и зрительной памяти, устойчивости и произвольности внимания, закрепление графического образа буквы.
Материал: игрушка Белка, иллюстрация «Б-барабан», буква «Б» из бархатной бумаги наклеена на белый лист, пластилин, картонный квадрат для буквы.
Ход занятия:
Белка: - Привет, ребята! Знаете, где я вчера была? – В магазине барабанов! Ведь у моего друга Зайца скоро день рождения! Вот я и решила подарить ему барабан! (Показывает картинку «Б-барабан».) Пришла я в магазин, много всяких барабанов пересмотрела. Потом взяла один барабан с палочками и только собиралась по нему побарабанить, как он выпрыгнул из моих лапок и сказал:
- Поаккуратнее! Я вовсе не барабан, а буква! Буква «Б»!
- А что же ты здесь делаешь? - удивилась я.
- Я тут слушаю, как барабанят барабаны! Я люблю барабанный бой.
Так мы и подружились с буквой «Б». (Вешает на доске букву «Б».) Оказалось, что буква «Б» не только внешне похожа на барабан с палочками, но и её звук напоминает бой барабана:
Б-б-б! Скажем вместе: Б-б-б.
Звонко «Б» всегда звучит,
Словно барабан стучит:
«Бам-бам-бам, бам-бам-бам,
Быстро встаньте по местам!»
- А может ли эта буква петь? (Дети пробуют произносить звук «Б» и проходят к выводу, что он не поётся, потому что губы закрывают дорогу воздуху. То есть буква «Б» - согласная.)
- На что ещё похожа буква «Б»? (На шарик, закатившийся в уголок, на бочонок с краном.)
- Давайте проведём пальчиком по бархатной спинке буквы «Б» и запомним, как она пишется: палочка вниз – раз, полукруг – два, крышечка – три.
Белочка просит ребят слепить для неё букву «Б», потому что «Б» - белочкина буква, и белка хочет научить своих бельчат писать и читать букву «Б».
- Сколько элементов в букве «Б»? (Три.) Сколько пластилиновых колбасок нам понадобится, чтобы вылепить эту букву? (Три.)
Дети лепят букву «Б» из пластилина, прикрепляя на картонный квадрат. Белочка хвалит их за хорошую работу.
Белка: - Буква «Б» говорит, что в ней прячется ещё одна буква. Догадайтесь, какая? (Буква «Г».) Педагог пишет на доске букву «Г» и просит дописать её так, чтобы получилась буква «Б». Кто-то из детей дописывает полукруг.
В заключение педагог берёт мяч. Дети встают в круг. Педагог называет разные слова и бросает мяч каждому ребенку по кругу. Дети ловят мяч, отвечают, на «Б» начинается слово или нет, и бросают мяч обратно.
(Слова на «Б»: бабушка, белка, бублик, баранка, булка, барабан, бобёр, бык, бусы, буду, барашек, банка, букашка, божья коровка, больница, бумага, баня, бревно, блин и т. д.)
Развитие речи. Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер».
Вопросы:
1. Кого старик встретил на пути?
2. В какое время года бывает сильный мороз?
3. В какое время года особенно греет солнце?
4. Как следует одеваться, когда на улице мороз? Солнце? Ветер?
5. Какими в сказке изображаются Мороз, Солнце и Ветер?
6. О чём поспорили Мороз, Солнце и Ветер?
7. Кого старик почитал больше всех? Почему?
8. Кого вы считаете самым сильным – Мороз, Солнце или Ветер? Кого любите больше всего?
9. Понравилось ли вам, что герои сказки стали спорить, кто из них важнее?
Как ты понимаешь выражение «Каждый важен по-своему»?
Развитие моторики руки. «Солнышко» .
Цель: развитие моторики, развитие умения работать с прищепками.
Материалы: на каждого ребенка: кружок - солнышко, прищепки (8-9).
- Солнышко огорчилось, что старик не ему поклонился, спрятало свои лучики. Давайте сделаем солнышку новые лучики и попросим его никогда не уходить и не прятать свои ласковые, теплые лучи.
Дети делают солнечные лучики из прищепок под слова потешки:
Солнце просыпается,
В небо поднимается,
Согревает нас лучами:
- Здравствуй, солнце, мы скучали!
Развитие моторики. «Ветер»
Цель: развитие мелкой моторики.
Материалы: резиновые груши, таз с водой, кораблик.
