Оксана Мухарцева
Конспект комплексного занятия в старшей группе «Таинственная история про овал»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Знакомство с овалом в сравнении с прямоугольником и кругом. Продолжать учить видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов. Закреплять представления о круге,прямоугольнике. Развивать зрительное и слуховое восприятие,образное мышление.
Воспитывать у детей интерес к аппликации. Закреплять умение пользоваться клеем, салфеткой. Развивать глазомер, чувство формы и композиции. Воспитывать самостоятельность. Развивать творчество, мелкую моторику рук.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал. Фланелеграф, геометрические фигуры круги, овалы и прямоугольники разной формы.
Публикация «Конспект комплексного занятия в старшей группе „Таинственная история про овал“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Раздаточный материал. Овалы, круги и прямоугольники на каждого ребёнка.
Материал для аппликации. цветная бумага, 2 прямоугольника, квадраты оранжевого и зелёного цвета, клей, ножницы, кисточка, салфетка.
Содержание организованной деятельности детей:
Воспитатель: Ребята, что вы любите больше всего? А вы любите таинственные истории? Одну такую таинственную историю я вам расскажу.
В одном уютном доме жили друзья (выставляет изображение дома). Какой формы были стены этого дома (прямоугольные, его окна? (прямоугольные). Друзья часто сидели на стульях с удобными (круглыми) сидениями. Стол у них был (круглый). Накрывая на стол, друзья ставили (круглые) тарелки. В чай они пили с круглым печеньем (круглое). Однажды кто-то постучал в дверь их дома. Вышли друзья на порог и видят: стоит перед ними удивительная фигура, немного похожая на круг. (Выставляет на фланелеграф овал). Стали знакомиться.
Воспитатель предлагает желающим детям исполнить роли геометрических фигур.
1-й ребёнок (берёт прямоугольник и говорит от его имени) : Здравствуй, друг! Я - прямоугольник. У меня четыре стороны и четыре угла. Я похож на квадрат (перечисляет предметы).
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).
2-й ребёнок (берёт круг) : А я- Круг, у меня нет ни одного угла, я могу катиться. Я похож на…
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я.
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Вы подумайте, друзья,
И скажите, кто же я? (Круг)
Дети (хором) :
А ты кто?
Овал (за него говорит воспитатель) : Здравствуйте друзья! Меня зовут Овал, я по форме похож на круг, вот посмотрите (воспитатель ставит овал рядом с кругом, накладывает круг на овал, дети выделяют сходства и различия фигур). Я похож на прямоугольник, вот посмотрите (воспитатель ставит овал рядом с прямоугольником, накладывает овал на прямоугольник, дети выделяют сходства и различия фигур).
Воспитатель: Дети, назовите предметы, которые по форме похожи на овал (ответы детей).
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).
Овал. Пустите меня к себе жить.
Воспитатель: Согласились фигуры и стали они жить вместе.
Динамическая пауза
ЧТО ВЫШЛО?
Подними ладошки выше
И сложи над головой.
Что же вышло?
Вышла крыша.
А под крышей – мы с тобой. Дети складывают руки над головой.
Подними ладошки выше
И сложи дугой.
Кто же вышел?
Вышли – гуси
Вот один, а вот другой. Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук.
Подними ладошки выше
И сложи перед собой.
Что же вышло?
Вышел мостик.
Мостик крепкий и прямой. Дети складывают руки перед собой одна на другую «полоской».
Дидактическое упражнение
У воспитателя в руках модели овала и круга (высота овала должна равняться диаметру круга). Накладывая круг на фигуру овальной формы, воспитатель демонстрирует детям, что эти фигуры неодинаковые, подчеркивает их разницу. Самостоятельно обследуя модели фигур, рассматривая их, накладывая одну на другую, дети должны попытаться сформулировать вывод об их сходстве и различии. Круг может катиться, ему ничего не мешает, а овал нет, хотя у него тоже нет углов. У овала одна часть широкая, а другая сужается, как у яйца.
- Ребята, возьмите красный овал, проведите пальчиком по краям. Есть ли у овала углы? Стороны? На какую фигуру похож овал? Наложите на красный овал зеленый круг. (Фигуры должны быть одного размера.)
- Что вы заметили? Чем они отличаются друг от друга? (Нет углов и сторон, овал вытянутый, а круг нет.)
- Какие предметы похожи на овал? (Демонстрация картинок с изображением предметов, похожих на овал.)
- Теперь, ребята, возьмите в руки желтый прямоугольник. Проведите пальчиком по краям. Есть ли у него углы? Сколько углов? Есть ли стороны? Сколько сторон?
- На какую геометрическую фигуру похож прямоугольник? (На квадрат.)
Игра «Волшебный мешочек»
- Ребята, у меня есть волшебный мешочек, там лежат геометрические фигурки: овалы и прямоугольники.
Дети закрывают глаза, и каждый на ощупь достает по команде из мешочка или прямоугольник, или овал.
- Встаньте, пожалуйста, те, у кого зеленые овалы, теперь те, у кого красные. Каких получилось больше? Меньше?
- Встаньте те, у кого желтые прямоугольники, а теперь те, у кого синие. Каких получилось больше? Меньше?
Пальчиковая гимнастика
Будем пальчики считать 1, 2, 3, 4, 5
И фигуры называть
Вот квадрат, а вот кружок
Треугольничек и ромб,
А еще прямоугольник
И не трудно сосчитать
Их по счету ровно пять.
Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца складывают пальчика обеих рук в виде геометрических фигур. Показывают раскрытую ладошку.
Аппликация «Лисичка-сестричка»
Вырезаем из прямоугольников овалы (путём отрезания, закругления углов) Для ёлочки-треугольники зеленого цвета.
Для лисы-туловище-овал, хвост-овал, голова, уши, лапы-треугольники (разрезаем квадрат по диагонали, глаза-круги.
Для грибов-овал-ножка и полукруг-шляпка.
Все наклеиваем. Получается картинка-аппликация из геометрических фигур.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый-краса,
А зовут ее-(Лиса).
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса).
Рефлексия
1. Сегодня мы познакомились с новой фигурой (овалом)
2. Теперь я могу… (из прямоугольника вырезать овал)
3. Я научился (сравнивать круг и овал, прямоугольник и овал)
4. Мне захотелось … (Играть в игру «Волшебный мешочек»)
5. Я попробую дома сделать аппликацию …