- Как вы думаете, кем по профессии был старик, который поклонился ветру? (Варианты ответов.) Давайте представим, что он был рыбаком и плавал на корабле под парусами. Поэтому он особенно уважал ветер и просил его посильнее дуть в паруса. (Педагог подводит ребятишек к тазу с водой и кладёт на воду кораблик.)
- Чем сильнее дует ветер в паруса, тем быстрее плывёт корабль старика. Но сейчас ветра нет, и поэтому кораблик стоит на месте! Давайте поможем старику-рыбаку и сами сделаем ветер с помощью наших резиновых груш! Направьте носики груш на кораблик и быстро сжимайте и разжимайте их. Кораблик и поплывёт!
Дети «дуют» на паруса с помощью резиновых груш. Педагог читает стишок:
Если даже ветра нет,
Знаем мы один секрет!
Ветер сделаем мы сами,
И кораблик с парусами
Быстро-быстро поплывёт
Всё вперёд, вперёд, вперёд!
Развитие речи. Игра «Скажи наоборот»
Цель: развитие речи, мыслительных операций классификации, анализа, синтеза, расширение словарного запаса.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Педагог бросает мяч ребятам по очереди, предлагая им закончить предложения:
- Летом ночи тёплые, а зимой. (холодные).
- Зимой холодно, а летом … (жарко).
- Летом небо светлое, а зимой (темное).
- Снег мягкий, а лёд (твердый).
- Одни сосульки длинные, а другие … (короткие).
- Вода в море прозрачная, а в луже (мутная).
- У лисы хвост длинный, а у зайки (короткий).
- Дерево высокое, а кустик (низкий).
- Река широкая, а ручеёк (узкий).
- Перчатки тонкие, а рукавички (толстые).
Физминутка. «Мороз, солнце, ветер»
Педагог организует физкультминутку на ковре. Дети идут по кругу под музыку, Педагог даёт им команды «Солнце», «Ветер» или «Мороз»:
При слове "Солнце" дети поднимают руки вверх, затем медленно опускают через стороны, широко разведя пальцы-лучики.
При слове "Ветер" дети идут по кругу вперёд спиной, «закрываясь от ветра».
При слове "Мороз" - прыгают на месте, потирая руки ладонями (будто им холодно).
Конструирование. Кубики Никитина. «Морозный цветок»
Цель: развитие мыслительных операций анализа, синтеза; внимания.
Материалы: раздаточный лист «Морозный цветок». Кубики Никитина.
- Однажды опять поспорили Солнце и Мороз о том, кто из них сильнее и важнее. Солнце сказало: «Когда я согреваю землю, начинают расти цветы, а ты ни одного цветка вырастить не сможешь».
Ответил Мороз: - Когда я дую, на окнах ледяные цветы распускаются.
- Это не в счет, - ответило Солнце. - Ты попробуй живой цветок вырастить.
Но не зря Деда Мороза считают волшебником: ударил он по земле своим волшебным посохом, и вырос на этом месте цветок. Но только этот цветок всё равно был похож на зимнюю снежинку. Полетали вокруг него пчелки и бабочки, но сесть не решились. (Дети получают раздаточные листы.)
- Порадуйте дедушку Мороза - украсьте его цветок кубиками, чтобы он стал ещё красивее. Кубики какого цвета вам понадобятся? (Синие и белый.) Каких больше? Каких меньше? Сколько всего?
Развитие внимания и математических способностей. «Ёлочные игрушки»
Цель: развитие зрительного внимания, математических способностей. Отработка счета в пределах 8-ми, повторение изученного.
Материал: каждому ребёнку: раздаточные листы, счетный материал: круги, квадраты, треугольники; карточки с цифрами.
Ход игры:
- Дед Мороз решил проверить, насколько вы внимательные и хорошо ли умеете считать.
- Найдите на ёлке все шарики, посчитайте их и положите перед собой такое же количество кружков. Сколько кружков вы положили? Поднимите нужную цифру. («8».)
- Теперь найдите на ёлке все игрушки квадратной формы и положите в ряд под кружками столько квадратов, сколько квадратных игрушек вы нашли. Сколько у вас получилось – поднимите карточку с цифрой. («6».)
По аналогии проводится работа с треугольными игрушками – дети выкладывают третьим рядом столько треугольников, сколько треугольных игрушек найдут на ёлке. Поднимают цифру «6».
- Игрушек, каких форм поровну? (Квадратных и треугольных.)
- На сколько круглых игрушек больше, чем квадратных? (На две.)
- На сколько треугольных игрушек меньше, чем круглых? (На две.)
- Как сделать так, чтобы квадратных игрушек стало столько же, сколько и круглых? (Добавить две квадратных игрушки или зачеркнуть две круглых.)
- Дорисуйте фломастером квадратные и треугольные игрушки так, чтобы их стало столько же, сколько и круглых. (Дети дорисовывают 2 квадратных и 2 треугольных игрушки.)
Массажная пауза. «Колобок»
Материалы: каждому: массажный мяч и массажная палочка.
Математика. Куб.
Цель: Знакомство с кубом. Сравнение куба и шара. Развитие логического и пространственного мышления.
Материалы: кубики разных размеров и цветов, шары, карточки с кругами и квадратами разных размеров и цветов.
- Какую геометрическую фигуру напоминает нам колобок? (Шар.) Саша, возьми шар. (Дает ребенку шар.) А ты, Оля, возьми кубик. Давайте поиграем в игру. Я сделала из конструктора ворота – закатите свои предметы в эти ворота.
Быстрее в ворота закатывается шар. Тот ребенок, у кого куб, тоже пытается катить его, но безрезультатно.
Потом дети меняются местами и игра повторяется.
После игры Педагог спрашивает:
- Какую фигуру было легче катить? – Шар.
Тогда он ставит перед детьми коробку с кубиками и предлагает взять по одному.
- Эта фигура называется куб. Попробуйте покатать куб. Почему не получается? (У куба углы, их много).
- Помните, наш шар ходил к фотографу и делал свою фотографию? Давайте и куб сфотографируем! Как вы думаете, что получится? Какую известную фигуру напоминает сторона куба? (Квадрат.)
- Подружились шар и куб. И решили сделать общую фотографию на память. (Педагог ставит справа шар, слева куб). Кто стоит справа? Кто слева? Что получилось?
Каждый малыш выкладывает «фотографию» из своего набора кругов и квадратов.
Лепка. «Кораблик»
Цель: развитие мелкой моторики руки. Формирование умения работать с пластилином. Развитие воображения и творческих способностей.
Материал: каждому ребенку: пластилин (полбруска, тонкая трубочка для сока, бумажный прямоугольник-«парус» с едва намеченными дырочками для насадки на трубочку. Красная бумажная полоска 3х1 см. Клей. Картонная подставка. Готовый образец. Доска, стека, влажные салфетки.
- Герой нашей сказки – старик – заметил, что его кораблик от времени прохудился. Паруса порвались, в днище появились пробоины. Давайте сделаем старику новый кораблик из пластилина.
Возьмите кусочек пластилина, разомните его, скатайте в шарик. Затем начинайте вминать шарик внутрь, как будто вы делаете чашечку. Чашка должна быть неглубокой.
Теперь чашечку немного сплющиваем по бокам, придавая форму лодочки, и заостряем края. Дно лодки должно быть не тонким.
Вставляем в центр кораблика палочку, на которую крепятся паруса. Эта палочка называется мачтой. Мы сделаем мачту из трубочки для сока. Закрепляем её тонкой пластилиновой колбаской.
- Теперь насаживаем на неё парус. Сверху к трубочке приклеиваем флажок. Для этого намазываем красную бумажную полоску клеем, соединяем кончики, чтобы получилась капелька, насаживаем капельку на кончик мачты, плотно склеиваем концы
полоски, одновременно приклеивая флажок к трубке.
Кораблик готов.
* Кораблик можно сделать и из соленого теста. В этом случае тесто можно раскатать с помощью скалки, вырезать из теста прямоугольник с помощью формы, затем, в зависимости от формы прямоугольника, сложить его пополам вдоль или поперек и слепить концы так, чтобы получилась форма кораблика. Дальше – по аналогии.
Аппликация. «Шуба Деда Мороза»
Цель: развитие моторики, развитие умения работать с бумагой и клеем.
Материал: Лист цветной красной бумаги, клей-карандаш (для салфеток ПВА, белая салфетка (2 шт., лист-раскраска с дедом Морозом, готовый образец.
- Художник нарисовал Деда Мороза, а раскрасить его забыл! Неужели Дед Мороз останется не раскрашенным? (Нет) Давайте мы сами его раскрасим! Но не красками и не карандашами, а с помощью кусочков красной бумаги! Отрывайте от листа красной бумаги маленькие кусочки и наклеивайте их плотно друг к другу на шубу деда Мороза.
Бороду Дедушки Мороза дети делают объёмной с помощью салфетных шариков. Дети отрывают от белой салфетки по кусочку, скатывают из него шарик и приклеивают к бороде с помощью клея ПВА.
Ай-да шуба, вот так шуба!
Посмотреть на шубу любо!
Вы ребята – мастера!
А теперь – играть пора!
Развитие познавательного интереса. Опыты с воздухом.
Цель: развить познавательный интерес, стимулировать желание экспериментировать. Стимулировать мышление через создание проблемных ситуаций. Формирование картины мира.
Материалы: Три воздушных шарика. Каждому: пакетик или резиновую медицинскую перчатку, стакан с водой и трубочку для коктейля.
Подготовка руки к письму. «Морозные узоры»
Цель: развитие графо-моторных функций, творческих способностей, фантазии и воображения.
Материалы: Рабочий лист – окно с узорами, карандаши разных оттенков синего.
- Дед Мороз любит рисовать на окнах ледяные морозные узоры. У него получается очень красиво! Какие узоры он чаще всего рисует?
1. Пёрышко (рисует на доске, дети на листках).
2. Завиток и волна.
3. Снежинка.
4. Листик.
- А теперь, когда вы умеете рисовать морозные узоры, нарисуйте их на окнах сами. Сначала обведите узоры, нарисованные пунктиром, затем продолжайте самостоятельно.
Дети работают под новогоднюю музыку.
Спортивная дорожка
Материалы: диск с любой детской весёлой и динамичной музыкой, либо песенкой. Обручи для пролезания, туннель, массажные кочки и игровые спортивные модули (оборудование зависит от оснащения клуба).
Дети под весёлую музыку проползают на четвереньках в туннеле, идут за ручку по массажным кочкам или дорожкам, перешагивают через положенные палочки и т. д.
Свободное раскрашивание
Цель: формирование положительной мотивации к раскрашиванию.
Материал и оборудование: Цветные карандаши, рабочий лист «Белка нашла мешок с подарками».
- Как-то раз наша белка скакала по лесу и нашла огромный мешок! Как вы думаете, что было в этом мешке? (Варианты ответов.) Оказалось, что это Дед Мороз оставил ей и её бельчатам мешок с подарками! Как вы думаете, какие подарки Дед Мороз оставил белочке? (Грибы и орешки.) Нарисуйте в мешке грибы и орешки. Раскрасьте картинку.
Дети раскрашивают картинку с помощью цветных карандашей. Предварительно педагог просит дорисовать деревьям ветви и листочки.
Пальчиковая гимнастика. «Цыплята»
Десять маленьких цыплят
По двору гулять хотят.
(Сжимаем и разжимаем ладошки.)
Мама курица идёт,
(Превращаем каждую ладошку в «клювик», располагая большой палец под остальной ладонью, поворачиваем клювики влево, вправо.)
«Ко-ко-ко!» - цыплят зовёт.
(Открываем и закрываем клювики: «Ко-ко-ко».)
Двое к маме подбежали
И послушно рядом встали,
(Ладони прямые, сгибаем только большие пальцы.)
Ещё двое под кустом
Ей кричат: «Сейчас идём!»
(Сгибаем только указательные пальцы.)
Двое червячка поймали,
Маме отвечать не стали.
(Сгибаем средние пальцы.)
Двое крикнули: «Мы тут!
Дай ещё нам пять минут!»
(Сгибаем безымянные пальцы.)
Двое спрятались: «Постой!
Не хотим идти домой!»
(Сгибаем мизинцы.)
Кот соседский вдруг проснулся
Потянулся, облизнулся.
(Потягивания.)
Побежали тут цыплятки
К своей маме без оглядки!
(Бегаем пальцами по столу.)
Мама детушек прикрыла
(Накрываем ладошками воображаемых цыплят.)
И в курятник проводила.
(Средние и указательные пальчики обеих рук чинно шагают по столу.)
Развитие фантазии и воображения. «Посмотри, на что похоже?»
Цель: развитие фантазии и воображения.
Материал: картинки с неопределённым изображением, дающим простор для фантазии. Каждому: лист с контуром кляксы, карандаши.
Прощание
Прощание педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:
Хоть и жалко расходиться,
Время нам пришло проститься.
Мы сюда придём опять
Заниматься и играть.